Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель: определить особенности эмоциональной сферы конкретного индивида в конкретной ситуации.

Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Тест Люшера проводился с детьми следующим образом: ребенку предлагался набор из восьми цветных карточек. Предлагалось выбрать из разложенных перед ним карточек самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент.

Ребенок выбирал карточку, откладывал ее в сторону. Далее ему давалась инструкция: «А теперь выбери из оставшихся карточек тот цвет, который тебе больше нравится и положи его рядом с тем, который ты уже выбрал» и т.д. пока ребенок не разложит все предложенные ему цвета в порядке нисходящего предпочтения. Экспериментатор записывал номер каждого выбранного цветового эталона. Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты; и полностью повторяется процедура выбора (2 выбор является более спонтанным и поэтому более валидным, чем первый).

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) представлена в Приложении 2.

Показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) – индикатор психологического благополучия, отражающий уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущий испытуемому. Эта напряженность заключается в неумеренно завышенном расходовании нервно-психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными проблемами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъективно значимых целей.

На основании аутогенной нормы, вычисляется сумма отклонений (без учёта знака) по всем восьми цветам 2 выбора испытуемого.

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму – индикатор психологического благополучия. Здесь цифрами обозначены 8 цветов: 0 – серый, 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый, 5 – фиолетовый, 6 – коричневый и 7 – черный. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение.


Величина ВК, предложенная К. Шипошем, определялась по формуле:

ВК = (18–К–Ж) / (18–С–3), где буквами обозначены места цветов при выборе обследуемого (К – красного, Ж – желтого, С – синего и З – зеленого, 18 – коэффициент).

Оптимальное значение ВК=1,2 ед. Значение от 1,8 и выше свидетельствует о затруднениях в переносимости нагрузки, о необходимости волевых усилий. Значение в зоне менее 0,6 говорят о парасимпатикотонии, недовосстановлении или болезненном состоянии. Значение ВК более 1 характеризует внутреннюю готовность к реализации сил в деятельности, менее 1, особенно менее 0,75 – говорит об усталости, склонности к сохранению, накоплению сил.

3. Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, злость, страх, удивление, интерес, спокойствие, мрачность

Эмоциональные состояния находились в случайном порядке. Инструкция к методике представлена в Приложении 3.

Процедура диагностики: при предъявлении изображений экспериментатор обращал внимание ребенка на характерные для эмоционального состояния признаки (мимические знаки) и помогал сформулировать название эмоции, если ребенок в этом затруднялся.

Результаты подвергались качественной и количественной обработке. Количественная обработка предполагала подсчет числа самостоятельно узнанных эмоций и общего коэффициента узнавания. Качественная обработка предполагала анализ формулировок, используемых ребенком для обозначения эмоций. В ряде случаев эти формулировки не были точными, но отражали адекватность ребенка в понимании содержания изображенной эмоции. В этом случае ответ засчитывался как верный.

Результаты оценивались по трем уровням (низкому, среднему и высокому).

Итак, нами были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности личностного развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Данные методики проверены на валидность и имеют хорошие прогностические показатели.

Данные по методике « «Рисунок человека» представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1


Уровень тревожности (в %)

Уровень тревожности

Экспериментальная группа

Высокий уровень

80,0

Средний уровень

20,0

Низкий уровень

0,0

Высокий уровень тревожности отметили у 8 детей (80,0%) ЭГ. На своих рисунках дети в большинстве случаев не задавались целью передать реальную форму изображаемого объекта, в частности, человеческой фигуры. Их рисунки воспроизводили определенные схемы.

Рис. 1 – Результаты методики «Рисунок человека», уровни

тревожности

У детей с высоким уровнем тревожности (Боря К, Катя Т..,Денис Д, Саша П., Коля В., Настя Ж, Таня Л, Артем Ч.) рисунки представляют собой простейшую схему. Тело – в виде «огурца» либо неправильной геометрической фигуры; руки и ноги изображены одинарными линиями. Вместе с тем, руки начинаются от его верхней части. Присутствуют практически все основные детали: голова с глазами, ртом и носом, туловище, руки, ноги – и некоторые детали второстепенные: пальцы, ступни, уши, волосы, зрачки глаз. На рисунке Саши П. отсутствуют ступни ног.

Приведем пример рисунка детей данного уровня тревожности.

Денис Д. (6 лет) Большой рисунок посередине, что говорит об энергичности, уверенности, возбудимости. Тело человека представлено обычной геометрической фигурой (овал). Руки представляют собой одинарные линии. Ноги имеют объем, однако отсутствуют ступни. На рисунке много штриховки (волосы, ноги).

Настя Ж. Рисунок расположен на листе слева, что говорит о неуверенности в себе. Тело человека представлено обычной геометрической фигурой (типа треугольника). Руки и ноги представляют собой одинарные линии. Линии на рисунке имеют неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходят друг на друга; часто ребенок проводит по одной линии несколько раз. На рисунке много штриховки (тело, ноги).

Рисунки отмечаются множественными исправлениями, штриховками. Большинство рисунков сделано с сильным нажимом карандаша.

Средний уровень тревожности показали 2 ребенка (20,0%).

У детей со средним уровнем тревожности (Диана К., Саша А.) на рисунках изображено детализированное схематическое изображение, содержащее все основные (пальцы, волосы, брови, ресницы), на рисунке Бори К. изображены такие второстепенные детали как пуговицы и воротник рубашки; а у Дианы – одежда. Однако также отмечаются штриховки, сильный нажим карандаша, частые исправления рисунка. На рисунке Саши А. изображена одежда, но однако отсутствуют кисти рук.


Приведем пример рисунка ребенка данного уровня тревожности.

Диана К. Рисунок расположен на листе внизу, что говорит о неуверенности в себе. На рисунке изображено два человека, один в виде фигуры «овал»; другой – детализирован – видна одежда. На рисунке много штриховки.

В целом большинство рисунков детей экспериментальной группы говорят о нестабильном эмоциональном состоянии, наличии тревожности, неуверенности в себе.

Данные методики «Рисунок человека» показывают, что дети часто демонстрируют преобладание отрицательных эмоций, тревожности, агрессивности. По результатам методики можно сделать следующий вывод: эмоциональная сфера большинства детей характеризуется тем, что у них выражена потребность в любви и привязанности, в стабильных близких межличностных отношениях. Многие дети отличаются низкой эмоциональной устойчивостью. Фиксируются заострённые черты характера, повышенная конфликтность, неуверенность в себе.

С детьми важно проводить работу в обозначенном направлении: обеспечение ребёнку максимального психологического комфорта, атмосферы заботы и безусловного принятия, обеспечение каждому ребёнку условий для его самовыражения и расширение эмоциональной-чувственной среды, формирование и поддержка в ребёнке позитивного отношения к себе и другим людям.

Далее рассмотрим результаты методики «Цветовой тест Люшера».

В основном дошкольники с интересом отнеслись к занятию: внимательно выслушали инструкцию, кивали головой, давая понять, что задание им понятно. Однако многие отнеслись к заданию как к обычной учебной ситуации, не проявляя особого интереса. А некоторые выразили свое недовольство, пытаясь отказаться от задания.

Поведение испытуемых во время тестирования определялось нами на основании наблюдения, которое показало наличие общей внутренне существующей неустойчивости эмоциональной сферы детей. Общая неустойчивость проявилась в том, что каждый ребенок из двух произведенных проб давал стабильно разные результаты, но при этом дети ЭГ не ориентировались на мнение взрослого и не пытались давать социально желательные ответы.

Количественные результаты констатирующего эксперимента по методике Люшера по показателю «суммарное отклонение» представлены в таблице 2.

Таблица 2 и рисунок 2 демонстрируют, что дети экспериментальной группы часто демонстрируют преобладание отрицательных эмоций (70%).

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента по методике Люшера по показателю «суммарное отклонение»


Группа

Количество детей

зона

II (преобладание отрицательных эмоций)

III (эмоциональное состояние в норме)

IV (преобладание положительных эмоций)

ЭГ

10

70

20

10

Нормальной состояние фиксируется только у 20% детей ЭГ. Преобладание положительных эмоций отмечается у 10%. Проиллюстрируем это на рисунке 2.

Рис. 2 – Особенности настроения дошкольников (в процентах, %)

В таблице 3 проанализируем особенности работоспособности, состояния усталости и истощения у детей.

Из таблицы 3 видно, что 30% детей характеризуются состоянием хронической усталости, истощения. Компенсируемое состояние усталости отмечено у 30% детей группы. Оптимальная работоспособность – у 20%. Перевозбуждение испытывают 20% детей экспериментальной группы.

Таблица 3

Результаты констатирующего эксперимента по методике Люшера по показателю «вегетативный коэффициент»

Группа

Количество детей

зона

II (хроническое переутомление, истощение)

III (компенсируемое состояние усталости)

IV (оптимальная работоспособность)

V (перевозбуждение)

ЭГ

10

30

30

20

20

Проиллюстрируем показатели вегетативного коэффициента на рисунке 3.

Рис. 3 - Особенности состояния утомления детей

(в процентах, %)

Приведем конкретные примеры по группе детей.

СО III зона (2 человека: Боря К, Диана К,) – эмоциональное состояние в норме. Ребёнок может радоваться и печалится, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

СО II зона ( 7 дошкольников: Катя Т..,Денис Д, Саша П., Коля В., Таня Л., Настя Ж, Артем Ч,) говорит о преобладании отрицательных эмоций. У детей доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребёнок не может преодолеть самостоятельно.

СО IV зона (1 ребенок: Саша А) говорит об оптимистичном состоянии.

ВК V зона (2 человека: Катя Т., Денис Д.) - такое состояние является результатом работы на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.