Файл: Тревожность у детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 669

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы исследования влияния стиля воспитания в семье на тревожность детей в дошкольном возрасте обусловлена необходимостью установления причин проявления тревожности у детей, а также поиском психологических механизмов коррекции тревожности.

Различные аспекты влияния стиля взаимодействия родителей с ребенком на его развитие активно исследуются в психологии, поэтому факт того, что стиль детско-родительских от­ношений в семье является одним из ведущих при фор­мировании личности ребенка, особенностей его эмоциональной сферы, поведения не вызывает сомнений.

Наиболее наглядно стиль детско-родительских отношений проявляется в процессе воспитания ребенка. В частности, многие исследователи подчеркивали, что наруше­ние стиля семейного воспитания, особенно проявление дисгармонии отношений «мать-дитя» является ключевым патогенетическим факто­ром, детерминирующим повышение тревожности, а также развития невроза у детей в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст, во многом, определяющий в становлении личности ребенка, поскольку многие основные психические процессы, свойства и личностные каче­ства активно формируются в данный период жизни. От того, как они бу­дут сформированы, во многом зависит все его последующее развитие, психологическое здоровье.

В настоящее время увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема диагностики тревожности и ее своевременной коррекции в дошкольном возрасте приобретает большую практическую значимость.

В психологии наибольшее распространение получили следующие критерии для оценки взаимодействия родителей с детьми: автономия –контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение – принятие (А. Роэ, М. Сегелман, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной бли­зости, привязанности (Дж. Боулби, В. Шутц, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность –по­следовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, У.Х. Севелл, А.И. За­харов), сотрудничество и согласие (Р.Ф. Бейлз), авторитетность (А.С. Макаренко, С.В. Ковалев).

Проблеме исследования детской тревожности посвящены работы Ю.М. Антоняна, В.М. Астапова, В.К. Вилюнаса, Н.В. Вязовца, Ж.М. Глозмана, В.Р. Кисловской, Н.Д. Левитова, Л.В. Марищук, О.Г. Мельниченко, Ч.Д. Спилбергера и др. А.И. Захаров, Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др. отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения трево­ги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностным новообразованием – тревожностью.


Решение проблемы установления взаимосвязи между стилем воспитания в семье и тревожностью детей в дошкольном возрасте предполагает разработку мер психологической коррекции и профилактики.

Объект курсовой работы: стиль семейного воспитания, тревожность детей в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: взаимосвязь стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте.

Цель исследования: установить взаимосвязь между стилем воспитания в семье и тревожностью детей в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности в дошкольном возрасте.

2.Проанализировать особенности различных стилей воспитания в семье.

3. Рассмотреть подходы к исследованию тревожности, а также особенности проявления тревожности у детей в дошкольном возрасте.

4. Провести эмпирическое исследование стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте.

4. Разработать программу психологической коррекции тревожности детей в дошкольном возрасте.

Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования разработанного и апробированного алгоритма диагностики и коррекции тревожности в дошкольном возрасте в условиях дошкольных учреждений, а также в процессе профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогов, психологов.

Глава 1. Теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности у дошкольников

1.1. Стиль воспитания в семье

Специалистами в области семейной психологии за послед­нее десятилетие выделены различные варианты типов отноше­ний «ребенок-взрослый».

Рассмотрим ти­пы семейного воспитания детей, выделенные А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллером[1]. Отсутстви­ем необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка») характеризуется гипопротекция (гипоопека). При таком характере взаимоотношений ребенок практически предо­ставлен самому себе, чувствуя себя брошенным. Окруже­ние ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу предполагает доминирующая гиперпротекция. Гиперпротек­ция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных по­требностей и жестком контроле над поведением ребенка (доминирующая гиперпротекция). Одним из вариантов гипер­протекции является потворствующая гиперпротекция, ко­торая проявляется в желании родителей удовлетворять все по­требности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи. Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ре­бенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявлять­ся явно (например, ребенок часто слышит от родителей фра­зы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыто – в виде издевок, иронии, высмеивания. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждеб­ности и холодности. Повышенная моральная ответствен­ность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое буду­щее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, по­ручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи. Неправильное воспитание может рассматриваться как фак­тор, усиливающий тревожность у ребенка.


А.Л. Варга выделяет три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально-отвергающий[2]. Эмоционально-отвергающий тип характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Дан­ный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребен­ку как к маленькому неудачнику».

В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анали­за взаимодействия матери и ребенка при совместном реше­нии задач: сотрудничество; псевдосотрудничество; изоляция; соперничество[3]. Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на авто­номию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требу­ющих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вмес­те с ребенком, принимается во внимание его мнение. Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминиро­вание ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет по­спешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого. При изоляции полностью отсутствует кооперация и объе­динение усилий, инициативы друг друга отклоняются и иг­норируются, участники взаимодействия не слышат и не чув­ствуют друг друга. Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициа­тивы партнера. Лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как пред­ложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игно­рирование партнера[4]. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует го­товность к взаимопринятию, дает ощущение психологичес­кой безопасности.

В.И. Гарбузов считает, что существует три патогенных типа воспитания[5].

Тип А. Непринятие (эмоциональное отвержение). Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламен­тации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невро­тический конфликт. У самих родителей наблюдается неврас­тения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напря­женность, она стремится занять высокое положение в социу­ме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздра­жает их своей «детскостью».


Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, соци­ального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, мо­гут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между жела­емым и должным. Родители приписывают ребенку, что он дол­жен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление при­родных основ темперамента. При таким типе воспитания дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети­ флегматики – тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.

Тип В. Эгоцентрическое воспитание. Наблюдается в се­мьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребен­ку навязывается представление о том, что он имеет самодов­леющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Та­кое воспитание может спровоцировать истероидный тип ак­центуации личности.

Английский психотерапевт Д. Боулби, исследующий осо­бенности детей, выросших без родительского попечения, вы­делил следующие типы патогенного воспитания[6]. Один, оба родителя не удовлетворяют потребности ребен­ка в любви либо полностью отвергают его. Ребенок является средством для разрешения супружес­ких конфликтов. В качестве дисциплинарных мер используются угроза «разлюбить» ребенка и угроза «уйти» из семьи. Ребенку внушается мысль, что именно он будет причи­ной (либо уже является) возможных болезней, разводов или смертей членов семьи. В окружении ребенка отсутствует человек, способный по­нять его переживания, могущий заменить отсутствующего или «плохого» родителя.

Личностная тревожность матери, имеющей с ребенком симбиотические отношения, также провоцирует возникновение тревожности[7]. Мать, ощущая себя единым целым с ре­бенком, ограждает его от трудностей и жизненных проблем, «привязывая» ребенка к себе, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответ­ственно ее тревожности, опасностей. Поэтому, когда ребенок остается один, он ис­пытывает беспокойство, легко теря­ется, волнуется и боится. У таких детей развиваются пассивность и зависимость, вместо активности и самостоятельности. Тревожный характер привязанности часто провоцируется не только матерью, слишком опекающей ребенка, но и другими взрослыми, ограни­чивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Ка­налом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Это может быть не обязательно гиперопека, но и сред­ний уровень заботы, носящей формальный, чрезмерно правильный, обезличенный характер. А.И. Захаров отмечает также, что, если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязы­вается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство[8]. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого ха­рактера.


Еще один момент, связанный с характером взаимоотноше­ний ребенка с родителями определяется тем, что дети в возра­сте 5-7 лет стараются идентифицировать себя с родителем то­го же, что и он, пола. Благодаря этому либо мать, либо отец оказывают особенно сильное влияние на формирование ха­рактера детей в дошкольном возрасте. Таким образом, иденти­фикация с полом родителей представляет собой одно из выра­жений процесса социализации – приобретения навыков групповых отношений как определенной стадии формирова­ния личности. При воспитании в неполной семье или в семье с негармоничными взаимоотношениями, когда традиционно мужские роли исполняет мать, у ребенка может быть искажен­ным образ пола, что, в свою очередь, провоцирует развитие тревожности.

Тревожность может порождаться воспитанием, основанным на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется трудом. Отношение родителей к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

Таким образом, на проявление тревожности у детей дошкольного возраста в значительной степени влияет стиль воспитания в семье. При этом различные исследователи предлагают различные классификации стилей. Называют такие причины тревожности детей в дошкольном возрасте, связанные с характером внутрисемейных отношений: 1) излишние опека, протекционизм родителей; 2) условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка; 3) плохая приспособленность ребенка – тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть и т. д.

1.2. Подходы к исследованию тревожности

Исследование состояния тревоги требует принципиального уточне­ния определенных теоретико-методологических положений, способствующих разграничению поня­тий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности. Термин «тревога» исполь­зуется психологами в различных значениях[9]. Это и гипотетичес­кая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых фак­торов, и фрустрация соци­альных потребностей, и первичный показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности есте­ственным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных понятий, и реакция на представленную угрозу.