Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Теоретические основы управления мотивацией Персонала.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными видами деятельности являются: Перевозка грузов и пассажиров; производство, ремонт, строительство; обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта; проектирование и конструкторская деятельность; информация и связь; торговля; социальная сфера; внешнеэкономическая деятельность и др.

Социальная ответственность – одна из основных составляющих деятельности ОАО "РЖД". Масштаб деятельности и статус государственной корпорации накладывает на Компанию целый ряд обязательств, от выполнения которых во многом зависит благополучие значительной части российского общества. Поэтому содействие развитию общества в социальной сфере – важнейшая стратегическая задача Компании. Сегодня социальные гарантии работникам Северной железной дороги закреплены в едином коллективном договоре ОАО "РЖД" на 2017 – 2019 гг. Принципиальное отличие нового коллективного договора от предыдущего в том, что он единый для всей компании "Российские железные дороги". В коллективном договоре на 2017 – 2019 годы сохранены основные льготы и гарантии работникам компании: бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, добровольное медицинское страхование и компенсация занятий в платных спортивных секциях в установленном размере, а также адресная корпоративная поддержка, состоящая из различных видов страхования, корпоративной поддержки кредитования работников, негосударственного пенсионного обеспечения. При этом предусмотрено, что региональные особенности могут быть закреплены отдельными локальными нормативными актами ОАО "РЖД" и его филиалов в пределах их бюджетов.[20]

Принципы социального партнерства в ОАО "РЖД" обеспечивают:

  • стабильную работу трудовых коллективов;
  • социальную защиту работников и ветеранов Компании путем формирования дифференцированных компенсационных пакетов для каждого из уровней управления, включающих в себя различные социальные услуги (медицинскую страховку, оплату проезда и др.);
  • урегулирование коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Основными стратегическими задачами проводимой в холдинге "РЖД" социальной политики являются:

  • повышение конкурентоспособности Холдинга как работодателя;
  • привлечение и закрепление в Холдинге персонала необходимой квалификации;
  • эффективное управление численностью персонала с учетом внедрения новой техники и современных технологий;
  • внедрение компетентностного подхода в управлении персоналом;
  • формирование эффективного кадрового резерва;
  • непрерывное развитие персонала;
  • проведение эффективной молодежной политики и укрепление корпоративной культуры;
  • реализации эффективной социальной политики;
  • эффективное управление персоналом и социальная поддержка;
  • предоставление услуг в области здравоохранения.[21]

2.2 Анализ системы мотивации Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

Для оценки мотивации персонала были использованы: метод наблюдения

и опрос работников.

Значительное воздействие на мотивацию сотрудников оказывают

специфика выполняемой ими работы:

- многочисленные навыки, которые нужны для выполнения работы;

- законченность выполняемых работником задач;

- значимость заданий;

- самостоятельность, предоставляемая исполнителю;

- контакты.

Степень разнообразия навыков у работников Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» значительно колеблются. В локомотивном депо

Ярославль Главный самыми популярными профессиями являются машинисты и помощники машинистов тепловозов, слесари по ремонту подвижного состава.

В Ярославской и Рыбинской дистанциях пути - дорожные и мостовые

мастера, бригадиры и монтеры пути, дежурные по переезду. В Ярославской

дистанции электроснабжения — электромеханики и электромонтеры, на

железнодорожных станциях центров — составители поездов, дежурные по

станциям, сигналисты, приёмосдатчики груза и багажа. В аппарате

Северной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» - руководители и специалисты, осуществляющие экономические функции, контроль и управление процессом перевозок.

Законченность выполняемых задач заключается в том, что сотрудники

каждого подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО

«РЖД» реализуют те задачи, соответствующие роду деятельности

подразделения, в котором они работают. Это увеличивает уровень

ответственности, делает более осмысленной выполняемую работу.

Значимость задания — это роль выполняемой работы на других

сотрудников. На Северной железной дороге - филиала ОАО «РЖД» роль

функций, которые выполняются работниками структурных подразделений

разнообразны. С одной стороны обладает обособленным свойством ввиду

разнообразия выполняемой работы, с другой – приобретает единое свойство.

