Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 658
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности у дошкольников
1.2. Подходы к исследованию тревожности
1.3. Тревожность у детей в дошкольном возрасте
Глава 2. Результаты исследования стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Особенности стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
2.3. Психологическая коррекция тревожности у детей в дошкольном возрасте
Причиной многозначности и неопределенности использования термина тревога является обозначение с его помощью хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий – тревоги, личностной тревожности, немотивированной тревожности. Чаще понятие «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое связано с субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы[10].
Однако чаще тревогу представляют как негативное состояние, связанное с переживанием стресса. В данном случае тревога – это реакция на различные стрессоры, характеризующаяся различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы[11].
Выделяют специфические теоретические подходы к исследованию тревоги[12]. Системно-структурный подход предполагает рассмотрение тревоги как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход представляет состояние тревоги как отражательную форму психики, запечатлевающую отношения между предметным миром и человеком или между людьми. При этом тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном, психологическом и физиологическом аспектах.
Условно причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, разделяют на субъективные и объективные[13]. К субъективным относят причины информационного характера, связанные с искаженным предвосхищением исхода предстоящего события, и психологические причины, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределенностью исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.
Термин «личностная тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги[14]. В зависимости от того, как часто и как интенсивно у человека возникает состояние тревоги определяется уровень личностной тревожности. Традиционно тревожность как свойство личности, определяют в виде тенденции переживания нейтральной ситуации как угрожающей и поведенческой тенденции избегания воображаемой угрозы. Тревожность, являясь достаточно устойчивой характеристикой личности, отражает потенциальную предрасположенность интерпретировать отдельные ситуации как содержащие в себе угрозу[15].
Причины тревожности личности могут определяться социальным, психологическим и психофизиологическим уровнями. Причиной тревожности могут быть, например, социальные проблемы человека, связанные с нарушениями в общении. Психологический уровень может определяться неадекватным восприятием человека самого себя, конфликтным строением самооценки, одновременной актуализацией двух противоборствующих тенденций – с одной стороны, потребностью оценить себя высоко, а с другой стороны, чувством неуверенности[16]. Особенности строения и функционирования центральной нервной системы составляют психофизиологический уровень причин тревожности.
Личностная тревожность, создает специфический фон ее жизнедеятельности, связанный с переживанием субъективного неблагополучия и может не проявляться в поведении. Негативные стороны высокого уровня личностной тревожности имеют специфические проявления. Личность с высоким уровнем тревожности воспринимает окружающий мир как содержащий угрозу и опасность, по сравнению с личностью с низким уровнем тревожности.
Высокий уровень тревожности ведет к развитию предневротических состояний и создает угрозу психическому здоровью личности[17]. Высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, часто является источником агрессивного поведения, причем как у детей, так и взрослых. Тревожность снижает уверенность человека в общении, связана с отрицательным социальным статусом, способствует конфликтным отношениям.
Таким образом, проблема исследования тревожности характеризуется многоаспектностью, наличием дискуссионных проблем, различных теоретико-методологических оснований, неоднозначностью понимания сущности понятия «тревожность». Достаточно актуальной и практически значимой задачей является ранняя диагностика уровня тревожности. Тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в дошкольном возрасте может перерасти в тревожность как устойчивое свойство личности. Своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать возможных негативных влияний на психическое и психологическое здоровье дошкольников.
1.3. Тревожность у детей в дошкольном возрасте
Механизм формирования тревожности как свойства личности связан со структурными изменениями личности, которые формируются постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги[18]. Неоднократное повторение условий, провоцирующих повышение тревоги, детерминирует готовность к переживанию этого состояния. Частое переживание тревоги закрепляется, переходя в свойство личности – тревожность. А. И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «...тревогу основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем – другие взрослые и сверстники)»[19]. Развивая мысль о генезе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность... превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста»[20]. Ближе к 7 и особенно к 8 годам... можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Главными причинами, детерминирующими тревожность у дошкольников, являются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью[21]. Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. Ощущение условности материнской любви вызывает страх у ребенка. Неудовлетворение потребности ребенка в любви побуждает его добиваться ее удовлетворения любыми способами. Вероятность возникновения тревожности высока у ребенка, воспитываемого по типу «гиперпротекции» (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание)[22].
Отсрочка подкрепления также может порождать тревогу у детей. Когда ребенку обещают что-либо приятное, например какой-нибудь подарок, и откладывают исполнение обещания, то ребенок обычно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли он обещанное. Состояние неуверенности, беспокойства проявляется у большинства детей в связи с отсрочкой подкрепления. Ожидание неприятного сопровождается не столько тревогой, сколько надеждой на то, что неприятности не будет. Ожидание выговора от родителей или воспитателей, сопровождается надеждой ребенка, что наказания не последует.
Тревожность может возникать и закрепляться в связи с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, приобретающих гипертрофированный характер[23].
Значительные трудности для ребенка часто представляет смена социальных отношений, что может стать причиной проявления тревожности[24]. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми, приходя в дошкольное учреждение. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность возникают в связи с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни. При посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение.
А.М. Прихожан, подчеркивая ярко выраженную возрастную специфику тревожности, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты, уточняет, что для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования[25]. Эти возрастные «пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, их поддержки, расположения и заботы. И наоборот, чем больше он подвержен тревоге, тем сильнее будет зависеть от эмоционального состояния окружающих его лиц. Последнее обычно прямо соотносится с эмоциональной чувствительностью ребенка и тревожностью самих взрослых, непроизвольно передающих ему свое беспокойство в процессе повседневного общения.
В дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки. При исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих[26]. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности в которой испытывают затруднения. Н.В. Имедадзе специально рассмотрел соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста. В ходе исследования была установлена значительная корреляционная взаимосвязь между показателями тревожности и уровнями притязаний. У детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний как правило, был близок к реальному выполнению заданий. У детей с высоким уровнем тревожности уровень притязаний был выше реальных возможностей, причем даже ряд последовательных неудач не снижали его.
Тревожность также может выполнять в поведении и развитии личности мотивирующую функцию[27]. У детей она может подменять собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой того образования.
В дошкольном возрасте происходит также интенсивное развитие психических процессов, значительно более содержательным становится мышление, появляется склонность к анализу и поиску причинно-следственных связей. Известно, что личностные качества человека находят свое специфическое выражение в его психических процессах. А.О. Прохоров отмечает, что изучение взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и характеристиками физиологической реактивности показывает, что состояния обуславливают диапазон проявлений психических процессов, разделяя однонаправленную динамику последних в сторону стабилизации и высокой продуктивности деятельности или снижения характеристик и уменьшен их продуктивности[28].
Итак, поскольку исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечается увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, то проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. При этом, как отмечалось выше, причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка так и – причем в большей степени – в социальных. Если первые факторы формирования тревожности трудно поддают коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.