Файл: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ (Особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество мороженого
1.3 Особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого
Глава 2 Оценка качественных характеристик образцов продукции
2.1. Характеристика исследуемых образцов и методов исследования
2.2 Анализ содержания маркировки продукции
2.3 Результаты оценки качественных характеристик мороженого шоколадного
2.1. Характеристика исследуемых образцов и методов исследования
Целью данной работы явилась оценка качественных характеристик мороженого шоколадного требованиям ТР ТС 033/2013 «О Безопасности молока и молочной продукции» и ГОСТ 31457-2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия»; исследование ассортимента мороженого, реализуемого в торговой сети.
Для достижения поставленной цели я выполнила следующие задачи:
- провести информационную идентификацию мороженого на соответствие требованиям ТР ТС 022/ «Пищевая продукция в части ее маркировки»,
- определить органолептические и некоторые физико-химические показатели мороженого шоколадного по ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» и ГОСТ Р 31457 – 2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия», реализуемого в торговой сети;
− сделать выводы.
В качестве объекта исследования я выбрала три образца мороженого, представленного на сайте Росконтроль – пломбир шоколадный торговых марок: «Филевский» в стаканчике (производитель «Айсберри» Россия, Москва); «Золотой стандарт» («Филиал Юниливер» Русь, Россия, Тульская область); «СССР» (Группа компаний «Русский Холод» Россия, Барнаул). Характеристика представлена в таблице 2.
Для проведения экспертизы от однородной партии мороженого отбирала выборку, составляла объединенную пробу и пробу для анализа качества в соответствии с требованиями действующего ГОСТ.
Таблица
Характеристика объектов исследования – образцов мороженого пломбир
Характеристика |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Название |
«Золотой стандарт» Пломбир шоколадный, в стаканчике |
Мороженое пломбир шоколадный «Филевский» в стаканчике |
Мороженое пломбир шоколадный «СССР» |
Производитель |
Филиал «Юнилевер Русь» Россия, Тульская область Ленинский р-он сельское поселение Ильинское д. Варваровка |
Компания «Айсберри» Россия, Москва, Лужнецкая набережная, д.2/4, стр.8 |
Группа компаний «Русский Холод» Россия Барнаул ул Бехтерева 2 |
Иллюстрация образца |
|||
Масса, нетто, г |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Органолептическая оценка качества мороженого проводилась мной в соответствии с ГОСТ Р 31457 – 2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия. Проводила анализ маркировки и упаковки продукции на соответствия требованиям ТР ТС 022/2011 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия». Осмотр маркировки и упаковки я начинала с визуального осмотра: устанавливала целостность упаковки наличие деформаций, правильность, полноту и четкость надписи на этикетке, а также дизайн упаковки.
Далее оценивала внешний вид и цвет мороженого, затем определяла вкус и аромат. Внешний вид и цвет мороженого определяла визуально, консистенцию, структуру - органолептически. Для оценки этих свойств в чистую чашку помещала небольшое количество продукта, на белую поверхность и проводила осмотр. Для оценки цвета помещала мороженое в стеклянный стаканчик и определяла его цвет. При оценке внешнего вида и консистенции продукта обращала внимание на его однородность, наличие осадка, плавающих комочков и отстоявшихся сливок.
Для определения вкуса, запаха анализ проводила при температуре продукта 14-18 °С. Анализ запаха проводила сразу же после вскрытия упаковки. При определении вкуса и запаха мороженого обращала внимание на отсутствие посторонних привкусов, выраженность, степень остроты и типичность.
Из физико-химических показателей в мороженом определяла: массу-нетто порции, массовую долю сухих веществ, кислотность Массу нетто порции мороженого определяла путем одновременного взвешивания 10 порций на весах.
Определение массовой доли жира осуществляла по ГОСТ 5867-90[26]. Метод основан на выделении жира из мороженого под действием концентрированной серной кислоты и изоамилового спирта с последующим центрифугированием и измерении объема выделившегося жира в градуированной части жиромера. Массовую долю жира Х, %, в мороженом вычисляла по формуле (1):
Х = (1)
где – отклонение показателей жирометра, %;
М - масса навески, г;
11 - масса навесок продуктов, которые используют для градуировки жиромеров.
Определение массовой доли сухих веществ в мороженом проводила по ГОСТ Р 3626-73 [27], высушиванием навески при температуре 102 °С. Массовую долю сухого вещества С1, вычисляла по формуле (2)
С1 = (2)
где m0 – масса бюксы с песком и стеклянной палочкой, г;
m – масса бюксы с песком, стеклянной палочкой и навеской исследуемого продукта до высушивания, г;
m1– масса бюксы с песком, стеклянной палочкой и навеской исследуемого продукта после высушивания, г;
Определение кислотности проводила по ГОСТ 3624-92 «Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности»[28]. Метод основан на нейтрализации кислот, содержащихся в продукте, раствором гидроокиси натрия в присутствии индикатора фенолфталеина.
Для оценки конкурентоспособности образцов мороженого шоколадного в данной работе применяла методику расчета, основанную на определении перечня параметров, подлежащих анализу. Использовала дифференциальный метод единичного и групповых показателей качества продукции торгового предприятия как одного из важных элементов оценки его конкурентоспособности.
Расчет единичного, относительного показателя товара производила по (3).
(3)
где qi – уровень i-го ;
Рiоц и Рiан – значения i-го товара и его аналога [29].
Соответствие товара потребности в нем характеризуют групповые показатели конкурентоспособности, которые рассчитывают по единичным показателям. Так, расчеты по (Jn) проводила по (4):
Jn= ∑qi аi (i от 1 до n), (4)
qi – i-й по ;
n – число ;
аi – i-го свойства в общем наборе из n , [30].
Расчет комплексного экономического показателя проводила по (5) [31]:
Jэ = (5)
З, З0 – полные затраты по и базе , .
Интегральный показатель я рассчитывала по (6) .
К = JНП× JП/ JЭ (6)
где JНП - комплексный нормативный показатель , рассчитываемый по (7):
J НП = ∏q Нi (i от 1 до n), (7)
Рассчитав значение интегрального показателя по формуле 6, сделала выводы об уровне конкурентоспособности рассматриваемого товара:
если Ки < 1, то оцениваемый потребительский товар уступает аналогу и является неконкурентоспособным;
если Ки = 1, то оцениваемый потребительский товар и аналог имеют одинаковый уровень конкурентоспособности;
если Ки > 1, то оцениваемый потребительский товар превосходит аналог по конкурентоспособности[32].
2.2 Анализ содержания маркировки продукции
Все образцы мороженого – пломбир шоколадный «СССР», «Филевский», «Золотой стандарт» были упакован в упаковку из комбинированных материалов. Мороженое было герметично упаковано. На упаковке всех исследуемых образцов повреждения и загрязнения отсутствуют, маркировочные реквизиты нанесены качественно, разборчиво, легко читаемы.
Идентификацию маркировки на контрольных образцах мороженого проводила согласно ГОСТ Р 31457-2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия» и ТР ТС 022/2011. Анализ данных маркировки представила в таблице 3.
По состоянию маркировки все исследуемые образцы соответствуют ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», информация указана с соблюдением всех норм – этикетка содержала полную маркировку отвечающую требованиям ТР ТС 022/2011. При анализе маркировки яыявила, что описание изложено подробно и понятным для потребителя языком. Маркировка всех образцов яркая и красочная.
Далее я выявила различия данных видов мороженого по составу и пищевой ценности продукта, это связано с разной массовой долей молочного жира в молочной части продукта, т.к. один образец имел 15 % - жирность, а два – 14 %.
Таблица
Анализ маркировки исследуемых образцов мороженого
Наименование продукта |
«Золотой стандарт» Пломбир шоколадный. Инмарко |
Мороженое пломбир шоколадный «Филевский» в стаканчике |
Мороженое пломбир шоколадный «СССР» в вафельном стаканчике |
наименование и адрес изготовителя |
Филиал «Юнилнвер Русь» Россия, Тульская область Ленинский р-он сельское поселение Ильинское д. Варваровка |
Компания «Айсберри» Россия, Москва, Лужнецкая набережная, д.2/4, стр.8 |
Группа компаний «Русский Холод» Россия Барнаул ул Бехтерева 2 |
Товарный знак |
Инмарко |
Айсбери |
СССР |
Масса, г |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Состав продукта |
Молоко сухое обезжиренное, масло сливочное, вода, сахар, молочный жир, сухой глюкозный сироп, Какао-порошок, крахмал картофелный, сывортка сухая подсырная |
Молоко коровье цельное, масло сливочное, молоко цельное сгущенное с сахаром, вода, сахар-песок, молоко сухое цельное, сухой глюкозный сироп, натуральный стабилизатор-эмульгатор (моно- и диглицериды жирных кислот, какао-порошок , камедь рожкового дерева, гуаровая камедь |
Молоко цельное сухое, вода питьевая, масло сливочное, сахар –песок, молоко цельное сгущенное с сахаром, молочный жир, сухой глюкозный сироп, Какао-порошок, молоко-обезжиренное, сухое, гуаровая камедь |
Массовая доля жира, % |
14,0 |
14,0 |
15,0 |
Пищевая ценность |
Жир – 12г, белок – 3,5г, углеводы – 22,4 г |
Жиры – 14,0, белок – 3,5 г, углеводов 23,0г |
Жир – 15г, белок – 3,6 г, углеводы – 20,5 г |
Энергетическая ценность к Кал/100г |
232,0 |
230,0 |
232,0 |
Условия хранения и срок годности |
12 мес при температуре --18 С |
при температуре хранения не выше минус 18С –12 месяцев |
Не более 12 мес , при температуре не выше -18 С |
Дата производства |
27.02.2018 |
17.02.2018 |
13.02.2018 |
Информация о подтверждении соответствия и обозначение |
ТУ 9228-001-44041224-04 |
ГОСТ Р 31457-2012 |
ГОСТ Р 31457-2012 |
Таким образом, можно сделать заключения о том, что по составу мороженого существенных различий нет, состав главных компонентов практически одинаков. Все представленные образцы богаты пищевыми добавками и наличие их различно во всех образцах: наибольшим количеством добавок отличается мороженое пломбир ванильный «Филевский» (эмульгатор (моно- и диглицериды жирных кислот, камедь рожкового дерева, гуаровая камедь).
