Файл: "Психология профессиональной карьеры: (отбор, адаптация, развитие персонала в организации, развитие персонала и ситуационное лидерство)".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим результаты исследования среди женщин, проработавших на данном предприятии менее года. Выраженность показателей адаптивности у женщин представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Показатели адаптивности у женщин, работающих на предприятии менее года

Шкала

Уровни развития

Низкий (1-3 ст)

Средний (4-7 ст)

Высокий (8-10 ст)

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Шкала поведенческой регуляции

5

26,3

14

73,7

-

-

Шкала коммуникативного потенциала

1

5,3

17

89,5

1

5,3

Шкала морально-нравственной нормативности

-

-

16

84,2

3

16,7

Шкала личностного потенциала.

4

21,1

15

78,9

-

-

Проанализировав результаты, полученные среди женщин, недавно работающих на данном предприятии, можно сказать, что у них, как и у мужчин, также в основном преобладает средний уровень развития личной «адаптивности», однако зафиксированные нами показатели оказались несколько выше (81,6% от общего числа испытуемых женщин обладают средним значением, 13,2% - низким значением и 5,5% имеют высокий показатель адаптивности). Среди показателей низкого уровня развития выделяется шкала поведенческой регуляции (26,3%). Это говорит нам о том, что для этой группы женщин характерен низкий уровень поведенческой регуляции, может наблюдаться определенная склонность к нервно – психическим срывам. Также у этих женщин может наблюдаться отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности.

Среди показателей высокого уровня развития адаптивности выделяется шкала морально – нравственной нормативности (16,7%), что свидетельствует об относительно высоком уровне социализации, приобретением социального опыта, ориентирование на социальные о моральные нормы, принятые в данной социальной группе. Следует обратить внимание на относительно высокий показатель в среднем уровне адаптивности, относящийся к шкале коммуникативного потенциала (89,5% от общего числа респондентов). Можно предположить о более высоком развитии данной характеристики у женщин по сравнению с мужчинами.


Сравнительный анализ данных показал, что не существует значимых различий между мужчинами и женщинами, менее года работающих на данном предприятии, по показателям адаптивности (P>0,05) (Приложение Г).

Вместе с тем, мы установили, что существует взаимосвязь между рядом изученных нами показателей. Как показал количественный анализ данных по критерию Спирмена, между рядом изученных показателей существуют значимые корреляционные связи (P≤0,05) (Приложение Г):

- показателями «поведенческая регуляция» и показателями «коммуникативный потенциал» (R=0,38; P≤0,05), то есть чем на более высоком уровне сформирована у работников поведенческая регуляция, тем выше у них коммуникативный потенциал. Это, в свою очередь, является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала. Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта, потребностью в общении, принципами построения контакта, групповой идентификацией, а также уровнем конфликтности;

- была выявлена взаимосвязь «поведенческой регуляции» и «морально-нравственной нормативности» (R=0,50; P≤0,01), что отражает восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения;

- значительно выделяется взаимосвязь «поведенческой регуляции» и «личностного потенциала», (R=0,96; P≤0,001), являющейся важней интегральной характеристикой психического развития, свидетельствующей о том, что чем выше развит личностный потенциал у работника, тем выше уровень его поведенческой регуляции;

- была выявлена взаимосвязь «поведенческой регуляции» и «уровня адаптивности» (R=0,60; P≤0,001), свидетельствующей о том, что чем выше уровень адаптивности у работника, тем выше уровень его поведенческой регуляции;

- была выявлена взаимосвязь «коммуникативного потенциала» и «личностного потенциала» (R=0,59; P≤0,001), свидетельствующей о том, что чем выше уровень личностного потенциала работника, тем выше и уровень его коммуникативного развития;

- была выявлена взаимосвязь «коммуникативного потенциала» и «уровня адаптивности» (R=0,63; P≤0,001), свидетельствующей о том, что чем выше уровень адаптивности у работника, тем выше уровень его коммуникативного потенциала;

