Файл: Менеджмент управления человеческими ресурсами (Анализ человеческих ресурсов предприятия СЦ «Fit-Zone»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность системы управления человеческими ресурсами организации
1.2. Основные методы управления человеческими ресурсами организации
1.3. Функции, задачи и цели системы управления человеческими ресурсами организации
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ СЦ «FIT-ZONE»
2.1. Характеристика деятельности СЦ «Fit-Zone»
2.2. Анализ человеческих ресурсов предприятия
2.3. Оценка системы управления человеческими ресурсами СЦ «Fit-Zone»
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦ «FIT-ZONE»
1.2. Основные методы управления человеческими ресурсами организации
Выделим методы эффективного управления человеческими ресурсами, которые рассматриваются в научных работах российских и иностранных ученых, данные методы обобщены и структурированы в учебнике Глазова М.М.:[11]
1) управленческие (основанные на наказание и власти административной зависимости; ориентируется на дисциплину);
2) экономические (материальные поощрения, премии);
3) социально психологические.
Можно достигнуть при помощи: развития коллектива, формирования нормального эмоционального климата и творческой атмосферы.
Все эти группы методов управления рассматриваются как дополняющие друг друга и достигаются во время развития на производстве.
Существует намного больше методов системы управления, которые учитывают человеческий фактор, более сложные системы. Классификация методов приведена в таблице 1.
Таблица 1.1 Методы управления системы управления человеческими ресурсами организации[12]
Метод |
Описание |
Экспертно-аналитический |
Основан на наборе квалифицированных сотрудников по управлению человеческими ресурсами. Осуществляется проработка форм систематизации, записи и представляются заключения экспертов. При этом выявляются направления по совершенствованию управления. Но с отсутствием у экспертов единой системы оценки есть риск не высокой точности |
Параметрический |
Основа этого метода - выявление степени соответствия между элементами производственной системы и самой системы управления человеческими ресурсами |
Функционально-стоимостной анализ |
Основа этого метода - нахождении более выгодной системы управления человеческими ресурсами, потому что выявляются, лишние функции управления, которые не выполняются |
Метод аналогий |
Этот метод основан на разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления человеческими ресурсами) и определении границ и условий их применения |
Типизации подсистем |
Метод основан на эффективном использовании типовых решений при совершенствовании управления человеческими ресурсами. |
Творческих совещаний |
Основа метода - обсуждение всеми сотрудниками развития системы управления благодаря потоку идей. |
Коллективный блокнот |
Метод коллективного блокнота продвигает идеи каждого с последующей их коллективной оценкой. |
Более современные методы управления предлагают использование двух стилей:
- стиль роли (сформировать у сотрудников чувство важности в коллективе);
- стиль прямого управления (каждый сотрудник должен знать, где начинаются и заканчиваются его обязанности).
По мнению Авдеева В.В. существует множество методов управления человеческими ресурсами, и они приведены на рисунке 3[13] [1, с. 105].
Основные методы управления человеческими ресурсами, по его мнению, это:
- организационно-распорядительные (непосредственные руководящие указания);
- экономические (основанные на материальных стимулах);
- социально-психологические (используются для увеличения социальной активности человеческих ресурсов).
Теперь виды методов управления человеческими ресурсами рассмотрим подробнее. Первый вид – это методы организационно-распорядительные или, как они еще называются, административные. Для данной группы методов характерно централизованное влияние на сотрудников предприятия.
Административные методы «работают» посредством воздействия на поведенческие мотивы, а именно: чувство долга, дисциплинированность, ответственность, желание придерживаться корпоративной культуры, лояльность к фирме.
Рис. 3. Методы управления человеческими ресурсами
К данному виду методов относятся такие подвиды, как:
− методы организационного влияние, которые опираются на соответствующие нормативные документы (например, инструкции и т.п.) данной фирмы;
− организационно-стабилизирующие методы – это федеральные законы, стандарты и другие нормативные акты государственного уровня;
− дисциплинарные методы – это методы, которые сдерживают воздействие негативных стимулов такие, как риск увольнения, штрафные санкции, − распорядительные методы – те, которые установлены документами оперативного руководства (например, приказы и распоряжения).
Второй тип – это экономические методы, делящиеся на две группы:
− экономические методы, которые действуют внутри предприятия (например, поощрения труда материального характера);
− экономические методы общегосударственные (например, налоговая система государства, механизмы кредитно-финансового характера конкретного региона или всей страны).
И третий тип методов управления человеческими ресурсами – это социально-психологические методы, к которым относятся все методы морального, психологического воздействия на персонал фирмы и которые связанны с социальными взаимоотношениями в трудовом коллективе.
К данном типу методов можно отнести такие, как:
− умение руководителя предприятия быть примером для своих сотрудников, его способность мотивировать своих работников, а также эффективно управлять кадровым составом;
− формировать группы сотрудников так, чтобы в них присутствовала творческая атмосфера и положительный морально-психологический климат, то есть с учетом психотипа и характера каждого работника фирмы;
− организация участия сотрудников в управлении предприятием, в принятии различного рода решений;
− поддержка общепринятых социальных и этических норм;
− стимулирующие и мотивирующие ориентиры: ощущение сопричастности, общности целей и задачи деятельности;
− организация досуга сотрудников фирмы, удовлетворения их культурных, эстетических и духовных потребностей;
− гарантия социальной защиты человеческих ресурсов, куда относятся различного рода льготы, бонусы, бесплатное питание, компенсация мобильной связи и т.д.;
− формирование системы санкций и поощрений, основанной на сочетании негативных и положительных стимулов. Чаще всего предприятие использует в своей деятельности ни один, а комплекс методов управления человеческими ресурсами. Но в любом случае эффективность используемых методов зависит от особенностей производственной деятельности.
