Файл: Мотивационные программы для сотрудников ресторана ООО «АЙ-ЭС-ЭМ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Разработка мотивационной программы для сотрудников ресторана «Лица»

Мотивирование и стимулирование работников в организации необходимо осуществлять равномерно и соответственно планам руководства по развитию фирмы, при этом необходимо учитывать весь спектр взаимоотношений организации с сотрудниками. Такой план обычно имеет следующий вид:

  1. Проработка штатного расписания и должностных инструкций, что дает возможность упорядочения процесса руководства предприятием и исключения повторяющихся функций в работе сотрудников. В исследуемом предприятии данный аспект уже проработан, что позволило создать более рациональную структуру штата организации и сократить не соответствующие духу и развитию компании должности.
  2. Переработка системы оплаты труда – разработка системы оплаты труда на основании коллективности и ответственности с ориентацией на конечный результат:

- базовая ставка за выполнение должностных обязанностей.

- надбавка за выполнение обязанностей, выходящих за рамки должностных.

- премии при росте выручки/прибыли в зоне работы сотрудника.

- отсутствие доплат/штрафы – при падении выручки или наличии жалоб.

- лишение доплат/штрафы – за нарушение дисциплины, при наличии нанесенного ущерба имуществу – удержание стоимости имущества из заработной платы.

Главная цель программы оптимизации системы оплаты труда заключается в доведении до сознания сотрудников, что зарплату они получают не за то, что «пришли на работу», а за успешное выполнение своих обязанностей.

  1. Социальное обеспечение. При разработке планов мотивации и стимулирования персонала предприятия необходимо учитывать и ответственность руководства предприятия за своих сотрудников. Необходимо оперировать не только «кнутом и пряником» при материальном стимулировании, но и проявлять другую заботу, как например:

- социальный пакет в виде питания, лечения, отдыха и т.д.

- возможность пользования инфраструктурой предприятия.

- поздравления и подарки по случаю дня рождения, свадьбы, рождения ребенка и т.д.

  1. Обучение и переобучение персонала. Это мероприятие позволит повысить квалификацию сотрудников в соответствии с требованиями настоящего времени, что повысит их результативность при выполнении своих обязанностей. Кроме того, предполагается провести обучение, проявивших себя как ответственные и добросовестные, сотрудников смежным специальностям. При выполнении этого мероприятия дополнительные перспективы появляются и у руководства предприятия и у сотрудников:

- руководство предприятия получает в свое распоряжение грамотного, обученного, ответственного специалиста знакомого с реалиями производственного цикла своего предприятия, которого можно использовать по временной (отпуск основного специалиста и т.д.) или постоянной (увольнение или декретный отпуск специалиста) схеме.

- сотрудники предприятия получают дополнительную специализацию, которая позволит им удовлетворить свои материальные и профессиональные амбиции. Кроме того, сотрудник получает реальные перспективы для карьерного роста на постоянной основе.

Программы развития предприятия выполняются планово и постепенно. В ходе реализации планов развития предприятия выполняются локальные планы (мероприятия), по результатам выполнения которых можно судить об эффективности того или иного плана. Кроме того, в ходе реализации локальных планов или после их проведения уже по достигнутым результатам, планы могут корректироваться и изменяться.

На данном этапе можно рассмотреть внедрение на предприятии трех локальных мероприятий:

1) Разработка социального пакета, включающего в себя медицинское страхование, компенсация на питание;

2) Разработка программ профессионального развития и дополнительного обучения;

3) Совершенствование системы материального стимулирования персонала.

По данным анализа существующей системы мотивации персонала был обозначен круг существующих проблем:

- в процессе отбора сотрудников желательно производить комплексную оценку профессиональных и личных качеств новых сотрудников, что даст возможность снизить показатель текучести кадров, а следовательно затраты на поиск и подбор сотрудников;

- в ресторане налажена система аттестации сотрудников, что не дает возможность выявления реальных навыков и резервов развития сотрудников, что делает значительно более сложным процесс развития кадрового резерва;

- программы профессионального обучения на предприятии не развиты.

Теперь разработаем конкретные рекомендации по совершенствованию системы мотивации в исследуемом предприятии ресторанного бизнеса.

Меры по нематериальному стимулированию персонала сведем в Табл. 3.1. Как видно, реализация данных мероприятий не влечет за собой значительного оттока денежных средств, поэтому может применяться в исследуемом ресторане без ограничений.

Таблица 3.1

Стимулы, не требующие инвестиций со стороны ресторана «Лица»

Мероприятие

Пояснения

Поздравления с днем рождения

Можно разместить на стенде на проходном месте список сотрудников с датами их рождения, к дню рождения рекомендуется размещать поздравления, собирать с сотрудников деньги на подарки. Также именинника может поздравить руководство от всего заведения.

«Витрина успехов» или «доска почета»

На стенде также можно размещать положительные отзывы посетителей, как из жалобной книги, так и с официального сайта ресторана. Также можно проводить среди сотрудников соревнования в количестве положительных отзывов от гостей заведения.

«Листок позора»

Также на стенде можно размещать имена сотрудников, не справившихся со своими должностными обязанностями, нарушивших трудовую дисциплину и т.п.

Также можно дать обратную связь, разместив на стенде описание конкретной ситуации, действия должностного лица, а также комментарий от лица организации с рекомендованным поведением в данной ситуации. Эта мера приведет к тому, что многие сотрудники смогут учиться на чужих ошибках, не допуская их в своей работе.

Для того, чтобы самолюбие сотрудников не слишком сильно страдало, можно шифровать фамилии провинившихся.

Кубки лучшему работнику

Для реализации данного мероприятия необходимо, чтобы критерии получения данной награды были известны всем сотрудникам. При этом критерии не должны быть заоблачно высоки и не достижимы на практике .

«Легенды компании»

Здесь речь идет о возрождении советской традиции досок почета. Причем данную доску почета можно вешать даже в зоне доступа гостей заведения.

Прописанные критерии и этапы горизонтального и вертикального карьерного роста

Сотрудники должны знать, что при условии хорошей работы, они могут достичь больших карьерных высот. Также можно посоветовать использовать институт наставничества, который довольно хорошо себя зарекомендовал.


Также предложим меры по совершенствованию мотивации сотрудников ресторана, которые потребуют дополнительных финансовых вложений:

  • оплата проезда сотрудников.
  • организация системы добровольного медицинского страхования на предприятии.
  • предоставление сотрудникам абонементов в фитнес-центры.
  • улучшение жизнедеятельности сотрудников на рабочих местах - модернизация основных средств работы (усовершенствование офисных средств, компьютерной техники и т.п.) улучшение безопасности жизнедеятельности (кондиционеры, отопительная техника, освещение, шумоизоляция и т.п., эргономика), усовершенствование дизайна и другие эстетические факторы (оформление офиса, рабочего места, мебель).
  • организация обучения сотрудников.
  • проведение корпоративов на новый год, день рождения фирмы и т.п. необходимо в этот момент не только развлекаться, но и предусматривать официальную часть для развития корпоративного духа у сотрудников организации.
  • предоставление некоторым категориям работников, например, студентам, женщинам, недавно ставшими матерями и т.п., возможности получить «льготный» рабочий день - укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, скользящий или гибкий график работы.
  • введение дополнительного отпуска для хороших работников.

Отметим, что данные методы совершенствования мотивации персонала безадресны и относятся ко всем сотрудникам.

Что касается проведения обучения персонала, то короткое, нацеленное на быстрое решение нужных для компании задач (быстрое преодоление возникающих у компании проблем и трудностей) корпоративное обучение - однозначно действенный, мощный и быстрый инструмент работы собственников и менеджмента. С помощью него можно успешно решить задачи: разработку эффективных стратегий развития и Программы работы по их успешной реализации; оптимизацию бизнес-процессов компании и снижение материальных, финансовых, временных и репутационных издержек; повышение управленческого мастерства руководителей среднего и нижнего звена и их слаживание в работе между собой и с ТОП–менеджментом; повышение мастерства сотрудников и за счёт этого существенный рост доходов; повышение мастерства руководителей и специалистов и т.п. Словом, нет такого круга важных вопросов, где не было бы необходимо корпоративное обучение.

Отличный результат корпоративного обучения для организации - может быть достигнут при соблюдении следующего алгоритма:

1. Необходимо чётко понимать, какое обучение, для кого и для чего оно необходимо, сформулировать это в терминах: Обучение предназначено для конкретной категории обучаемых, определить конкретные цели; задачи и результаты.


