Файл: Тревожность у детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 666

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать состояние тревоги обозначается термином «личностная тревожность». Механизм формирования личностной тревожности связан с постепенными структурными изменениями личности, в связи с закреплением отрицательных личност­ных установок, тенденцией воспринимать ши­рокий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги.

Детерминантами возникновения тревожности в дошкольном возрасте являются: индивиду­альные особенности высшей нервной деятельности ребенка; неправильное воспита­ние и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью; отсрочка подкрепления; неудовлетворение ведущих возрастных потребностей ребенка, приобретающих гипертрофированный характер; смена социальных отношений; воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется трудом; характер внутрисемейных отношений (излишний протекционизм родителей, опека; появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т.д.); посещение ребенком детских учреждений, особенности взаимодействия с воспитателем и др.

Обнаруживается выраженная возрастная специфика тревожности, проявляющаяся в ее источниках, содержа­нии, формах проявления компенсации и защиты, объектах действительности, которые ее вызывают. Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста.

Большинство исследователей отмечает негативное влияние высокого уровня тревожности на развитие личности дошкольников, их психическое и психологическое здоровье. Тревожные дети, отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью и др. Поэтому проблема диагностики и коррекции тревожности в дошкольном возрасте приобретает высокую практическую значимость.

Коррекция тревожности у дошкольников посредством использования психологических ресурсов сказочных персонажей в значительной степени позволяет снизить уровень тревожности. Работа со сказками позволяет создавать трудные ситуации, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям ребенка-дошкольника. Переживание тревоги, стресса в ходе работы со сказкой происходит без ущерба для психологического и физического здоровья дошкольника, положительный фон настроения, фиксирует ребенка на прогрессе, обеспечивает необходимый уровень расслабления.


Результаты диагностики и коррекции тревожности в дошкольном возрасте позволили сформулировать следующие выводы.

Дошкольники характеризуются достоверными статистически значимыми различиями в степени выраженности тревожности. У дошкольников выделяется высокий и средний уровень тревожности. Низкий уровень тревожности в исследуемой группе не выявлен, что обусловлено особенностями социальной ситуации развития данных детей.

В группе детей дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности отмечается несогласованность оценок особенностей взаимодействия детьми и родителями, что свидетельствует о нарушениях в структуре родительско-детских отношений. Стиль воспитания родителей детей с высоким уровнем тревожности отличается чрезмерной требовательностью, суровостью, склонностью к применению строгих мер и жестких правил, постоянному контролю поведения ребенка, отсутствием сотрудничества, непоследовательностью в требованиях, поощрениях и наказаниях, непринятием личностных и поведенческих проявлений ребенка. Как следствие родительско-детские взаимоотношения характеризуются дистанцированностью, отсутствием доверительного контакта, наличием разногласий, авторитета, удовлетворенности взаимоотношениями. Обращает внимание факт неадекватно завышенной самооценки стиля воспитания у родителей детей с высоким уровнем тревожности.

В группе детей со средним уровнем тревожности наблюдается достаточная согласованность оценок стиля взаимоотношений со стороны детей и родителей. Стиль воспитания в данной группе характеризуется адекватным уровнем требовательности, мягкости по отношению к детям, средней степенью контроля по отношению к ребенку, достаточной эмоциональной близостью, принятием личностных и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничеством, достаточным авторитетом родителей, удовлетворенностью отношениями. При этом установлено, что в ряде случаев родители могут проявлять некоторая непоследовательность в своих требованиях к детям, в применении наказаний и поощрений, что, скорее всего, является следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности и т.п. Указанные характеристики стиля воспитания свидетельствуют об отсутствии выраженных нарушений в структуре родительско-детских отношений.

Для снижения уровня тревожности была разработана программа коррекции тревожности у дошкольников посредством сказкотерапии. Она носила дифференцированный характер в зависимости от уровня тревожности, отличалась психокоррекционной направленностью, но в тоже время обеспечивала возрастные задачи развития.


Психокоррекция тревожности осуществлялась в форме групповой работы с детьми, а также предполагала привлечение родителей к отдельным занятиям, проведение индивидуальных консультаций с родителями. Содержание программы включало следующие направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное, развивающее.