1.3. Функции, задачи и цели системы управления человеческими ресурсами организации
Управление, которое ориентировано на работу с сотрудниками фирмы, подразумевает тот факт, что существует управленческая структура, связывающая руководящие кадры предприятия с подчиненными, а также грамотно сформулированные задачи управления сотрудниками фирмы. В качестве главных целей управления человеческими ресурсами можно назвать развитие фирмы и финансовую стабильность.
Можно определить несколько ориентиров цели управления человеческими ресурсами – это:
− экономическое направление цели: здесь подразумевается получение заранее определенного дохода, как итога работы фирмы;
− научно-техническое: данное направление обеспечивает необходимый научно-технический уровень соответствия продукции требованиям рынка сбыта, а также увеличения трудовой производительности за счет введения технологических новшеств;
− производственно-коммерческое – обеспечение конкретного объема изготовления и реализации продукции предприятия;
− социальное: данное направление должно обеспечивать достижение нужной степени социальных потребностей. Таким образом, даже если основная цель системы управления человеческими ресурсами – это экономический рост фирмы, одновременно учитывается и социальный аспект. Организационные цели по управлению человеческими ресурсами должны учитывать потребности сотрудников и одновременно вести к росту экономического благополучия предприятия.
Для осуществления цели управления человеческими ресурсами создается специальная система с применением современных научных правил и методических рекомендаций специалистов, которая позволяет руководить кадрами предприятия. И если сама цель управления кадрами является статичным состоянием, достичь которого стремятся постановщики цели, то динамическим процессом является функция управления человеческими ресурсами.
И.Н. Герчикова в качестве главных задач управления человеческими ресурсами называет следующие:[14]
− система управления кадрами должна быть эффективной и жизнеспособной;
− формирование плана работы с сотрудниками в долгосрочной перспективе;
− разработка оперативного плана работы с человеческими ресурсами;
− определение качественной и количественной потребности в персонале.
Для решения вышеуказанных задач необходимо проводит ряд мероприятий, а именно:
− отбор сотрудников согласно коллективным требованиям;
− повышение мотивации и стимулирование человеческих ресурсов;
− урегулирование возникающих споров и конфликтов;
− формирование безопасных условий труда для сотрудников;
− составление штатного расписания и подготовка должностных инструкций.
На основании представленных задач, отметим, что функции, которые должны быть выполнены, должны применяться в каждом предприятий для того, чтобы данные нововведения были эффективными. Карташова Л.В. в механизме управления трудовыми ресурсами выделяет четыре функции управления, для наглядности представленные на рисунке 4.[15]
Рис. 4. Функции системы управления
Основой многофункциональной цепочки считается составление плана, что определяет миссии, задачи, структуру программы концепции управления человеческими ресурсами.
Для любых целей организации характерны следующие признаки:
- отражение положения дел в будущем;
- отражение состояния дел с моментом обязательности для всех сотрудников;
- официальное принятие и получение одобрения руководителя.
Система управления человеческими ресурсами – это стимул, цели управляют и координируют поведение сотрудников предприятия и одновременно отвечают за утверждения критериев контроля. Иначе говоря, цели управления отвечают за реализацию таких функций, как:
- управление человеческими ресурсами;
- координация действий;
- контроль и корректировка критериев в соответствии с изменяющимися окружающими условиями.
Итак, система целей управления человеческими ресурсами обладает двойной направленностью и в зависимости от умения руководства предприятия совместить эти две направленности в итоге зависит эффективность деятельности всего предприятия в целом. Система управление человеческими ресурсами обладает колоссальным значением в совершенствовании деятельности любой организации. Директору по персоналу необходимо уметь качественно подбирать сотрудников, чтобы затем их потенциал направить на благо предприятия.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ СЦ «FIT-ZONE»
2.1. Характеристика деятельности СЦ «Fit-Zone»
СЦ «Fit-Zone» вот уже 12 лет присутствует на рынке фитнес-индустрии. Центр расположен на площадке около 2000х тысяч кв.м., оформленных по самым высоким фитнес-стандартам и включает в себя:
тренажерный зал с панорамным видом на город; залы: бокса, восточных единоборств, групповых программ, два зала для индивидуальных занятий, игровой зал, скалодром, детский центр, фитнес-бар, салон красоты, кабинет массажа, косметологический кабинет, финская сауна, хамам, консультации врача, диетолога и. т.д.
Так же огромными преимуществами СЦ «Fit-Zone» являются:
- удобное расположение в центре города;
- удобный график работы, позволяющий всем категориям населения выбрать для себя время и посетить фитнес-центр;
- команда профессионалов, которая позволяет заниматься самостоятельно или под руководством тренера;