Файл: "Особенности управления в современных условиях и пути его совершенствования".pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современные подходы к системе управления организациями
1.1. Необходимость применения новых методов и моделей управления организациями
1.2. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод управления
2. Анализ системы управления на предприятии ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС»
2.2. SWOT – анализ организации ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС» и его конкурентов
3.1. Методы повышения конкурентоспособности ООО «НЬЮ ЙОРКЕР РУС»
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
1.2. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод управления
Интерес к управленческому учету в условиях развития интеграционных процессов в современном бизнесе обусловлен постоянно растущей концентрацией капитала, высоким уровнем внешней и внутренней конкуренции, непредсказуемостью инфляционных изменений даже в странах со стабильными денежными системами, значительным ростом производственных издержек и доли добавленной стоимости в себестоимости продукции[13].
Для укрепления позиций предприятия на рынке и его экспансии необходимо грамотно управлять его денежными потоками, производством и инвестиционными проектами. Очевидно, что традиционных методов бухгалтерского учета для этого недостаточно[14].
Выделение управленческого учета в самостоятельную область деятельности объективно по своей природе. Еще в 50-х годах XIX века в США и других развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о затратах и результатах, отвечающей запросам аппарата внутрифирменного управления в сложных (многоуровневых) производственно-хозяйственных системах. Специалисты связывают возникновение управленческого учета с ростом корпораций, появлением производственного нормирования и изменением социально-экономических отношений на крупных производственных предприятиях. Развитие железных дорог, морских сообщений резко раздвинуло границы коммерческой деятельности и потребовало составления перспективных прогнозных расчетов, исчисления себестоимости товаров, услуг, а также различных способов их транспортировки.
В конце XIX века управленческий учет выделился в самостоятельный вид деятельности предприятия, к концу XX века он развился в сложную многогранную систему внутренних отношений на предприятии[15].
В новой информационной подсистеме - управленческом учете - не только решались чисто учетные вопросы, но и широко использовались приемы и методы из родственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы - генерация полезной финансовой (т.е. выражаемой денежным измерителем) информации для нужд внутрифирменного управления - определила структуру управленческого учета[16]:
- производственный учет (традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости);
- планирование и контроль затрат и результатов;
- учетно-аналитическое обеспечение специальных управленческих решений.
В западной практике широко распространено мнение, что управленческий учет возник вследствие недостатков традиционной бухгалтерии, так как данные бухгалтерского учета и отчетности не могут в полной мере удовлетворять потребности управления предприятием, ввиду того что они быстро устаревают, лишены оперативности, предназначены в первую очередь для внешних пользователей и не дают информации для прогноза хозяйственной деятельности[17].
Управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, которая в рамках предприятия обеспечивает его управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации. Управленческий учет как процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.
Существовавший до недавнего времени управленческий учет, который был нацелен в основном на информационное обеспечение оперативных решений, принято называть традиционным[18].
Помимо операционных управленческих решений современному предприятию необходимо принимать долгосрочные или стратегические управленческие решения. В последнее время их важность выросла значительно, что связано с усилением конкуренции и появлением новых информационных возможностей для обработки данных. Это приводит к тому, что ориентация на долгосрочные цели предприятия, например, создание долгосрочного стратегического конкурентного преимущества, способствует более стабильным выгодам для заинтересованных в его деятельности лиц в долгосрочной перспективе, что особенно важно, учитывая стремительный характер изменений, которые быстро нивелируют краткосрочные преимущества[19].
Для обслуживания потребностей менеджмента при подготовке стратегических решений необходимы новые методы управленческого учета. Совокупность этих методов принято называть современным, или стратегическим управленческим учетом[20].
Основные различия между традиционным и стратегическим управленческим учетом представлены на рисунках 1 – 2.
Вместе с тем роль стратегического управленческого учета принципиально отличается от роли традиционного управленческого учета. Традиционный учет в основном направлен на информационное обеспечение операционных управленческих решений, в то время как стратегический - на информационное обеспечение стратегических решений. Данное различие обусловливает использование разных методов анализа и совершенно другие взаимосвязи между управленческим учетом и иными дисциплинами (бухгалтерским учетом, менеджментом, маркетингом)[21].
┌────────────┐
┌────────────>│ Анализ ├────────────┐
│ └─────┬──────┘ │
│ │ \│/
┌──────┴─────┐ \│/ ┌────────────┐
│ Контроль ├─────> <─────┤Планирование│
└────────────┘ ┌────────────────────┐ └─────────┬──┘
/│\ │ Концентрация на │ │
│ │внутренних процессах│ │
│ └────────────────────┘ │
└──────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 1 - Процесс традиционного управленческого учета
<─┐ │ ┌─>
│ │ \│/ │ │ /│\
\│/ ┌────────────┐ \│/ │
┌────────────>│ Анализ ├────────────┐
│ └─────┬──────┘ │ ┌─
<──┐ │ │ \│/ \│/
┌──────┴─────┐ \│/ ┌────────────┐
──>│ Контроль ├─────> <─────┤Планирование├──>
└────────────┘ ┌────────────────────┐ └─────────┬──┘
<──┘/│\ │ Внутренние процессы│ │/│\
│ └────────────────────┘ │ └─
└──────────────────────────────────────────────┘
/│\ /│\ /│\
│ ┌──────────┴─────────┐ │
│ │ Внешние процессы │ │
└────────────────────┘
Рисунок 2 - Процесс стратегического управленческого учета
В общем виде основные различия между двумя концепциями управленческого учета представлены в таблице 1[22].
Таблица 1
Основные отличия стратегического и традиционного управленческого учета
Анализируемый |
Стратегический |
Традиционный |
Внутренние |
Производится |
Характерна чрезмерная |
Внешние факторы |
Производится, например имеет место предоставление и анализ |
Анализ не производится |
Нефинансовые |
Производится |
Не учитываются |
Отношение к |
Для стратегического анализа объем |
Единственным фактором, |
Отношение и роль |
Направлен на внедрение, |
Не направлен на внедрение, |
Роль в |
Играет одну из ключевых |
Роль ограничивается |
Основной функцией стратегического управленческого учета является обеспечение условий для наиболее объективного анализа эффективности деятельности предприятия, а также для того, чтобы при принятии стратегических управленческих решений были учтены пожелания всех групп заинтересованных лиц. Иными словами, стратегический управленческий учет должен позволять определить, насколько эффективно работает предприятие с точки зрения различных групп интересов[23].
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что стратегический управленческий учет выполняет три наиболее характерные функции[24]:
- поддерживает процесс принятия решений;
- является системой для обеспечения сотрудников предприятия информацией;
- представляет собой технологию, которая позволяет изменить способы предоставления информации, если существующие методы ее получения не соответствуют потребностям предприятия.
Стратегический управленческий учет - достаточно обширная область анализа, поэтому для практического внедрения стратегического управленческого учета на предприятии необходима некоторая система[25].
Можно выделить следующие ключевые характеристики, которые относятся к системе стратегического управленческого учета на предприятии:
- поддержка при принятии и исполнении стратегических решений;
- восполнение пробелов, которые могут возникнуть в процессе передачи информации;
- выбор подходящих финансовых показателей эффективности деятельности предприятия;
- учет не только финансовых показателей эффективности;
- предоставление менеджерам существенной информации;
- все затраты подразделяются на регулируемые и согласованные, или обязательные;
- разделение дискреционных затрат и затрат на технологические процессы;
- использование метода стандарт-костинг в системе стратегического управленческого учета должно носить стратегический оттенок;
- отражение современных тенденций в учете.
Необходимость тщательного отбора показателей, которые характеризовали бы эффективность работы менеджмента на всех уровнях и были бы согласованы с общей стратегией бизнеса, является основной целью для хорошей системы стратегического управленческого учета.
Роль стратегического управленческого учета состоит также в том, чтобы выразить стратегические задачи и стратегические планы действий в конкретных показателях[26].
Информация, обеспечиваемая путем использования стратегического управленческого учета, должна содержать данные не только о внутренней среде предприятия, но и о его внешнем окружении, в том числе о его положении по отношению к основным конкурентам. Для получения информации, на основании которой будет разрабатываться стратегия предприятия, используется целый ряд методов. Одним из наиболее распространенных является бенчмаркинг (от англ. Bench-marking)[27].
Бенчмаркинг - сравнительный анализ финансовой эффективности позволяет предприятию оценить свои сильные и слабые стороны по сравнению со своими конкурентами и лучшими примерами из мировой практики и на основе этого определить рыночные ниши (как фактически существующие, так и потенциальные) для своей продукции. Он обеспечивает менеджмент инструментарием для определения и поиска своих фактических и потенциальных конкурентов, а также возможных партнеров по производственной кооперации и слияниям[28].
Предприятие может проводить бенчмаркинг практически любого вида деятельности, который поддается измерению. Такое сравнительное исследование должно начинаться с идентификации детерминант успешной деятельности в данной отрасли. Однако до того, как начать это сравнительное исследование, необходимо выбрать надежную и эффективную систему измерения. Бенчмаркинг - это не только инструмент сбора информации. При бенчмаркинге проводится сопоставление данных компании с данными по отрасли или по основным конкурентам. Бенчмаркинг представляет собой вклад в стратегический план для руководства, он предлагает обратить внимание на другой стиль работы, а также на новую корпоративную культуру, которая лучше стимулирует внутрифирменную конкуренцию[29].
Таким образом, западная экономическая наука управленческого учета, располагая огромным запасом знаний о различных методиках, признает необходимость кардинальных перемен в структуре стратегического управленческого учета. В России управленческий учет делает лишь первые шаги. Основное препятствие внедрению в нашей стране этого прогрессивного вида анализа связано с недостаточным осознанием роли управленческого учета в обеспечении правильного использования ресурсов предприятия и определении объемов ответственности каждого менеджера.