Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Сущность, задачи, структура и виды маркетинговых исследований
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МОСВОКСКОМ ОСБ
2.1. Организационно-экономическая характеристика Мосвокского ОСБ
2.2 Маркетинговое исследование внешней среды и внутренних возможностей Мосвокского ОСБ
Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирование данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности.
Маркетинговые исследования затрачивают целый ряд направлений: изучение рынка, потребителей, конкурентов, цен и т.д. Каждое подобное исследование способствует решению определенных маркетинговых проблем.
В маркетинговых исследованиях используют такие категории информации, как первичная и вторичная. Первичной информацией являются такие факты, которых нет в свободном доступе и которые поэтому требуют значительной инициативы и усилий со стороны исследователя.
При сборе первичной информации обычно используют следующие методы: метод опроса; метод наблюдения; экспериментальный метод.
В качестве основных инструментов для сбора информации выступают анкета или опросный лист.
Для эффективного функционирования предприятия и выбора направления для дальнейшего его развития является важным изучение специалистами отдела маркетинга потребительских предпочтений.
Потребительские предпочтения складываются из абсолютных, действительных и платежеспособных потребностей. В основе выбора лежит ожидание информации, которую предполагается получить потребитель в будущем. Выбор может подчиняется также принципу общего недостатка, так как любое решение предполагает издержки.
При моделировании принятия решения о покупке рассматривается весь набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии, групповые интересы, обычаи, традиции).
Немаловажное значения в процессе развития производства приобретает способность фирмы моделировать поведение своих потребителей. Фирма, на основе моделирования поведения потребителя устанавливает удовлетворенности каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики.
Организации важно знать, как настроены потребители по отношению к их продукции, и понимать причины таких отношений. Здесь на первый план выходит необходимость проведения анализа потребительских предпочтений.
В ходе работы были проведены маркетинговые исследования внешней среды и внутренних возможностей Мосвокского ОСБ.
Московское ОСБ является территориальным отделением Сбербанка России и расположено в с. Актаныш.
Сегодня Московское ОСБ имеет репутацию надежного и динамично развивающегося финансового института, предоставляет современные и качественные финансовые услуги корпоративным и частным клиентам.
За исследуемой период была установлена динамика роста численности персонала Мосвокского ОСБ, основной причиной которой является рост объема предоставляемых клиентам услуг.
Проведенный анализ основных экономических показателей Мосвокского ОСБ позволил установить равномерный рост финансовых результатов банка, за исключением снижения в 2017 г. темпов прироста собственного капитала над темпами роста привлеченных средств, на что руководству следует обратить особое внимание, так как дальнейшее развитие сложившейся тенденции может повлечь снижение способности Мосвокского ОСБ своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами и может отрицательно отразиться на финансовой устойчивости банка.
Маркетинговые исследования позволили получить следующий результат.
Реальными потребителями услуг, предоставляемых в Мосвокском ОСБ, почти в равной мере являются и мужчины и женщины. Средний возраст основных клиентов от 40 до 60 лет. Большинство из них имеют высшее образование. По социальному составу основную массу клиентов представляют служащие, рабочие и предприниматели. Их доход колеблется в диапазоне: от среднего до высокого.
Наибольшая часть опрошенных считает ассортимент предлагаемых в Мосвокском ОСБ банковских услуг недостаточным, в частности было указано на недостаточность видов кредитования физических лиц, особенно кредитования для покупки недвижимости и недостаточности предоставляемых видов вкладов для физических лиц.
Наиболее востребованными видами услуг Мосвокского ОСБ оказались кредиты и операции по вкладам.
Основными источниками информации об Мосвокском ОСБ являются советы друзей, реклама в местных газетах, реклама в Интернет.
Среди внесенных от клиентов пожеланий наиболее чаще встречаемые оказались пожелания о внедрении новых видов кредитования физических лиц, в особенности кредитования недвижимости и потребительского кредитования, а также о внедрении новых видов вкладов для физических лиц.
Наиболее престижными банками в с. Актаныш являются: Мосвокский ОСБ, Мосвокский дополнительный офис Мензелинского филиала ПАО банк «АК БАРС» и дополнительный офис ПАО «Российский сельхозбанк» № 3349/67/06.