- была выявлена взаимосвязь «уровня морально-нравственной нормативности» и «уровня адаптивности» (R=0,62; P≤0,001), свидетельствующей о том, что чем выше уровень адаптивности у работника, тем выше уровень его морально-нравственная нормативность;


- была выявлена взаимосвязь «уровня морально-нравственной нормативности» и «личностного потенциала» (R=0,60; P≤0,001), свидетельствующей о том, что чем выше уровень личностного потенциала у работника, тем выше уровень его уровня морально-нравственной нормативности;

- была выявлена взаимосвязь «уровня адаптивности» и «личностного потенциала» (R=0,73; P≤0,001), свидетельствующей о том, что чем выше уровень личностного потенциала у работника, тем выше уровень его адаптивности вообще.

Таковы выявленные нами взаимозависимости.

Далее, на втором этапе эмпирического исследования, нами была проведена анкета, которая позволила нам оценить выраженность личностных и деловых качеств у работников, находящихся в стадии трудовой адаптации с точки зрения нанимателя (Таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Выраженность личностных и деловых качеств у работников, находящихся в стадии трудовой адаптации

КРИТЕРИЙ

Среднее значение по выборке

По выборке в целом (максимально = 5 баллов )

Среди мужчин

Среди женщин

Исполнительность

3,22

3,22

3,21

Профессиональные знания и умения

3,29

3,44

3,16

Отношение к работе

3,12

2,72

3,47

Работоспособность

3,33

3,11

3,53

Инициативность

2,54

2,50

2,58

Стремление совершенствовать методы работы, умение внедрять инновации

2,73

2,61

2,84

Коммуникабельность

3,19

3,17

3,21

Умение координировать и взаимодействовать

2,37

2,61

2,16

Аналитические способности

2,57

2,39

2,74

Рассмотрим полученные данные. Так, по мнению нанимателей, в период адаптации работников наиболее выраженным оказался критерий «работоспособность» (среднее значение среди мужчин – 3,11, среди женщин – 3,53), т.е. новые работники склонны проявлять средний или повышенный уровень работоспособности в период трудовой адаптации.

Кроме того, наниматели отмечают, что работники неплохо разбираются и действуют в пределах своих обязанностей; стараются поддерживать профессиональный уровень (среднее значение среди мужчин – 3,44, среди женщин – 3,16). Если со стороны работников случаются задержки выполнения заданий по уважительной причине, которые не имеют серьезных негативных последствий для работы, то работники стараются предупреждать руководителя, что не могут справиться с заданием в намеченный для этого срок (среднее значение среди мужчин – 3,22, среди женщин – 3,21).


Однако, работодатели отмечают, что в период трудовой адаптации новые работники не всегда могут справляться с вопросами координации без особых столкновений и отклонений, действую т малоэффективно (среднее значение среди мужчин – 2,61, среди женщин – 2,16). Кроме того, они редко проявляют инициативность (среднее значение среди мужчин – 2,50, среди женщин – 2,58) и чаще всего анализируют свою деятельность только с внешней помощью, причинно-следственные связи явлений могут в большинстве случаев увидеть только при помощи руководителя (среднее значение среди мужчин – 2,39, среди женщин – 2,74).

Следует отметить, что по выраженности личностных и деловых качеств у работников, находящихся в стадии трудовой адаптации, по мнению работодателей, существуют межполовые различия по показателю «отношение к работе» (U=105,0; Z = - 2,01; p≤0,05), т.е. женщины относятся к работе более добросовестно по сравнению с мужчинами. Таково мнение работодателей.

