Файл: Тревожность у детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 661

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Организация и проведение исследования

Эмпирическое исследование стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте включало следующие этапы:

1 этап. Установление уровня тревожности в группе детей дошкольного возраста. Использовался тест тревожности (Р. Тэмпелл, В. Амен, М. Дорки)[29]. Экспериментальный материал теста представлен 14 рисунками, размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию и выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь кон­тур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными ри­сунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. В ходе проведения исследования рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявление ребенку рисунка, сопровождается инструкцией (см. Приложение 1).

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказы­вания ребенка фиксируются в специальном протоколе. Далее осуществляется количественный и качественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожно­сти ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему чис­лу рисунков (14). В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделя­ются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (выше 50%); б) средний уровень тревожности (от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (от 0 до 20%). Качественный анализ предполагает анализ каждого ответа в отдельности.

2 этап. Исследование стиля взаимодействия родителей с детьми. Использовался опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской[30]. Использовались два параллельных опросника – для детей и родителей, измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия.

Шкалы опросника: нетребовательность-требовательность, мягкость-строгость, автономность-контроль. Эмоциональная дистанция-близость, отвержение-принятие, отсутствие сотрудничества-сотрудничество, тревожность за ребенка, непоследовательность-последовательность, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком.


3 этап. Разработка программы психокоррекции тревожности у дошкольников на основе использования сказочных персонажей.

Выборочная совокупность включала 12 дошкольников, временно находящихся в БУОО «Комплексный цент социального обслуживания населения», в возрасте от 5 до 7 лет, из них 11 человек женского пола, а 9 – мужского пола, а также 19 родителей, в возрасте от 21 до 35 лет.

2.2. Особенности стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте

Рассмотрим результаты эмпирического исследования тревожности у дошкольников.

Результаты количественной и качественной обработки и интерпретации, полученных с помощью теста тревожности данных, позволили выделить две однородные группы дошкольников, характеризующиеся высоким и средним уровнем тревожности (см. Таблица 1).

Таблица 1

Средние показатели уровня тревожности у дошкольников

(в процентах)

Группы дошкольников

Уровень тревожности

высокий

1 группа

60,78%

средний

2 группа

43,12%

Ни один из детей дошкольного возраста не набрал того количества баллов, которое соответствует низкому уровню тревожности. Данный факт, скорее всего, связан с тем, что в центре прибывают дети с проблемами социально-психологической адаптации, как правило, из проблемных семей.

Дети с высоким уровнем тревожности (60,78%) во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волновались относительно правильности ответов и т.п. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: грызли ногти, качали ногой, вели себя суетливо и т.п. Некоторые дети активно или пассивно отказывались от диагностики. Активный отказ проявлялся в словесной форме или демонстративном поведении. Пассивный отказ был связан с проявлением повышенной отвлекаемости, попытке завязать разговор на отвлеченную тему, роняли обувь и т.п.

В ходе диагностики высокотревожные дети чаще выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Свой выбор обосновывали следующими ответами: «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама ее не любит», «Потому что он плохой», «Потому что его все бросили и он один», «потому что его всегда ругают» и т.п.


Дети со средним уровнем тревожности (43,12%) были более позитивно настроены на контакт с психологом. В ходе процедуры тестирования не проявляли отказов, однако присутствовали признаки робости, нерешительности, сомнения. В ходе диагностики дети из данной группы выбирали, как печальные, так и веселые лица. Их ответы были более разнообразные: «Ему надоело играть», «Потому что я люблю гулять с мамой», «Я всегда беру с собой спать игрушку», «Мама заставляет его, а он не хочет», «Потому что мама хочет уйти от него», «Потому что кто-то отбирает у него игрушку», «Пьет молоко, и я люблю пить молоко» и т.п.

Далее рассмотрим результаты исследования особенностей взаимодействия родителей с дошкольниками.

Группа дошкольников с высоким уровнем тревожности оценили стиль взаимодействия с родителями следующим образом. Они характеризуют родителей как очень требовательных, достаточно суровых, склонных к применению строгих мер и жестких правил, склонных постоянно контролировать поведение ребенка, отсутствие сотрудничества, непоследовательность в требованиях, поощрениях и наказаниях, не принятие личностных и поведенческих проявлений ребенка. При этом дети данной группы отмечают не желание делиться с родителями сокровенными мыслями, желание держаться на дистанции от родителей, частые разногласия между ними, низкий уровень авторитета и удовлетворенности отношениями ребенка с родителями. Указанные признаки свидетельствуют о явных нарушениях в структуре детско-родительских отношений.

Причем результаты оценки «детско-родительских» взаимоотношений родителями детей с высокой тревожностью обнаружили явно выраженную противоречивость, по сравнению, с оценкой детей. Они оценили свой стиль как достаточно мягкий, с элементами сотрудничества, последовательности в предъявлении требований, в применении наказаний и поощрений. Родители детей с высоким уровнем тревожности отметили удовлетворенность отношениями с ребенком, считая при этом, что они обладают достаточным авторитетом для ребенка, находятся в согласии, принимают личностные качества и поведенческие проявления, оценивают отношения как достаточно близкие.

