Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 668
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования стиля воспитания в семье и тревожности у дошкольников
1.2. Подходы к исследованию тревожности
1.3. Тревожность у детей в дошкольном возрасте
Глава 2. Результаты исследования стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
2.1. Организация и проведение исследования
2.2. Особенности стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
2.3. Психологическая коррекция тревожности у детей в дошкольном возрасте
2.1. Организация и проведение исследования
Эмпирическое исследование стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте включало следующие этапы:
1 этап. Установление уровня тревожности в группе детей дошкольного возраста. Использовался тест тревожности (Р. Тэмпелл, В. Амен, М. Дорки)[29]. Экспериментальный материал теста представлен 14 рисунками, размером 8,5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию и выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. В ходе проведения исследования рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявление ребенку рисунка, сопровождается инструкцией (см. Приложение 1).
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксируются в специальном протоколе. Далее осуществляется количественный и качественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: а) высокий уровень тревожности (выше 50%); б) средний уровень тревожности (от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (от 0 до 20%). Качественный анализ предполагает анализ каждого ответа в отдельности.
2 этап. Исследование стиля взаимодействия родителей с детьми. Использовался опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской[30]. Использовались два параллельных опросника – для детей и родителей, измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия.
Шкалы опросника: нетребовательность-требовательность, мягкость-строгость, автономность-контроль. Эмоциональная дистанция-близость, отвержение-принятие, отсутствие сотрудничества-сотрудничество, тревожность за ребенка, непоследовательность-последовательность, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком.
3 этап. Разработка программы психокоррекции тревожности у дошкольников на основе использования сказочных персонажей.
Выборочная совокупность включала 12 дошкольников, временно находящихся в БУОО «Комплексный цент социального обслуживания населения», в возрасте от 5 до 7 лет, из них 11 человек женского пола, а 9 – мужского пола, а также 19 родителей, в возрасте от 21 до 35 лет.
2.2. Особенности стиля воспитания в семье и тревожности детей в дошкольном возрасте
Рассмотрим результаты эмпирического исследования тревожности у дошкольников.
Результаты количественной и качественной обработки и интерпретации, полученных с помощью теста тревожности данных, позволили выделить две однородные группы дошкольников, характеризующиеся высоким и средним уровнем тревожности (см. Таблица 1).
Таблица 1
Средние показатели уровня тревожности у дошкольников
(в процентах)
Группы дошкольников |
Уровень тревожности |
высокий |
|
1 группа |
60,78% |
средний |
|
2 группа |
43,12% |
Ни один из детей дошкольного возраста не набрал того количества баллов, которое соответствует низкому уровню тревожности. Данный факт, скорее всего, связан с тем, что в центре прибывают дети с проблемами социально-психологической адаптации, как правило, из проблемных семей.
Дети с высоким уровнем тревожности (60,78%) во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волновались относительно правильности ответов и т.п. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: грызли ногти, качали ногой, вели себя суетливо и т.п. Некоторые дети активно или пассивно отказывались от диагностики. Активный отказ проявлялся в словесной форме или демонстративном поведении. Пассивный отказ был связан с проявлением повышенной отвлекаемости, попытке завязать разговор на отвлеченную тему, роняли обувь и т.п.
В ходе диагностики высокотревожные дети чаще выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Свой выбор обосновывали следующими ответами: «Потому что ее наказали», «Из-за того, что мама ее не любит», «Потому что он плохой», «Потому что его все бросили и он один», «потому что его всегда ругают» и т.п.
Дети со средним уровнем тревожности (43,12%) были более позитивно настроены на контакт с психологом. В ходе процедуры тестирования не проявляли отказов, однако присутствовали признаки робости, нерешительности, сомнения. В ходе диагностики дети из данной группы выбирали, как печальные, так и веселые лица. Их ответы были более разнообразные: «Ему надоело играть», «Потому что я люблю гулять с мамой», «Я всегда беру с собой спать игрушку», «Мама заставляет его, а он не хочет», «Потому что мама хочет уйти от него», «Потому что кто-то отбирает у него игрушку», «Пьет молоко, и я люблю пить молоко» и т.п.
Далее рассмотрим результаты исследования особенностей взаимодействия родителей с дошкольниками.
Группа дошкольников с высоким уровнем тревожности оценили стиль взаимодействия с родителями следующим образом. Они характеризуют родителей как очень требовательных, достаточно суровых, склонных к применению строгих мер и жестких правил, склонных постоянно контролировать поведение ребенка, отсутствие сотрудничества, непоследовательность в требованиях, поощрениях и наказаниях, не принятие личностных и поведенческих проявлений ребенка. При этом дети данной группы отмечают не желание делиться с родителями сокровенными мыслями, желание держаться на дистанции от родителей, частые разногласия между ними, низкий уровень авторитета и удовлетворенности отношениями ребенка с родителями. Указанные признаки свидетельствуют о явных нарушениях в структуре детско-родительских отношений.