Самостоятельность исполнителя — это степень свободы работников в

планировании своей работы, выполнение своей работы по своему усмотрению.

Самостоятельность в принятии решений повышает чувство ответственности за выполняемую работу. В структурных подразделениях Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» не так много возможностей для принятия


самостоятельных решений ввиду существенной зарегламентированности

выполняемых задач, поскольку деятельность ОАО «РЖД» напрямую связана с обеспечением безопасности движения поездов.

Коммуникации, обратная связь — это сведения, которыми обладает

работник о своей работе. Когда сотрудники знают о своей работе, они больше понимают, насколько эффективно они исполняют свои должностные

обязанности. Если работа недостаточно эффективна — это стимулирует

сотрудника к тому, чтобы совершенствоваться в своей работе. Обратная связь на Северной железной дороге –филиала ОАО «РЖД» является

односторонней по степени реакции (недочеты, замечания и недостатки в работе быстро передаются тем, кто совершил недоработку на совещаниях, в то время, как положительная оценка работы, благодарность и признание почти не реализуются). Это негативным образом сказывается на самомотивации работников.

Мотивация через постановку рабочих целей. Мотивация – это важная

часть философии управления в современных организациях. Цели и задачи

работы должны в обязательном порядке доводится до всех сотрудников, но во многих структурных подразделениях Северной железной дороги -

филиала ОАО «РЖД» периодически складывается ситуация, когда сведения

доводятся до работника не в полном объеме.

Сложность — это степень, при которой сотрудник воспринимает цели

как бросающие вызов его возможностям, но вполне достижимые. Сложность

работ на Ульяновском отделении - СП К Северной железной дороге –филиала ОАО «РЖД» отличается разнонаправленной динамикой: от средней, которая не бросает вызов потенциалу работника (это касается с профессиями, которые связаны с физическим трудом) до высокой (связана с умственным трудом и относится к руководящим должностям и должностям с повышенной долей ответственности).

Приемлемость — это тот уровень, при котором сотрудник осознает цели и у него есть желание эти цели достичь. Когда работник участвует в постановке целей организации – это дает возможность прочувствовать персональную ответственность за их успешное достижение в будущем. Зачастую на Северной железной дороге - филиала ОАО «РЖД» постановкой целей занимается руководство, остальные сотрудники лишь исполняют поставленные задачи. Нужно чаще делегировать полномочия самым ответственным и талантливым сотрудникам.

Система материального стимулирования — на Северной железной дороги -филиала ОАО «РЖД» применяется современная премиальная система оплаты труда. От достижения экономических индикаторов производственной деятельности зависит сумма начисления ежемесячной премии, а также сумма поощрения по итогам года. Деньги могут мотивировать, когда сотрудник считает оплату своего труда справедливой и понимает связь между размером заработной платы и эффективность его труда, то же самое касается и поощрений. В качестве демотиватора выступает существенный разрыв в заработной плате между рабочими, служащими, специалистами и руководящим составом, получающими заработную плату по контракту.


На Северной железной дороге -филиала ОАО «РЖД» применяются

следующие формы нематериального стимулирования.

- организация среди работников конкурсов «Лучший по профессии»;

- оформление стендов и досок почета;

- организация шефской помощи бывшим сотрудникам - ветеранам труда и

неработающим пенсионерам;

- совершенствование сетевого и внутрипроизводственного соревнований

структурных подразделений;

- обеспечение функционирования социальной сферы;

- обеспечение торгового и бытового обслуживания работников,

проживающих на отдаленных станциях и разъездах;

- проведение мероприятий, посвященных Дню железнодорожника, с

чествованием победителей соревнований и ветеранов труда.