 Далее мы оценили производственное поведение нового сотрудника по заданным критериям, используя пятибалльную шкалу (1- существенно ниже требуемых стандартов, 5 – превышение ожиданий) с точки зрения самих работников (Таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Оценка производственного поведения новых сотрудников

КРИТЕРИЙ

Среднее значение по выборке

По выборке в целом

Среди мужчин

Среди женщин

Обучаемость (способность усвоить и применить на практике максимум знаний в минимальные сроки)

2,24

2,28

2,21

Планирование работы (расстановка приоритетов в работе, порядок в документах, внимание к деталям)

3,20

2,94

3,42

Объем работы (количество завершенной и текущей работы независимо от качества)

2,73

2,56

2,89

Качество (тщательность и аккуратность в выполнении работы, независимо от количества)

2,96

2,56

3,32

Ответственность (исполнение обязанностей в срок с минимумом контроля)

2,95

2,67

3,21

Инициативность (говоря о проблемах, предлагает варианты решения)

2,38

2,28

2,47

Самостоятельность (не нуждается в жестком контроле руководителя)

2,81

2,89

2,74

Конфликтность (конструктивное восприятие критики, способность тактично обсудить неприятный вопрос)

2,89

2,78

3,00

Дисциплина (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение сроков выполнения работ)

2,40

2,61

2,21

Взаимоотношения с окружающими (легко идет на контакт, умеет наладить горизонтальные и вертикальные связи)

3,35

3,44

3,26

Интерес к работе (видит перспективы, возможности реализации, ему нравится содержание работы)

2,83

3,22

2,47


Рассмотрим полученные данные. Так, по мнению самих работников, в период их трудовой адаптации наиболее соответствует их ожиданиям их способность к «планированию работы (расстановке приоритетов в работе, порядок в документах, внимание к деталям)» (среднее значение среди мужчин – 2,94, среди женщин – 3,42); «взаимоотношения с окружающими (легко идут на контакт, умеют наладить горизонтальные и вертикальные связи)» (среднее значение среди мужчин – 3,44, среди женщин – 3,26) и «взаимоотношения с окружающими (легко идут на контакт, умеют наладить горизонтальные и вертикальные связи)» (среднее значение среди мужчин – 3,44, среди женщин – 3,26).

Наибольшие трудности в период адаптации к новому месту работы вызывают проблемы «обучаемости (способность усвоить и применить на практике максимум знаний в минимальные сроки)» (среднее значение среди мужчин – 2,28, среди женщин – 2,21 и «дисциплина (соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение сроков выполнения работ)» (среднее значение среди мужчин – 2,61, среди женщин – 2,41).

Следует отметить, что по показателям производственного поведения новых сотрудников нами были зафиксированы межполовые различия по показателю «качество» (U=107,0; Z =-1,95; p≤0,05), свидетельствующие о том, что женщины более тщательны и аккуратны в выполнении работы, независимо от её количества. Таково мнение самих работников.

Таковы основные выявленные в ходе исследования тенденции.

В заключение данной главы можно сформулировать следующие выводы:

1. Анализ результатов по группам адаптивности показывает, что мужчин, проработавших менее года на данном предприятии, можно отнести ко второй группе – группе удовлетворенной адаптивности. Если сравнить результаты по шкалам, то более высоким значением выделяется шкала морально – нравственной нормативности, что свидетельствует о высоком развитии данного качества. В свою очередь относительно низким значением в сравнении с остальными показателями выделяется шкала личностного потенциала. Здесь можно предположить, что новые работники еще не осознали себя как личности, имеющие определенный статус, права и обязанности, исполняющие различные социальные роли, своих интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, характера, способностей, что отражается в профессиональной Я – концепции.

2. Анализ результатов по группам адаптивности показывает, что женщин в основном можно отнести ко второй группе – группе удовлетворенной адаптивности. Также следует обратить внимание, что 1/3 от общего числа респондентов относятся к первой группе – группе хорошей и нормальной адаптации. Отсюда мы сможем сделать вывод, что женщины, входящие в состав этой группы легко адаптируются новым условиям деятельности. Необходимо указать, что к третьей группе – группе неудовлетворенной адаптивности не относится ни один испытуемый из числа обследованных женщин.