Оценка значимости критериев, характеризующих работу банка, показала, что наибольшую значимость для клиентов представляет надежность банка и профессионализм его сотрудников. Также для клиентов достаточно важны стоимость и скорость обслуживания, широкий спектр предоставляемых услуг.
По результатам оценки степени удовлетворенности клиентов перечисленными характеристиками был проведен анализ конкурентоспособности исследуемых банков, который показал, что Московское ОСБ имеет наибольшую степень удовлетворенности среди исследуемых банков всего лишь по двум критериям, таким как надежность и стоимость обслуживания.
По всем остальным критериям Московское ОСБ занимает вторую позицию, за исключение удовлетворенности спектром услуг банка, что совпадает с результатами первого этапа анкетирования, где наибольшая часть опрошенных указала на недостаточность ассортимента банковских услуг Мосвокского ОСБ.
В целом результаты удовлетворенности по всем исследуемым банкам характеризуются как средняя степень удовлетворенности, то есть ожидания клиентов не всегда совпадают с полученным результатом.
Наиболее сильным конкурентом для Мосвокского ОСБ является дополнительный офис Мензелинского филиала ПАО банк «АК БАРС», который занимает лидирующие позиции на рынке банковских услуг в с. Актаныш.
На основании всех полученных результатов был проведен анализ среды Мосвокского ОСБ, направленный на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к банку, и сильных и слабых сторон, которыми обладает сам банк.
Позиционирование сильных и слабых сторон, возможностей банка и внешних угроз позволило определить основные направления по совершенствованию маркетинговой деятельности и деятельности Мосвокского ОСБ в целом.
Таким направлениями стали: внедрение в структуру Мосвокского ОСБ специалиста по маркетингу; повышение качества и скорости обслуживания клиентов за счет замены изношенной оргтехники; разработка комплекса маркетинговых мероприятий на год и утверждение плана бюджета на их проведение; расширение ассортимента услуг по кредитованию и вкладам физических лиц.
В соответствии с определенными направлениями был составлен план следующих мероприятий:
- прием на работу в Мосвокский ОСБ специалиста по маркетингу;
- закупка новой оргтехники;
- проведение комплексных рекламных мероприятий;
- внедрение новых видов кредита и вкладов населения.
Реализация данных мероприятий будет способствовать значительному росту эффективности деятельности Мосвокского ОСБ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 5.
- Трудовой кодекс РФ от 30.06.2015 N 90 - ФЗ// Российская газета, N 146, 07.07.2015 г.
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности// СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 2003. № 27. Ст. 2700.
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097; 2002. № 12. Ст. 1093.
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»// СЗ РФ. — 1996. — №7. — Ст. 1918.
- Федеральный Закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 13.03.2016 №34-ФЗ// Российская газета от 15.03.2016 г.
- Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2885.
- Алексунин В. А. Маркетинг: Краткий курс: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2015. - 291с.
- Алешина И. В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. – 384 с.
- Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Финпресс, 2016.-320 с.
- Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Дело, 2015.- 224с.
- Астахов А. В. Системный подход к управлению маркетингом крупных российских коммерческих банков// Деньги и кредит, 2017, №11. – с. 22 – 28.
- Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М. Финансы и статистика, 2016. – 365 с.
- Березин И.С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт: Как занять и удержать лидерские позиции в своем секторе рынка.- М.: Эксмо, 2009. – 400 с.
- Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность: Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы/ В.В. Бурцев. – М.: Экзамен, 2016. – 224с.
- Власова В. М., Управление маркетингом на предприятии. - М.: Финансы и статистика, 2017. – 375с.
- В лабиринтах современного управления: (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда): Сборник статей. Вып. 8/ Сост. Р. Грегори.- М.: Экономика, 2017. – 258 с.
- Горелик В. М. Секреты продвижения продукта// Финансы. - № 2, 2009. – С. 22 – 25.
- Голубков Е, П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика, 7-е изд., перераб. и доп.-М.: Финпресс, 2017.- 554с.
- Дибб С. и др. Практическое руководство по маркетинговому планированию: Учеб.пособие/ Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж.- СПб.: Питер, 2009.- 256с.
- Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие.- М.: Инфра, 2015.- 496 с.
- Завьялов П. С. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения. 2015. – 254 с.