Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 1563
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1. Общая характеристика бизнес-плана: основные виды, задачи и функции
Глава 2. Разработка бизнес-плана кафе-кондитерской «Сласти»
2.2. Описание продукции, услуг кафе-кондитерской «Сласти»
2.3. Анализ рынка конкурентов и потребителей в городе Юрга
2.4. Производственный и организационный план кафе-кондитерской «Сласти»
2.5. Маркетинговый план кафе-кондитерской «Сласти»
2.6. Финансовый план кафе-кондитерской «Сласти»
Введение
Актуальность. Деятельность любого предприятия начинается с планирования, без организации которого невозможно добиться позитивных результатов. Важным элементом процесса планирования на предприятии является составление бизнес-плана. Бизнес-план – это документ, который отображает новые аспекты будущей организации, рассматривает все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, а также рассматривает эффективность принятых решений, планируемых мероприятий. Готовый бизнес-план помогает ответить на вопрос, стоит ли инвестировать денежные средства в данный бизнес-проект. Таким образом, составление бизнес-плана актуально для предприятия, поскольку позволяет спланировать и оптимизировать ресурсы для получения наилучшего финансового результата организации.
На сегодняшний день общественное питание играет все более возрастающую роль в жизни современного общества, так как главной задачей данной отрасли является удовлетворение потребностей человека. Выбирая сферу, в которой можно успешно реализовать бизнес-проект, многие отдают предпочтение сфере общественного питания. Открыть кафе – это отличный способ начать предпринимательскую деятельность. Причин, делающих подобный бизнес популярным, среди молодых предпринимателей, целый ряд: рост денежных средств жителей города; старание вести современный образ жизни; общения с друзьями и родными в уютной и комфортной обстановке; празднование торжеств, семейных мероприятий.
Цель работы – разработать бизнес-план «Кафе-кондитерская «Сласти» в г. Юрга».
Предмет исследования – бизнес-план предприятия «Кафе-кондитерская «Сласти».
Объект исследования – кафе-кондитерская «Сласти».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать теоретические основы бизнес-планирования;
2. разработать бизнес-план «Кафе-кондитерская «Сласти» в г. Юрга.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, бизнес-планирования, инвестиционной деятельности, менеджмента, комплексного финансового анализа.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки бизнес-плана
1.1. Общая характеристика бизнес-плана: основные виды, задачи и функции
Бизнес-план – это комплексный документ, отражающий основные аспекты и показатели деятельности предприятия, дающие полное объективное представление о проекте. Представляет собой сжатое, понятное и достоверное описание предполагаемого бизнеса. Бизнес-план позволяет управлять предприятием, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент планирования и как руководство для исполнения и контроля[1].
Бизнес-план охватывает период от трех до пяти лет, причем в его финансовой части первый планируемый год следует расписать помесячно или поквартально.
Бизнес-план необходим для[2]:
− определения конечных целей организации бизнеса;
− реализации функции планирования;
− четкого формулирования функций и предназначения будущей продукции;
− определения целевой категории, для которой предназначена предлагаемая продукция;
− анализа ситуации на рынке;
− изучения конкурентов и способов борьбы с ними;
− определения способов продвижения на рынке конкретного товара;
− расчета финансовых затрат;
− получение инвестиций для организации бизнеса[3].
Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана, необходимо определить цели данной разработки. И уже на основании этого оценивать бизнес-план по различным критериям, что позволит четко организовать процесс планирования с наименьшими затратами. Схема планирования бизнес-плана представлена на рисунке 1[4].
Рисунок 1 – Схема планирования бизнес-плана[5]
В настоящее время существует следующие виды бизнес-планов, которые классифицируются по следующим критериям:
− По целям разработки бывают: инвестиционные; для планирования деятельности предприятия; для финансового оздоровления действующего предприятия; для выработки стратегии развития предприятия.
− По объекту планирования бывают: предприятия в целом (нового или действующего); объединений (группы) предприятий; инвестиционного проекта (направления бизнеса).
− По конечным потребителям: для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства предприятия (как средство самоорганизации); инвесторам, банкам, акционерам; региональной администрации; бизнес-партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям) [6].
− По продолжительности решаемых задач: стратегические (долгосрочные); тактические (среднесрочные); оперативные (краткосрочные).
− По сложности проекта различают проекты: простые; сложные; очень сложные.
− По условиям конфиденциальности: официальный; рабочий.
− По гибкости планов различают планирование: директивное (статическое); индикативное.
− По стадии развития организации различают: масштабные; нечеткие и небольшие[7].
− По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана различают: идею, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия, действующее производство[8].
− По объему различают: сжатые и развернутые бизнес-планы.
− По особенностям оформления бывают: с приложениями и без них.
− По подходу к разработке может разрабатываться: наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных; инициаторами проекта, а методические рекомендации получаются у специалистов (банкиров, юристов, аудиторов), возможных потребителей, инвесторов.
− По используемой программе финансового моделирования: Project Expert; Alt Invest; ТЭО-Инвест; COMFAR Expert; ИНЭК-Аналитик; расчеты на базе Excel[9].
Общая цель создания бизнес-плана – это планирование хозяйственной деятельности предприятия в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Цели создания бизнес-плана условно можно разделить на две группы: внешние цели и внутренние[10]. Внешние цели:
− обоснование потребности предприятия в привлечении средств и инвестиций;
− презентация проекта;
− привлечение внимания со стороны инвесторов и банка к проекту.
Наиболее часто, бизнес-планы составляются для достижения двух внешних целей: привлечение инвестиций и получение кредита в банке.
Внутренние цели:
− убедить персонал предприятия в реальности достижения поставленных перед организацией качественных и количественных показателей;
− определить перспективные рынки сбыта продукции и оценить, какое место на них занимает создаваемое предприятие;
− оценить затраты предприятия на производство и сбыт продукции;
− детально проанализировать и оценить финансово-материальное положение предприятия;
− определить, с какими рисками может быть связана реализация бизнес-плана[11].
Помимо внешних и внутренних целей, выделяют и другие:
− социальные цели, с помощью них происходит расширение деловых контактов и международных связей, создание новых духовных и культурных ценностей, преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране[12];
− повышение статуса предпринимателя, служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, гарантиями высокого качества товаров и услуг, повышения престижа предпринимателя;
− иные цели, с помощью которых осуществляется развитие контактов, зарубежных поездок, вхождение в различного рода ассоциации и другое.
Для успешной реализации проекта и получения денежных средств необходима информационная база, которой является бизнес-план[13]. В процессе сбора исходной информации и подготовки бизнес-проекта необходимо ориентироваться на решение конкретных задач, а это:
− сбор исходной информации о реализуемом проекте;
− технико-экономические расчёты;
− анализ положения дел в отрасли по рассматриваемому направлению;
− маркетинговые исследования;
− оценка финансовых перспектив проекта[14].
Проанализировав различные источники, можно выделить пять основных функций бизнес-плана:
− разработка стратегии развития бизнеса (данная функция необходима в период создания предприятия или при выработке новых направлений деятельности, например, полное или частичное перепрофилирование предприятия на выпуск новых видов продукции);
− планирование (определяет жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции, контролирует процессе внутри ее, то есть производит оценку затрат, связанных с изготовлением и сбытом продукции, и прогнозирует величину прибыли);
− учет возможных рисков и минимизация затрат;
− привлечение инвестиций (подготовка заявок для получения кредитов (через банки, инвесторов) и экономических ресурсов, технологий инвесторов или партнеров, которые пожелают вложить в производство собственные ресурсы или имеющуюся у них технологию);
− вовлечение всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана (это создаст условия для информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, распределит обязанности, скоординирует усилия и повысит их мотивацию по достижению цели)[15].
1.2. Структура бизнес-плана
Федеральный фонд поддержки малого бизнеса требует оформлять бизнес-планы в соответствии с рекомендациями международных стандартов ЮНИДО. При подготовке проекта необходимо придерживаться определенных рекомендаций:
− бизнес-план должен быть структурирован и разделен на разделы, быть убедительным и кратким;
− в бизнес-плане информация должна быть предоставлена в доступной для понимания форме[16];
− бизнес-план не должен быть перегруженным техническими подробностями и статистическими данными (для лучшего восприятия информации нужно использовать схемы, графики, таблицы, диаграммы);
− бизнес-план должен иметь объективную оценку, необходимо ознакомить с ним весь персонал, который непосредственно участвует в разработке и выполнении проекта, чтобы избежать ошибок и недочетов;
− в бизнес-плане должна быть использованная информация только из проверенных источников;
− в приложениях бизнес-плана должен быть представлен весь список основных участников бизнес-проекта и их контактная информация, чтобы была возможность уточнить или подтвердить исходные данные[17].
Структура бизнес-плана – это письменное описание того или иного проекта, суммы и сроки его реализации. Такой план характеризует целесообразность его существования. Структура и содержание бизнес-плана играет важную роль в начале деятельности предприятия. Единой структуры при составлении проекта не существует, каждое предприятие включает разделы исходя из своих целей и задач. Структура бизнес-плана представлена на рисунке 2[18].
Рисунок 2 – Схема структуры бизнес-плана
Структура бизнес-плана включает в себя ряд элементов, каждый из которых имеет собственную важность.
Раздел 1 – Титульный лист.
На нём отражается название предприятия, место расположения, номер телефона, дата и время составления бизнес-плана[19]. Если бизнес-план планируется преподнести инвестору или кредитной организации, то необходимо указать потребность в финансовой части и отметить, через сколько времени проект окупится.
Раздел 2 – Резюме.
Данный раздел имеет рекламный характер, а также он способствует выявлению интереса у того, кому будет адресован бизнес-план. Этот раздел должен быть оформлен грамотно, так как от него исходит первое впечатление инвесторов о бизнес-плане. В данном разделе необходимо изложить весь бизнес-план в краткой форме, при этом раскрыть сущность проекта. Основой для написания является информация, которая содержится во всех разделах. В целом структура резюме может быть следующей: описание, обеспеченность ресурсами, как будет реализовываться, в чём заключается уникальность проекта, сумма инвестиций, прогноз прибыли, как будут возвращаться займы инвесторам и эффективность проекта[20].