Файл: Тревожность у детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 672

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причиной многозначности и неопределенности использования термина тревога является обозначение с его помощью хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий – тре­воги, личностной тревож­ности, немотивированной тревожности. Чаще понятие «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, кото­рое связано с субъективными ощущениями напряже­ния, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологичес­кой стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы[10].

Однако чаще тревогу представляют как негатив­ное состояние, связанное с переживанием стресса. В данном случае тревога – это реак­ция на различные стрессоры, характеризующаяся различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспо­койства и сопровождается выраженной активизацией вегетатив­ной нервной системы[11].

Выделяют специфические теоретические подхо­ды к исследованию тревоги[12]. Системно-структурный подход предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функ­циональный подход представляет состояние тревоги как отражательную форму психики, запечатлеваю­щую отношения между предметным миром и человеком или между людьми. При этом тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологиче­ском и физиологическом аспектах.

Условно причины, вызывающие тревогу и влияющие на измене­ние ее уровня, разделяют на субъ­ективные и объективные[13]. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с искаженным предвосхищением исхода предстоящего события, и психологические причины, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Сре­ди объективных причин, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требова­ния к психике человека и связанные с неопределенностью ис­хода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

Термин «личностная тревожность» используется для обо­значения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги[14]. В зависимости от того, как ча­сто и как интенсивно у человека возникает состояние тревоги определяется уровень личностной тревожности. Тра­диционно тревожность как свойство личности, определяют в виде тенденции переживания нейт­ральной ситуации как угрожающей и поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность, являясь достаточно устойчивой характе­ристикой личности, отражает потенци­альную предрасположенность интерпретировать отдельные ситуации как содержащие в себе угрозу[15].


Причины тревожности личности могут определяться социальным, психологическим и психофизио­логическим уровнями. Причиной тревожности могут быть, например, социальные проблемы человека, связанные с нарушениями в общении. Психологический уровень может определяться неадекватным восприятием человека самого себя, конфликтным строением самооценки, одновре­менной актуализацией двух противоборствующих тенденций – с одной стороны, потребностью оценить себя высоко, а с другой стороны, чувством неуверенности[16]. Особенности строения и функционирования центральной нервной системы составляют психофизиологический уровень причин тревожности.

Личностная тревожность, создает специфический фон ее жизнедеятельности, связанный с переживанием субъективного неблагополучия и может не проявляться в поведении. Негативные стороны высоко­го уровня личностной тревожности имеют специфические проявления. Личность с высоким уровнем тревожности вос­принимает окружающий мир как содержащий угрозу и опасность, по сравнению с личностью с низким уровнем тревожности.

Высокий уровень тревожности ведет к развитию предневротических состояний и создает угрозу психичес­кому здоровью личности[17]. Высокий уровень тревожнос­ти неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, часто является источником агрессивного поведения, причем как у детей, так и взрослых. Тревожность снижает уверенность человека в общении, связана с отрицательным социальным статусом, способствует конфликтным отношениям.

Таким образом, проблема исследования тревожности характеризуется многоаспектностью, наличием дискуссионных проблем, различных теоретико-методологических оснований, неоднозначностью понимания сущности понятия «тревожность». Достаточно актуальной и практически значимой задачей является ранняя ди­агностика уровня тревожности. Тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном сте­чении обстоятельств в дошкольном возрасте может перерасти в тревожность как устойчивое свойство личнос­ти. Своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать возможных негативных влияний на психическое и психологическое здоровье дошкольников.

1.3. Тревожность у детей в дошкольном возрасте


Механизм формирования тревожности как свойства лич­ности связан со структурными изменениями личности, которые формируются постепенно, по мере закрепления отрицательных личност­ных установок, тенденций воспринимать ши­рокий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги[18]. Неоднократное повторение условий, провоцирующих повышение тревоги, детерминирует готовность к пережи­ванию этого состояния. Частое переживание тревоги закрепляется, переходя в свойство личности – тре­вожность. А. И. Захаров считает, что тревога зарож­дается уже в раннем детском возрасте и отражает «...тревогу основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вна­чале это мать, затем – другие взрослые и сверстники)»[19]. Разви­вая мысль о генезе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружа­ющих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога пе­рерастает в тревожность... превращаясь тем самым в устойчи­вые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста»[20]. Ближе к 7 и особенно к 8 го­дам... можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с пре­обладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым тре­бованиям и нормам.

Главными причинами, детерминирующими тре­вожность у дошкольников, являются неправильное воспита­ние и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью[21]. Отвержение, неприятие матерью ребен­ка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворе­ния потребности в любви, в ласке и защите. Ощущение условности материн­ской любви вызывает страх у ребенка. Неудовлетворение потребности ребенка в любви побуждает его добиваться ее удовлетворения любыми способами. Вероятность возникновения тревожно­сти высока у ребенка, воспитываемого по типу «гиперпротекции» (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количест­во ограничений и запретов, постоянное одергивание)[22].

Отсрочка подкрепления также может порождать тревогу у детей. Когда ребенку обещают что-либо приятное, например какой-нибудь подарок, и откла­дывают исполнение обещания, то ребенок обычно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли он обещанное. Состояние неуве­ренности, беспокойства проявляется у большинства детей в связи с отсрочкой подкрепления. Ожидание неприятного сопровождается не столько тревогой, сколько надеждой на то, что неприятности не будет. Ожидание выговора от родителей или воспитателей, сопровождается надеждой ребенка, что наказания не последует.


Тре­вожность может возникать и закрепляться в связи с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, приобретающих гипертрофиро­ванный характер[23].

Значительные трудности для ребенка часто представляет смена социальных отношений, что может стать причиной проявления тревожности[24]. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми, приходя в дошколь­ное учреждение. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность возникают в связи с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных ус­ловий и ритма жизни. При посещении ребенком детских учреждений тревож­ность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.

А.М. При­хожан, подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, обнаруживающуюся в ее источниках, содержа­нии, формах проявления компенсации и защиты, уточняет, что для каждого возрастного периода существуют определен­ные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования[25]. Эти возрастные «пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки, расположения и заботы. И наоборот, чем больше он подвержен тревоге, тем сильнее будет зависеть от эмоцио­нального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно пере­дающих ему свое беспокойство в процессе повседневного об­щения.

В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. При исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих[26]. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности в которой испытывают затруднения. Н.В. Имедадзе специально рассмотрел соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста. В ходе исследования была установлена значительная корреляционная взаимосвязь между показателями тревожности и уровнями притязаний. У детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний как правило, был близок к реальному выполнению заданий. У детей с высоким уровнем тревожности уровень притязаний был выше реальных возможностей, причем даже ряд последовательных неудач не снижали его.


Тревожность также может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию[27]. У детей она может подменять собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой того образования.

В дошкольном возрасте происходит также интенсивное развитие психических процессов, значительно более содержательным становится мышление, появляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Известно, что личностные качества человека находят свое специфическое выражение в его психических процессах. А.О. Прохоров отмечает, что изучение взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и характеристиками физиологической реактивности показывает, что состояния обуславливают диапазон проявлений психических процессов, разделяя однонаправленную динамику последних в сторону стабилизации и высокой продуктивности деятельности или снижения характеристик и уменьшен их продуктивности[28].

Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечается увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. При этом, как отмечалось выше, причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддают коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

Глава 2. Результаты исследования стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте