Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности у дошкольников
1.2. Подходы к исследованию тревожности
1.3. Тревожность у детей в дошкольном возрасте
Глава 2. Результаты исследования стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Особенности стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
2.3. Психологическая коррекция тревожности у детей в дошкольном возрасте
Введение
Актуальность проблемы исследования влияния стиля воспитания в семье на тревожность детей в дошкольном возрасте обусловлена необходимостью установления причин проявления тревожности у детей, а также поиском психологических механизмов коррекции тревожности.
Различные аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на его развитие активно исследуются в психологии, поэтому факт того, что стиль детско-родительских отношений в семье является одним из ведущих при формировании личности ребенка, особенностей его эмоциональной сферы, поведения не вызывает сомнений.
Наиболее наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется в процессе воспитания ребенка. В частности, многие исследователи подчеркивали, что нарушение стиля семейного воспитания, особенно проявление дисгармонии отношений «мать-дитя» является ключевым патогенетическим фактором, детерминирующим повышение тревожности, а также развития невроза у детей в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст, во многом, определяющий в становлении личности ребенка, поскольку многие основные психические процессы, свойства и личностные качества активно формируются в данный период жизни. От того, как они будут сформированы, во многом зависит все его последующее развитие, психологическое здоровье.
В настоящее время увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема диагностики тревожности и ее своевременной коррекции в дошкольном возрасте приобретает большую практическую значимость.
В психологии наибольшее распространение получили следующие критерии для оценки взаимодействия родителей с детьми: автономия –контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение – принятие (А. Роэ, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, В. Шутц, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность –последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, У.Х. Севелл, А.И. Захаров), сотрудничество и согласие (Р.Ф. Бейлз), авторитетность (А.С. Макаренко, С.В. Ковалев).
Проблеме исследования детской тревожности посвящены работы Ю.М. Антоняна, В.М. Астапова, В.К. Вилюнаса, Н.В. Вязовца, Ж.М. Глозмана, В.Р. Кисловской, Н.Д. Левитова, Л.В. Марищук, О.Г. Мельниченко, Ч.Д. Спилбергера и др. А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др. отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностным новообразованием – тревожностью.
Решение проблемы установления взаимосвязи между стилем воспитания в семье и тревожностью детей в дошкольном возрасте предполагает разработку мер психологической коррекции и профилактики.
Объект курсовой работы: стиль семейного воспитания, тревожность детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте.
Цель исследования: установить взаимосвязь между стилем воспитания в семье и тревожностью детей в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности в дошкольном возрасте.
2.Проанализировать особенности различных стилей воспитания в семье.
3. Рассмотреть подходы к исследованию тревожности, а также особенности проявления тревожности у детей в дошкольном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте.
4. Разработать программу психологической коррекции тревожности детей в дошкольном возрасте.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования разработанного и апробированного алгоритма диагностики и коррекции тревожности в дошкольном возрасте в условиях дошкольных учреждений, а также в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов, психологов.
Глава 1. Теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности у дошкольников
1.1. Стиль воспитания в семье
Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок-взрослый».
Рассмотрим типы семейного воспитания детей, выделенные А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером[1]. Отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка») характеризуется гипопротекция (гипоопека). При таком характере взаимоотношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным. Окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу предполагает доминирующая гиперпротекция. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка (доминирующая гиперпротекция). Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи. Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий тревожность у ребенка.
А.Л. Варга выделяет три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий[2]. Эмоционально-отвергающий тип характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».
В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество[3]. Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение. Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга. Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера. Лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера[4]. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.
В.И. Гарбузов считает, что существует три патогенных типа воспитания[5].
Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение в социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети флегматики – тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.
Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания[6]. Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви либо полностью отвергают его. Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов. В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи. Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи. В окружении ребенка отсутствует человек, способный понять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.
Личностная тревожность матери, имеющей с ребенком симбиотические отношения, также провоцирует возникновение тревожности[7]. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, ограждает его от трудностей и жизненных проблем, «привязывая» ребенка к себе, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. Поэтому, когда ребенок остается один, он испытывает беспокойство, легко теряется, волнуется и боится. У таких детей развиваются пассивность и зависимость, вместо активности и самостоятельности. Тревожный характер привязанности часто провоцируется не только матерью, слишком опекающей ребенка, но и другими взрослыми, ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Это может быть не обязательно гиперопека, но и средний уровень заботы, носящей формальный, чрезмерно правильный, обезличенный характер. А.И. Захаров отмечает также, что, если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязывается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство[8]. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера.
Еще один момент, связанный с характером взаимоотношений ребенка с родителями определяется тем, что дети в возрасте 5-7 лет стараются идентифицировать себя с родителем того же, что и он, пола. Благодаря этому либо мать, либо отец оказывают особенно сильное влияние на формирование характера детей в дошкольном возрасте. Таким образом, идентификация с полом родителей представляет собой одно из выражений процесса социализации – приобретения навыков групповых отношений как определенной стадии формирования личности. При воспитании в неполной семье или в семье с негармоничными взаимоотношениями, когда традиционно мужские роли исполняет мать, у ребенка может быть искаженным образ пола, что, в свою очередь, провоцирует развитие тревожности.
Тревожность может порождаться воспитанием, основанным на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется трудом. Отношение родителей к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.
Таким образом, на проявление тревожности у детей дошкольного возраста в значительной степени влияет стиль воспитания в семье. При этом различные исследователи предлагают различные классификации стилей. Называют такие причины тревожности детей в дошкольном возрасте, связанные с характером внутрисемейных отношений: 1) излишние опека, протекционизм родителей; 2) условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; 3) плохая приспособленность ребенка – тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть и т. д.
1.2. Подходы к исследованию тревожности
Исследование состояния тревоги требует принципиального уточнения определенных теоретико-методологических положений, способствующих разграничению понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. Термин «тревога» используется психологами в различных значениях[9]. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.