Причем результаты оценки «детско-родительских» взаимоотношений родителями детей с высокой тревожностью обнаружили явно выраженную противоречивость, по сравнению, с оценкой детей. Они оценили свой стиль как достаточно мягкий, с элементами сотрудничества, последовательности в предъявлении требований, в применении наказаний и поощрений. Родители детей с высоким уровнем тревожности отметили удовлетворенность отношениями с ребенком, считая при этом, что они обладают достаточным авторитетом для ребенка, находятся в согласии, принимают личностные качества и поведенческие проявления, оценивают отношения как достаточно близкие.
Сравнительный анализ оценок особенностей взаимодействия родителей с детьми в группе дошкольников с высоким уровнем тревожности обнаружил явно выраженную несогласованность, что свидетельствует о явно выраженных нарушениях в структуре детско-родительских отношений.
В группе детей со средним уровнем тревожности степень согласованности взаимодействия детей и родителей оказалась гораздо выше, что позволяет признать отсутствие ярко выраженных нарушений в структуре детско-родительских отношений. В целом их отношения характеризуются адекватным уровнем требовательности, мягкости по отношению к детям, средней степенью контроля по отношению к ребенку, достаточной эмоциональной близости, принятием личностных и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничеством, достаточным авторитетом родителей, удовлетворенностью отношениями. Однако отмечается некоторая непоследовательность родителей в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений, что, скорее всего, является следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности и т.п.
Таким образом, результаты эмпирического исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и тревожности детей дошкольного возраста позволили сформулировать следующие выводы:
Дети дошкольного возраста обнаруживают достоверные статистически значимые различия в степени выраженности тревожности. Выделяются две группы дошкольников с высоким и средним уровнем тревожности. Низкий уровень тревожности не выявлен.
В группе детей дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности отмечается несогласованность оценок особенностей взаимодействия детьми и родителями, что свидетельствует о нарушениях в структуре родительско-детских отношений. Стиль воспитания родителей детей с высоким уровнем тревожности отличается чрезмерной требовательностью, суровостью, склонностью к применению строгих мер и жестких правил, постоянному контролю поведения ребенка, отсутствием сотрудничества, непоследовательностью в требованиях, поощрениях и наказаниях, непринятием личностных и поведенческих проявлений ребенка. Как следствие родительско-детские взаимоотношения характеризуются дистанцированностью, отсутствием доверительного контакта, наличием разногласий, авторитета, удовлетворенности взаимоотношениями. Обращает внимание факт неадекватно завышенной самооценки стиля воспитания у родителей детей с высоким уровнем тревожности.
В группе детей со средним уровнем тревожности наблюдается достаточная согласованность оценок стиля взаимоотношений со стороны детей и родителей. Стиль воспитания в данной группе характеризуется адекватным уровнем требовательности, мягкости по отношению к детям, средней степенью контроля по отношению к ребенку, достаточной эмоциональной близостью, принятием личностных и поведенческих проявлений ребенка, сотрудничеством, достаточным авторитетом родителей, удовлетворенностью отношениями. При этом установлено, что в ряде случаев родители могут проявлять некоторая непоследовательность в своих требованиях к детям, в применении наказаний и поощрений, что, скорее всего, является следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности и т.п. Указанные характеристики стиля воспитания свидетельствуют об отсутствии выраженных нарушений в структуре родительско-детских отношений.
2.3. Психологическая коррекция тревожности у детей в дошкольном возрасте
Программа коррекции тревожности у дошкольников посредством использования психологических ресурсов сказочных персонажей разрабатывалась на основе теоретических положений о сущности, структуре, уровнях психологического здоровья И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой[31], а также форм и методов работы над сказкой, предложенных Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко[32].
Данная программа носила дифференцированный психокоррекционный характер в зависимости от уровня тревожности и психологического здоровья дошкольников. Она отвечала возрастным задачам развития дошкольников и обеспечивала возрастное развитие.
В программе коррекции тревожности участвовали дошкольники с высоким и средним уровнем тревожности. Многие исследователи (В. Франкл, М. Кляйн, И.В. Дубровина и др.) отмечали высокую значимость трудных ситуаций и барьеров для развития дошкольников. Препятствия, вызывающие активность ребенка, инициируют потребность поиска способов и выработки стратегий их преодоления.
Причем трудные ситуации воздействуют двояким образом. Они могут вызывать негативные эмоции, нарушать социальную адаптацию, негативно влиять на личностное и психологическое развитие, вызывать психосоматические расстройства. Однако они также могут детерминировать развитие воли, способствовать приобретению опыта преодоления барьеров, трудных жизненных ситуаций, мотивировать к саморазвитию. Последовательно преодолевая сложные жизненные задачи, дошкольник, преодолевая тревожность, накапливает опыт преодоления.
Однако, следует учитывать, что необходимость напряжения, предполагает его определенную периодичность, последовательное чередование с состояниями расслабления в процессе коррекции тревожности у дошкольников. При этом трудность ситуации, предлагаемая в сказке и вызываемое напряжение, при последующем ее разборе должны отвечать возрастным, индивидуальным возможностям дошкольников.
При этом решение задачи психологом в процессе коррекции тревожности у дошкольников методами сказкотерапии не должно сводиться к помощи в преодолении ситуаций затруднения. Необходима помощь в совместном с детьми поиске смысла обучающего воздействия в процессе анализа сказки. Прежде всего, у дошкольников должно сформироваться представление о своих ресурсах и возможностях их использования.