Сравнительный анализ оценок особенностей взаимодействия родителей с детьми в группе дошкольников с высоким уровнем тревожности обнаружил явно выраженную несогласованность, что свидетельствует о явно выраженных нарушениях в структуре детско-родительских отношений.

В группе детей со средним уровнем тревожности степень согласованности взаимодействия детей и родителей оказалась гораздо выше, что позволяет признать отсутствие ярко выраженных нарушений в структуре детско-родительских отношений. В целом их отношения характеризуются адекватным уровнем требовательности, мягкости по отношению к детям, средней степенью контроля по отношению к ребенку, достаточной эмоциональной близости, принятием личностных и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничеством, достаточным авторитетом родителей, удовлетворенностью отношениями. Однако отмечается некоторая непоследовательность родителей в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений, что, скорее всего, является следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности и т.п.


Таким образом, результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и тревожности детей дошкольного возраста позволили сформулировать следующие выводы:

Дети дошкольного возраста обнаруживают достоверные статистически значимые различия в степени выраженности тревожности. Выделяются две группы дошкольников с высоким и средним уровнем тревожности. Низкий уровень тревожности не выявлен.

В группе детей дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности отмечается несогласованность оценок особенностей взаимодействия детьми и родителями, что свидетельствует о нарушениях в структуре родительско-детских отношений. Стиль воспитания родителей детей с высоким уровнем тревожности отличается чрезмерной требовательностью, суровостью, склонностью к применению строгих мер и жестких правил, постоянному контролю поведения ребенка, отсутствием сотрудничества, непоследовательностью в требованиях, поощрениях и наказаниях, непринятием личностных и поведенческих проявлений ребенка. Как следствие родительско-детские взаимоотношения характеризуются дистанцированностью, отсутствием доверительного контакта, наличием разногласий, авторитета, удовлетворенности взаимоотношениями. Обращает внимание факт неадекватно завышенной самооценки стиля воспитания у родителей детей с высоким уровнем тревожности.

В группе детей со средним уровнем тревожности наблюдается достаточная согласованность оценок стиля взаимоотношений со стороны детей и родителей. Стиль воспитания в данной группе характеризуется адекватным уровнем требовательности, мягкости по отношению к детям, средней степенью контроля по отношению к ребенку, достаточной эмоциональной близостью, принятием личностных и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничеством, достаточным авторитетом родителей, удовлетворенностью отношениями. При этом установлено, что в ряде случаев родители могут проявлять некоторая непоследовательность в своих требованиях к детям, в применении наказаний и поощрений, что, скорее всего, является следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности и т.п. Указанные характеристики стиля воспитания свидетельствуют об отсутствии выраженных нарушений в структуре родительско-детских отношений.


2.3. Психологическая коррекция тревожности у детей в дошкольном возрасте

Программа коррекции тревожности у дошкольников посредством использования психологических ресурсов сказочных персонажей разрабатывалась на основе теоретических положений о сущности, структуре, уровнях психологического здоровья И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой[31], а также форм и методов работы над сказкой, предложенных Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко[32].

Данная программа носила дифференцированный психокоррекционный характер в зависимости от уровня тревожности и психологического здоровья дошкольников. Она отвечала возрастным задачам развития дошкольников и обеспечивала возрастное развитие.

В программе коррекции тревожности участвовали дошкольники с высоким и средним уровнем тревожности. Многие исследователи (В. Франкл, М. Кляйн, И.В. Дубровина и др.) отмечали высокую значимость трудных ситуаций и барьеров для развития дошкольников. Препятствия, вызывающие активность ребенка, инициируют потребность поиска способов и выработки стратегий их преодоления.

Причем трудные ситуации воздействуют двояким образом. Они могут вызывать негативные эмоции, нарушать социальную адаптацию, негативно влиять на личностное и психологическое развитие, вызывать психосоматические расстройства. Однако они также могут детерминировать развитие воли, способствовать приобретению опыта преодоления барьеров, трудных жизненных ситуаций, мотивировать к саморазвитию. Последовательно преодолевая сложные жизненные задачи, дошкольник, преодолевая тревожность, накапливает опыт преодоления.

Однако, следует учитывать, что необходимость напряжения, предполагает его определенную периодичность, последовательное чередование с состояниями расслабления в процессе коррекции тревожности у дошкольников. При этом трудность ситуации, предлагаемая в сказке и вызываемое напряжение, при последующем ее разборе должны отвечать возрастным, индивидуальным возможностям дошкольников.

При этом решение задачи психологом в процессе коррекции тревожности у дошкольников методами сказкотерапии не должно сводиться к помощи в преодолении ситуаций затруднения. Необходима помощь в совместном с детьми поиске смысла обучающего воздействия в процессе анализа сказки. Прежде всего, у дошкольников должно сформироваться представление о своих ресурсах и возможностях их использования.