20.01.2016 г. среди работников Северной железной дороги -

филиала ОАО «РЖД» было проведено исследование с целью определения

уровня удовлетворенности трудом. В опросе приняли участие 100 человек,

среди них 32 человека - работники железнодорожных станций (приемосдатчики груза и багажа, дежурные железнодорожных станций, составители поездов). В результате анкетирования были определены следующие характеристики опрошенных:

- средний возраст работников, принимавших непосредственное участие в

тестировании 47,5 лет;

- средний стаж работы на железнодорожном транспорте 21 год.

Следовательно, респонденты прекрасно знают принципы и специфику

работы, а значит осмысленно давали ответы на поставленные вопросы.

Условия труда в значительной степени оказывает воздействие на

мотивацию – так считают 72 % опрошенных, влияют в меньшей степени 24 % респондентов, не влияют совсем 4 % респондентов. У большинства

участвующих в опросе лиц имеются рекомендации по развитию условий труда. Режим работы существенно воздействует на мотивацию 65 %

опрошенных, на 19% ответивших оказывает влияние в меньшей степени, не

влияет – 14%, 2% участников опроса затруднились ответить.

91 % опрошенных считают, что сама трудовая деятельность значительно

воздействует на мотивацию, что является абсолютным большинством.

Размер заработной платы, по мнению респондентов 90 %, является

важным способом мотивации. У многих респондентов есть свои предложения и рекомендации по развитию системы оплаты труда. Справедливое формирование системы оплаты труда в зависимости от результатов работы значительно воздействует на мотивацию абсолютного большинства работников - 94 % ответивших.

Нематериальные способы стимулирования труда: признание, похвала,


грамота, помещение фотографии на доску почета, не оказывает влияния на

мотивацию 25% респондентов, значительно влияет по мнению 16%, влияет, но в незначительной степени на 39 %, затруднились при ответе на данный вопрос 20 % опрошенных.

По мнению 36% респондентов соблюдение работодателем социальных

гарантий не влияет на их мотивацию, на 20 % участников опроса влияет сильно, влияет в незначительной степени на 14%, остальные затруднились ответить, указав, что все гарантии со стороны работодателя установлены трудовым законодательством РФ.

Социальное обеспечение сотрудников со стороны компании 89%

респондентов считают сильно влияющими на собственную мотивацию, в

меньшей степени для 9 % опрошенных, затруднились с ответом на данный

вопрос 2 % опрошенных.

Доступность объектов социальной инфраструктуры компании (детские

сады, медицинские учреждения, спортивные сооружения и т. д.) значительно

воздействует на мотивацию 55 % респондентов, в меньшей степени на 35 %, не воздействует совсем на 8 %, затруднились с ответом на вопрос- 2 %.

Отношение со стороны руководства к сотруднику по мнению 97%

респондентов является сильно влияющим фактором.

Обстановка в трудовом коллективе, отношение с коллегами для 61%

респондентов является важным фактором, влияющим на мотивацию, не влияет

на 10%, незначительно влияет на 29% респондентов.

Перспективы в развитии карьеры, профессиональный рост и обучение

как мотивирующие факторы, оценены практически равноценно: «видят» 31 % и

33 % соответственно, «не видят» 48 % и 46 % опрошенных, а 21 % совсем не

интересует ни перспективы рост, ни возможность обучения, остальные 21 %

затруднились с ответом на вопрос. Вероятно, такие ответы можно объяснить с

точки зрения возраста респондентов.

241

Престижность работы организации, её имидж важен для 16%, в меньшей

степени - 34%, на 39% этот фактор не влияет для 11% респондентов.

Вероятно, данный фактор остался недооцененным в глазах респондентов

в связи с невысоким уровнем заработной платы участвующих в опросе

респондентов.

По мнению 66% респондентов корпоративная культура: общие традиции

компании, совместные цели и ценности не влияет на удовлетворенность

трудовой жизнью, затруднились ответить - 10%, значительно воздействует,

воздействует, но в меньшей степени по 12 % ответивших соответственно.

Проводимые нововведения в компании получили разнообразные оценки

со стороны респондентов: сильно влияет на мотивацию 28 % опрошенных,