2.3 Результаты оценки качественных характеристик мороженого шоколадного
Оценку качества качественных характеристик образцов мороженого я проводила на соответствие требованиям ГОСТ Р 31457 – 2012 и ТР ТС 033/2013. Органолептическую оценку мороженого проводила по следующим показателям: по внешнему виду, аромату, вкусу, цвету; .стандартными методами по органолептическим показателям. Результаты оценки качества органолептических показателей данных объектов представлены мной в таблице 4.
Согласно данным таблицы 4, в ходе проведения органолептических исследований было установлено, что по внешнему виду мороженое представляло собой взбитую (насыщенную воздухом) замороженную смесь однослойного мороженого в вафельном стаканчике без выраженных механических повреждений.
Структура и консистенция всех образцов мороженого – однородная, плотная без ощутимых комочков жира, стабилизатора и эмульгатора, частичек белка и лактозы, кристаллов льда. Цвет во всех образцах мороженого был белый, равномерный по всей массе. Вкус и запах - чистые, характерные для данного вида мороженого, без постороннего привкуса и запаха. У образцов 1 и 2 присутствовал сливочный и шоколадный вкусы, что связано с особенностями рецептурного состава.
Таким образом, по органолептическим показателям образцы 1 и 2 соответствовали ГОСТ Р 31457 – 2012 и ТР ТС 033/2013. Образец 3 отличался от других образцов: вафельный стаканчик был заполнен неравномерно.
Таблица
Органолептические показатели мороженого
Наименование показателя |
Требования ГОСТ Р 31457 – 2012 |
Требования ТР ТС 033/2013 |
Золотой стандарт |
«Филевский» |
«СССР» |
|
Внешний вид |
Однослойное мороженое эскимо на палочке прямоугольной формы |
порции однослойного или многослойного мороженого различной формы, полностью или частично покрытые глазурью (шоколадом) или без глазури (шоколада) |
Порция мороженого в вафельном стаканчике заполнена равномерно, Без механических повреждений |
|||
Констистенция |
Плотная, однородная, без ощутимых комочков жира, стабилизатора и эмульгатора, частиц белка и лактозы, кристаллов льда, |
плотная, однородная, без ощутимых комочков жира, стабилизатора и эмульгатора, частичек белка и лактозы, кристаллов льда, При добавлении пищевкусовых компонентов – с их наличием, В глазированном мороженом структура глазури (шоколада) |
Плотная, однородная, без ощутимых комочков жира, стабилизатора и эмульгатора |
|||
Вкусзапах |
Чистый, Характерный для данного вида мороженого, без посторонних привкусов и запахов |
чистый, характерный для данного вида мороженого вкус |
Чистый, Шоколадный вкус, без посторонних привкусов и запахов |
Чистый, Сливочный и шоколадный вкус, без посторонних привкусов и запахов |
Чистый, Шоколадный вкус, без посторонних привкусов и запахов |
|
цвет |
Характерный для данного вида мороженого, равномерный по всей массе |
характерный для данного вида мороженого, равномерный по всей массе однослойного/ по всей массе каждого слоя многослойного мороженого, Для глазированного мороженого цвет покрытия, характерный для данного вида глазури |
коричневый равномерный по всей массе |