В ходе формирующего эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что разработанная программа с использованием ресурсов сказочных персонажей способствует снижению уровня тревожности у дошкольников. Использование сказкотерапии отвечает возрастным особенностям дошкольников, не вызывает сопротивления, включает их в совместную деятельность, в том числе и с привлечением родителей, что влияет на повышение эффективности детско-родительских отношений.

Список использованной литературы

  1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи [Текст] / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
  2. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. М.: Прогресс, 1990. – 237 с.
  3. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 1990. – 234 с
  4. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
  5. Вачков, И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2007. –144 с.
  6. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
  7. Гарбузов, В.И. Нервные дети: Советы врача [Текст] / В.И. Гарбузов. – Л.: Медицина. 1990. – 176 с.
  8. Гребенщикова, Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол [Текст] / Л.Г. Гребенщикова. – СПб.: Речь, 2007. – 80 с.
  9. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Изд-во Питер, 2000. – 320 с.
  10. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей [Текст] / А.И. Захаров.– М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
  11. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез [Текст] / А.И. Захаров. – Л.: Медицина, 1998. – 248 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Спб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. – 400 с.
  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  14. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 264 с.
  15. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
  16. Киселева, М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.Б. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  17. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребен­ка в процессе социализации [Текст] // Теоретические и прикладные проблемы психо­логии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997 – С. 16-20.
  18. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.
  19. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2009. –198 с.
  20. Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности. [Текст] / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 1988. – № 9. – С. 15-21.
  21. Кудзилов, Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] / Д.Б. Кудзилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.:Речь, 2003. – 146с.
  22. Кэмпбелл, Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях [Текст] / Д. Кэмпбелл. – М.: Прогресс, 1980. – 391 с.
  23. Лидерс, А.Г. психологическое обследование семьи [Текст] / А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
  24. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцев // Психологическая наука и образование, 1988. – №2. – С. 15-21.
  25. Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] // Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  26. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка [Текст] – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
  27. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.-Воронеж, 2008. – 304 c.
  28. Психология состояний [Текст] / Под ред. А.О. Прохорова. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 624 с.
  29. Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 11-14.
  30. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие [Текст] / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
  31. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – 168 с.
  32. Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] / Д.Ю. Соколов. – М.: Эксмо-пресс, 2005. – 224с.
  33. Столин, В.В. Состояния самосознания личности [Текст] / В.В. Столин // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРА-М», 2000 – С.66-77
  34. Ткач, Р.М. Сказкотерапия детских проблем [Текст] / Р.М. Ткач. –СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.
  35. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000 – 464 с.
  36. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Аккадемия», 2008. – 208 с.
  37. Чех, Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку [Текст] / Е.В. Чех. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
  38. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
  39. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи: Монография [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб: Питер, 2008. – 672 с.
  40. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 235 с.

Приложение 1

Тест тревожности (Р. Тэмпелл, В. Амен, М. Дорки)

Инструкция:

Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо бу­дет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается».

Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое ли­цо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­ка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ре­бенка: веселое или печальное?».

Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребен­ка: печальное или веселое?»

Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у это­го ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Выводы в ходе качественного анализа делаются относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситу­ациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим индексом тревожности; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Со­бирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок – ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»).


Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребе­нок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнори­рование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одино­честве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Приложение 2

Структура коррекционного занятия программы коррекции тревожности у дошкольников на основе использования

психологических ресурсов сказочных персонажей

Этап

занятия

Цель

этапа

Содержание этапа

1.Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на
совместную работу.
Войти в сказку

Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки
в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу
мячик; или совершается иное сплачивающее действие

2.Повторение

Вспомнить то, чем занимались в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий;

как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.

3.Расширение

Расширить представления
ребенка о чем-либо

Приобретение нового
опыта, раскрытие новых качеств личности ребенка

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.

4.Закрепление

Связать новый опыт
с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня

5. Интеграция

Обобщить приобретенный
опыт, связать его с уже
имеющимся

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии,
отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт

6. Ритуал
«выхода» из
сказки

Закрепить новый опыт,
подготовить ребенка к
взаимодействию в
привычной социальной
среде

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди