Файл: НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
1.1. Сущность и особенности карьеры государственного служащего
1.2. Виды и функции карьеры государственных служащих
1.3. Модель планирования и управления карьерным процессом на государственной службе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЕ КАРЬЕРОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
2.1 Особенности государственной службы в Российской Федерации
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
В современной правовой доктрине выделяют следующее основное понятие «государственной службы», приведенное в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которому государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации».
В частности, ст. 5 (“Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации”) Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», устанавливает: “Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:
- единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
- единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
- единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
- учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
- соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
- соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца”.
Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.
Таким образом, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Особенности труда госслужащего естественным образом определяются спецификой самой госслужбы, которая выступает, прежде всего, как социально-правовой институт, устанавливаемый людьми в целях организации жизни общества, она является технологией государственной власти и связующим звеном между государством и его гражданами.
Особенностью государственной службы в Российской Федерации является также то, что при формировании кадрового состава государственных учреждений часто учитывается факт личной преданности в ущерб профессионализму. Таким образом, в системе государственной службы человек одновременно должен своими действиями объективировать внешне заданную функцию государственной власти и одновременно нести за неё личную ответственность.
Профессиональную деятельность госслужащего можно охарактеризовать как сложную многофункциональную, сочетающую в себе как исполнительскую, так и управленческую составляющую, а также «консервативную» направленность на обеспечение стабильности общества и «инновационную» направленность, связанную с необходимостью принимать нестандартные решения в условиях реформ, которые предъявляют специфические требования к личностно-профессиональным качествам работников. При этом от госслужащих как субъектов профессии типа «человек — человек», «человек — общество» неизбежно требуется способность моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов конфликтов, противостояний или объединений, способность успешно действовать в особых и быстроменяющихся условиях.
2.2 Анализ факторов карьерного продвижения государственных служащих как элемента системы управления карьерой в Департаменте Аппарата Губернатора и Правительства Севастополя
Правительство г.Севастополя было сформировано в марте 2014 года во исполнение Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и в соответствии с Уставом г.Севастополя
В соответствии с уставом г.Севастополя, государственная власть в городе Севастополе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Государственную власть в городе Севастополе осуществляют постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти города Севастополя - Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатор города Севастополя - высшее должностное лицо города Севастополя, Правительство Севастополя - высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя.
Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя. В Правительство Севастополя входят Губернатор города Севастополя, заместители председателя Правительства Севастополя, руководители департаментов Правительства Севастополя (часть с изменениями на 24 июля 2014 года). Руководители департаментов Правительства Севастополя, руководители исполнительных органов государственной власти города Севастополя назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором города Севастополя. Распределение обязанностей между членами Правительства Севастополя устанавливается Губернатором города Севастополя.
Правительство Севастополя, исполнительные органы государственной власти города Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя, приказы и распоряжения исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Губернатор Севастополя Сергей Меняйло своим Указом от 16.02.2015 г. № 02-УГ «Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти города Севастополя» утвердил структуру исполнительных органов власти города. Соответствующий документ опубликован на портале правительства города. Согласно указу, в состав правительства города вошли 13 общегородских департаментов, 4 департамента районов города, 7 главных управлений города, 14 управлений, 2 инспекции, 1 надзор, 1 представительство.
В марте 2015г Постановлением от 16.03.2015 г. № 161-ПП было утверждено Положение о Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, который является органом исполнительной власти города Севастополя, образованным для обеспечения деятельности Губернатора, как высшего должностного лица города Севастополя и Правительства Севастополя как высшего органа исполнительной власти Севастополя.
Департамент осуществляет кадровое и организационно-штатное правовое, финансово-бухгалтерское, хозяйственное, организационно- протокольное, материально - техническое, транспортное, документационное обеспечение, реализацию государственной политики в сфере архивного дела, исполнения полномочий, переданных городу Севастополю Правительством Российской Федерации, а также осуществляет решение вопросов международного и межрегионального сотрудничества, проводит внутренний контроль и аудит обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействует и координирует работу с общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка, обеспечивает меры по охране труда и пожарной безопасности.
Штатная численность Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя по состоянию на 1 апреля 2015г составила 108 чел и увеличилась по сравнению с 2014г на 2 человека.
Анализ движения работающих в Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя за 2014-2015 гг приведен в табл. 2.2
Таблица 2.1
Показатели движения работающих в Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя
Показатели |
2014г |
2015г |
Изменения |
1. Среднесписочная численность работающих, человек |
106 |
108 |
+2 |
2. Принято, человек |
8 |
14 |
+6 |
3. Выбыло – всего, человек |
8 |
12 |
+4 |
4. Выбыло по собственному желанию, человек |
8 |
12 |
+4 |
5. Выбыло за нарушение трудовой дисциплины, чел |
0 |
0 |
- |
6. Коэффициент оборота по приему |
0,0755 |
0,1296 |
+0,0541 |
7. Коэффициент оборота по выбытию |
0,0755 |
0,1111 |
+0,0356 |
8. Коэффициент текучести кадров |
0,0755 |
0,1111 |
+0,0356 |
9. Количество работников, проработавших весь год, чел |
98 |
82 |
-16 |
10. Коэффициент постоянства состава персонала |
0,9245 |
0,7593 |
-0,1652 |
Источник: составлено автором
Данные табл. 2.1 позволяют сделать вывод, что в отчетном году (2015 год) среднесписочная численность увеличилась на 2 человека и составила 108 человек. В 2015 году (за 1 квартал) было принято 14 человек, уволено – 12 человек, в то время как в 2014 г – было как принято, так и уволено 8 человек. В результате коэффициент оборота по приему в 2015г составил 0,1296, что выше его значения в прошлом году на 0,0541. Коэффициент текучести кадров в 2015г составил 0,1111, что выше значения прошлого года на 0,0356. Коэффициент постоянства состава персонала в 2014г составлял 0,9245, а в 2015г он снизился на 0,1652 и составил 0,7593. Причиной увольнения было увольнение по личным причинам или по семейным обстоятельствам (в связи с переменой места жительства, по состоянию здоровья, по уходу за родственниками и пр. За нарушение трудовой дисциплины увольнении не наблюдалось.