2. Необходимо проводить тендеры на проведение обучения сторонними организациями путем почтовой рассылки писем-предложений потенциально достойным образовательным учреждениям.

В этих письмах можно дополнительно указывать, сколько будет человек обучаемых, время начала обучения, график проведения обучения и иную информацию. Можно также (как на открытых аукционах) указать стартовую стоимость обучения . Но обязательно указать, что кандидаты в Исполнители заказа должны обязательно высылать Учебные программы и Резюме тренеров, если есть - то положительные отзывы и рекомендации. Можно предлагать выслать т.н. «портфолио компании», указав на его содержание. На каждый сегмент рынка и на каждую программу у Исполнителя должен быть свой специалист.

3. Принимать заявки на участие и их квалифицированно анализировать. Если нет специалиста в организации обучения, то нужно привлечь стороннего специалиста, который даст экспертное заключение по оформлению (оно свидетельствует о профессионализме обучающей организации) и содержанию (оно свидетельствует о понимании специфики отрасли и особенностей самого Заказчика) программ обучения, о методиках, технологиях и инструментах обучения (тоже свидетельство наличия или отсутствия учебного профессионализма). Самому Заказчику всегда нужно оценивать дополнительно предлагаемые сервисные услуги (это могут быть сопровождающие пост-тренинг и консалтинг, подбор персонала, выдача учебного видео-, печатного и электронного учебного материла, разработка и передача скриптов и пр.), и уже в последнюю очередь - рассматривать предложение по стоимости (сравнивая «полезность предлагаемого «с рыночными ценами на аналогичные услуги).

4. Сделать квалифицированный выбор Исполнителя, выслать мотивированный отказ другим участникам конкурса. Для окончательного выбора можно предложить финалистам конкурса провести короткие пробные занятия, и их оценить .

5. Необходимо также трудиться с выбранным Исполнителем заказа над исполнением заказа, а затем над внедрением изученного.

В начале - с отобранным Исполнителем до конца отшлифовать Учебную программу, выбрать нужный сервис. Далее - совместно подготовить сотрудников компании к обучению (если этого не делать, то персонал может «саботировать обучение»), совместно его организовывать (подводить итоги каждого шага, корректировать работу Исполнителя).

Также исследуемому предприятию ресторанного бизнеса можно предложить использовать методы стимулирования персонала, направленные на конкретных сотрудников, например, наиболее лояльных компании, или наиболее ценных работников – Табл. 3.2.


Таблица 3.2

Стимулы, требующие вложений, распределяемые адресно

Мероприятие

Пояснения

Предоставление беспроцентной ссуды на приобретение жилища, крупных дорогих товаров

Мотивирующим фактором в данном случае является возможность для работника получить помощь от работодателя, минуя бюрократические проволочки банков и высокие проценты по кредитам. Также большое значение имеет фактор заботы организации о своих работниках.

Безвозмездная материальная помощь

рождение детей, вступление в брак, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть

Обучение за счет предприятия.

При наличии эффективного сотрудника компания может быть заинтересована в расширении его компетенций за счет обучения. В таком случае организация может оплатить от 70 до 100% требуемой суммы за образование сотрудника.

Оплата путевок в лагеря, пансионаты, санатории и т.п. для сотрудников и членов их семей

Для малообеспеченных сотрудников, а также для особо отличившихся работников

В таблице 3.3 представлена мотивационная программа для сотрудников ресторана «Лица».

Таблица 3.3

Мотивационная программа для сотрудников ресторана «Лица»

Мероприятие

Ответственный исполнитель

Срок реализации

1

2

3

Анализ профессионального развития и обучения персонала

Директор

Октябрь 2018

Разработка программы профессионального развития и обучения персонала, направление работников на тренинги повышения квалификации

Директор

Ноябрь-декабрь 2018

Оценка эффективности предложенных мероприятий

Бухгалтер

Январь 2019

Реализация предложенных мероприятий приведет к росту мотивированности сотрудников к работе. При этом предприятию были предложены меры, как не требующие вложений, так и нуждающиеся в дополнительных тратах.

3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий