Файл: Интернет-маркетинговые решения по ведению туристического бизнеса (Анализ маркетинговой деятельности турагентства Pegas Touristik).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
Более полная адаптация к рыночной конъюнктуре нередко требует модификации предлагаемого на рынке туристского продукта, уточнения ценовой политики, проведения локальных рекламных мероприятий, поиска путей сокращения риска, применения новых технологий организации сервиса [23, c. 391].
По данным Аналитической службы Ассоциации туроператоров России (АТОР), большую часть своей рекламы в 2016 году туроператоры разместили в Интернете – почти 60% объемов. Причины такого перераспределения очевидны: Интернет – недорогой и доступный ресурс, а также одно из самых гибких медиа, позволяющее оперативно вносить информацию и изменять ее [9, c. 147].
Согласно данным Аналитической службы АТОР, почти 42% своей рекламы в Интернете туроператоры помещают на тематических сайтах прямых потребителей. Более 22% приходится на контекстную рекламу на основных поисковых сайтах. Чуть более 16% уходит на сайты b2b. Заметно выросли объемы туристической рекламы на таких современных носителях как социальные сети и блоги [30].
2018 год вполне можно назвать «годом туризма в Интернете» еще и потому, что заметно вырос интерес к информации о туризме, в частности, новостям бизнеса, инициативам игроков рынка. Особенно высоким был спрос на достоверную информацию, когда контуры экономического кризиса, а главное, его перспективы были абсолютны неясны, а пресса пестрела самыми пессимистическими прогнозами. Именно в этот период, согласно поисковым запросам, были востребованы высказывания и экспертные мнения ведущих участников туристического рынка [30].
Анализ научных источников позволяет выделить следующие инструменты маркетинга в сфере туризма, отличающиеся особой актуальностью в настоящее время [26, c. 56]:
- прямая реклама в сети Интернет – канал, характеризующийся высокой степенью охвата целевой аудитории. К данному каналу относятся следующие виды рекламы: баннерная реклама и медийная реклама.
- поисковая реклама (контекстная реклама), заключающаяся в предложении поисковым серверам списков ключевых слов, относящихся к сайту рекламодателя. Таким образом, в ответ на конкретные запросы пользователей сети Интернет, сайт будет выводиться на более высокие поисковые позиции;
- рекламные рассылки, которые осуществляются по электронной почте, позволяют при минимальных затратах распространять информацию среди потенциальных клиентов и посредством обратной связи отслеживать их реакцию;
- скрытая реклама, цель которой заключается в донесении информации до потребителя в ненавязчивой форме, например, через обмен мнениями, дабы не вызвать у него подозрений о рекламном воздействии.
В то же время практически все теоретики и практики подчеркивают значительный потенциал для туристической индустрии такого рекламного канала, как социальные сети. Согласно актуальным медиаисследованиям, самую широкую аудиторию в России имеет социальная сеть ВКонтакте. На втором месте по размеру сообщества находится американская глобальная сеть Facebook, далее следуют такие социальные платформы, как Одноклассники, Instagram, YouTube и Twitter [25, c. 91].
С точки зрения проведения рекламных кампаний, ценность социальных сетей и блогов заключается в том, что они выражают точку зрения лидеров мнений, которая является авторитетной для подписчиков блогера. Следовательно, социальные сообщества и блогеры значительным образом могут влиять на мнения, суждения и поведенческие модели целевых групп. Наконец, необходимо также охарактеризовать такие рекламные каналы, как прямые интернет-рассылки, а также вирусная реклама [3, c. 595].
Вирусная реклама – это комплекс действий в рекламной кампании, когда люди, на которых ориентирована реклама, становятся одновременно и потребителями, и распространителями этой рекламы – среди друзей и знакомых, либо размещая информацию в своем блоге или на форумах [12, c. 334]. Причем общество воспринимает это явление как развлечение, а не как рекламу. Преимущества данной технологии продвижения – быстрота распространения и легкость размещения, ведь, к примеру, ролик можно разместить на сайте видеохостинга совершенно бесплатно.
Рекламные интернет-рассылки – это рекламные и информационные письма туристической компании своим клиентам или партнерам, рассылаемые с помощью специальных сервисов для почтовых рассылок и электронной почты [18, c. 39]. Преимущества данного метода интернет-рекламы – это возможность отбора сегментов целевой аудитории по характеру деятельности, по географическому положению, и другим параметрам. Недостаток – воспринимаемая навязчивость, а также вероятность попадания под спам-фильтры почтовых систем.
Подводя итог осмыслению теоретических аспектов маркетинга в индустрии туризма, можно заключить, что туристический маркетинг играет огромную роль в структуре современного рынка. Маркетинговая деятельности на туристическом рынке подразумевает реализацию комплекса методов и инструментов, которые предполагают исследование потребностей и предпочтений целевых групп с целью дальнейшей разработки релевантного турпродукта и осуществления коммуникационного воздействия на мнения и предпочтения потребителя в процессе принятия решения. Маркетинговая деятельность позволяет участникам туристического рынка сделать свое предложение более привлекательным и конкурентоспособным, а потому является обязательной функцией управления в современных рыночных условиях.
-
Анализ российского рынка туризма и обоснование основных направлений развития интернет-маркетинга турагентства Pegas Touristik
2.1 Характеристика агентства Pegas Touristik
Туристкая компания Pegas Touristik – один из лидеров российской туристической отрасли и одна из крупнейших международных туристических компаний. История компании началась в последней четверти ХХ века. Практически каждый сезон компания предлагает туристам новые регионы отдыха, курорты и программы.
Pegas Touristik предлагает комплексные туристические услуги по следующим направлениям: Испания, ОАЭ, Греция, Кипр, Италия, Австрия, Турция, Таиланд, Андорра, Куба, Доминиканская Республика, Мексика, Франция, Португалия, Мальдивы, Маврикий, Сейшелы, морские круизы, Швейцария, Германия, Чехия, Шри-Ланка, Мальта, Индонезия и Сингапур.
Миссия компании Pegas Touristik – способствовать развитию цивилизованного рынка туристических услуг в России, обеспечивая по доступным ценам отдых, соответствующий лучшим международным стандартам, в соответствии с понятиями профессиональной чести [41].
Свою стратегию развития компания формулирует следующим образом: укрепление позиции лидера рынка выездного туризма за счет предоставления гарантированно высокого качества обслуживания на всех этапах тура и построения долгосрочных отношений с клиентами – туристами массовых направлений, отдающих предпочтение комфорту.
Pegas Touristik известна на рынке своими уникальными туристическими продуктами, привлекающими внимание большого числа клиентов. Особенно популярен эксклюзивный тур «Взрослые и дети», уже 8-й летний сезон предлагающий отдых с детской анимацией в курортных отелях Испании, Греции, Кипра, Италии. Основа тура - игровые программы в мини-клубах отелей для детей 2-5 лет (клуб "Зебра") и 6-12 лет (клуб «Пираты») [41].
В 2011 году компания Pegas Touristik представила новую уникальную программу клубного отдыха – "Порт Комфорт", рассчитанную на семьи с детьми и индивидуальных туристов, компании друзей, романтичные пары, молодоженов.
В центральном офисе Pegas Touristik работает около сотрудников. Компания имеет розничные офисы в Москве, а также представительства в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Казани, Новосибирске, Хабаровске, Минске [41].
В 2009 году Pegas Touristik запустила собственный розничный проект на основе франчайзинга. Сегодня под брендом компании работают 90 туристических агентств, из них более 20 в Москве. Компания планирует активно развивать этот проект. Также организация сотрудничает с агентствами напрямую и через уполномоченные агентства, которые есть практически во всех крупных городах России; в целом в нашей стране и странах СНГ насчитывается более 8 000 офисов продаж, где можно приобрести продукты Pegas Touristik [41].
Таким образом, туристская компания Pegas Touristik является одним из крупнейших туристских предприятий России. Компания строит свою деятельность на основе миссии и стратегического видения. Многочисленные достижения компании в туристском бизнесе отмечены премиями и наградами.
Далее рассмотрим основные финансовые результаты деятельности компании. При анализе финансово-хозяйственной деятельности туристского предприятия наиболее общую картину состояния дает анализ таких показателей, как выручка от реализации услуг, прибыль от реализации услуг, рентабельность деятельности и рентабельность продаж. Основные экономические показатели деятельности предприятия за два последних года представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Основные экономические показатели компании Pegas Touristik
№ |
Наименования показателя |
Единицы измерения |
Величина показателя |
Отклонения |
||
2016 |
2017 |
Ед. |
% |
|||
1 |
Выручка от реализации услуг |
Тыс. руб. |
854236,00 |
815762,00 |
38474 |
95,4 |
2 |
Численность персонала |
Чел |
285 |
281 |
4 |
101,4 |
3 |
Производительно сть труда одного сотрудника |
Тыс. руб. |
2997,32 |
3064,92 |
67,60 |
102,26 |
4 |
ФЗП персонала |
Тыс. руб. |
82365,00 |
91254,00 |
8889,00 |
110,79 |
5 |
Среденегодовая З/п одного работающего |
Тыс. руб. |
289,00 |
315,76 |
26,76 |
109,26 |
6 |
Совокупные затраты на реализацию услуг |
Тыс. руб. |
709015,88 |
752897,70 |
43881,82 |
106,19 |
7 |
Затраты на один рубль реализации услуг |
Коп |
83,00 |
85,00 |
2,00 |
102,41 |
8 |
Прибыль от реализации услуг |
Тыс. руб |
145220,12 1 |
122864,30 |
-12355,82 |
91,49 |
9 |
Рентабельность продаж |
% |
17,00 |
15,00 |
-2 |
- |
10 |
Рентабельность деятельности |
% |
20,48 |
17,65 |
-2,83 |
- |
Источник: [41]
В течение последних двух лет турфирма Pegas Touristik имела довольно большой для осуществляющего подобную деятельность предприятия финансовый оборот, но это не дает оснований сделать вывод об устойчивом финансово-экономическом положении турфирмы как за прошедший период, так и в настоящее время, а также судить о финансово-экономических тенденциях развития в будущем.
Динамика финансово-экономических показателей, представленных в таблице 1, свидетельствует о том, что за отчетный период объем реализации туристских услуг Pegas Touristik снизился на 4,6 % или на 38 млн. 474 тыcяч рублей и составил в 2017 году 854 762 тыс. рублей.
Очевидно, что в деятельности Pegas Touristik произошли изменения, которые можно охарактеризовать в большей степени как негативные: ухудшились значения показателей эффективности деятельности предприятия – рентабельности продаж и рентабельности деятельности, сократился объем реализации туристских услуг. Среди причин текущего положения можно назвать негативные последствия экономического кризиса, которые отрицательным образом повлияли на динамику спроса на туристском рынке, начиная с 2014-2015 гг., а также общую нестабильную ситуацию в российской и мировой экономике, включая геополитическую напряженность.
Среди основных причин такого положения следует назвать, прежде всего, колебания валютного курса, банкротство ряда операторов, вызвавшее массовое недоверие у населения к туристским предприятиям в целом, а также политические санкции. Потенциальные туристы были и остаются не вполне уверены в том, стоит ли им тратить деньги на заграничный отдых, так как непонятно, как будет развиваться внешнеполитическая ситуация.
Таким образом, анализ ключевых финансово-экономических показателей деятельности Pegas Touristik позволяет нам сделать следующие выводы: фирма имеет достаточно большой оборот реализации и является прибыльным предприятием. Однако, негативные тенденции внешней среды за прошедший год оказали отрицательное влияние на экономическую эффективность Pegas Touristik, что повлекло за собой снижение оборота реализации, сокращение прибыли и снижение показателей рентабельности продаж и деятельности предприятия.
2.2 Обзор российского рынка туристических услуг
Рынок туризма является своеобразным индикатором состояния российской экономики: потребительский спрос на данном рынке напрямую зависит от экономической ситуации в стране и в мире.