Файл: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ (Особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество мороженого
1.3 Особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого
Глава 2 Оценка качественных характеристик образцов продукции
2.1. Характеристика исследуемых образцов и методов исследования
2.2 Анализ содержания маркировки продукции
2.3 Результаты оценки качественных характеристик мороженого шоколадного
Из физико-химических показателей качества я определяла массовую долю сухих веществ, массовая доля жира, кислотность и массу нетто порции. Результаты физико-химических исследований мороженого представлены мной в таблице 5.
Таблица
Результаты физико-химических исследований мороженого
показатель |
Требования ГОСТ Р 31457 – 2012 |
Требования ТР ТС 033/2013 |
Золотой стандарт |
«Филевский |
«СССР» |
Масса нетто, г |
35-2000 |
- |
70,0 |
90,0 |
100,0 |
Кислотность Т |
Не более 21,0 |
21,0 |
18,0 |
19,0 |
19,0 |
Массовая доля сухих веществ в % |
Не менее 39,0 |
36,0 |
44,0 |
50,0 |
44,0 |
Массовая доля жира, % |
12.0-20.0 |
12.0-20.0 |
12,1 |
12,3 |
15,0 |
Анализируя результаты физико-химических показателей качества (массовая доля сухих веществ, кислотность) установлено полное соответствие образцов мороженого 1 и 2 пломбир шоколадный «Золотой стандарт» стакан; «Филевский» требованиям межгосударственного стандарта, а также ТР ТС 033/2013 «О Безопасности молока и молочной продукции» и ГОСТ Р 31457 – 2012. Масса нетто во всех исследуемых образцах соответствовала заявленной номинальной массе продукта. Во всех образцах массовая доля жира соответствовала требованиям стандарта и информации, заявленной производителем.
В ходе исследования мной было обнаружено незначительное отклонение массовой доли сухих веществ в образце № 3 мороженого «СССР» (38,5%), согласно ГОСТ данное значение должно быть не менее 39%. Отклонение могло возникнуть в процессе нарушения технологии производства продукта.
Итак, на основании данных таблицы 5можно сделать вывод, что по физико-химическим показателям только образец № 3 (по массовой доле сухих веществ) не соответствует требованиям нормативной документации.
2.3 Результаты оценки конкурентоспособности образцов
Конкурентоспособность товара - это комплекс его потребительских и ценовых характеристик, которые определяют его успех на рынке. В основе конкурентоспособности лежит соотношение цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей, товары конкурентоспособны только при условии, что цены на них не превышают цен на аналогичные товары. Для оценки определяется перечень параметров, по которым будет сравниваться товар и эталонные значения для параметров[33].
В ходе исследования мной были выбраны параметры, определяющие конкурентоспособность мороженого шоколадного, они представлены ниже. Затем проведена оценка значимости выбранных показателей:
1. Внешний вид |
2. Цвет |
3. Консистенция |
4. Запах и вкус |
5. Физико-химические показатели |
6. Упаковка (внешний вид) |
7. Маркировка |
В результате воздействия всей совокупности приведенных выше показателей складывается полная цена потребления товара, влияющая на его конкурентоспособность.
Для анализа конкурентоспособность я рассчитала коэффициенты весомости путем экспертных оценок, которые являются количественными характеристиками значимости показателя и множителями для расчета обобщенных балловых оценок.
Коэффициенты весомости являются количественными характеристиками значимости показателя и служат множителями для расчета обобщенных балловых оценок. Значения весомости определяли на основе экспертных оценок.
В качестве экспертов выступали пять потребителей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому из выбранных покупателей я предложила оценить степень важности каждого из показателей ассортимента при выборе, оценив каждый критерий, поставив оценку: «3», «4», «5». В результате расчета коэффициентов весомости получены следующие данные, представленные в таблице 6.
Исходя из данных таблицы 6 и можно сделать вывод, что наибольший коэффициент весомости имеет такие показатели как вкус и запах (1,7 ), внешний вид (1,7), на втором месте физико-химические показатели (1,5).
Таблица
Ранговые оценки показателей качества и коэффициенты весомости показателей качества
Шифр эксперта |
Ранговые оценки показателей качества, х |
Σ показателей |
||||||
Внешний вид |
цвет |
Консистенция |
Запах и вкус |
Физико-химические показатели |
Упаковка |
Маркировка |
||
1 |
5 |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
30 |
2 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
30 |
3 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
30 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
30 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
30 |
Si |
25 |
17 |
22 |
25 |
23 |
18 |
20 |
150 |
Sср |
5 |
3,4 |
4,4 |
5 |
4,6 |
3,6 |
4 |
30 |
γi(весомости) |
0,17 |
0,11 |
0,15 |
0,17 |
0,15 |
0,12 |
0,13 |
1 |
При определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь учитывала результаты оценки качества мороженого.
Потребительские свойства, определяющие образцов, заносила в 7 и указывала средние баллы; рассчитывала относительные показатели, коэффициенты весомости.
Расчет относительного показателя товара производила по (3).
Таблица
Показатели потребительских свойств и расчет относительных показателей
Показатели |
Золотой стандарт |
Филевский |
СССР |
||||||
Фактическая оценка |
Коэффициент весомости |
Относительное значение показателя |
Фактическая оценка |
Коэффициент весомости |
Относительное значение показателя |
Фактическая оценка |
Коэффициент весомости |
Относительное значение показателя |
|
Внешний вид |
5, |
0,17 |
0,85 |
5, |
0,17 |
0,85 |
4, |
0,17 |
0,68 |
цвет |
5, |
0,11 |
0,55 |
5, |
0,11 |
0,55 |
5, |
0,11 |
0,55 |
Запах и вкус |
5, |
0,15 |
0,75 |
5, |
0,15 |
0,75 |
5, |
0,15 |
0,75 |
Консистенция |
5, |
0,17 |
0,85 |
5, |
0,17 |
0,85 |
4, |
0,17 |
0,68 |
Физико-химические показатели |
5, |
0,15 |
0,75 |
5, |
0,15 |
0,75 |
3, |
0,15 |
0,45 |
Упаковка |
5, |
0,12 |
0,6 |
4, |
0,12 |
0,48 |
4, |
0,12 |
0,48 |
Состояние маркировки |
5, |
0,13 |
0,65 |
5, |
0,13 |
0,65 |
5, |
0,13 |
0,65 |
Комплексный показатель по потребительским свойствам |
0,731 |
0,7166 |
0,686 |
||||||
Комплексный экономический показатель |
1,06 |
1,0 |
1,19 |
||||||
Интегральный показатель |
0,061 |
0,050 |
0,032 |
Согласно таб. 7, самые высокие показатели потребительских свойств имеют: образцы 2 (Мороженое пломбир шоколадный «Филевский, производитель Компания «Айсберри»,, Москва) и 1 («Золотой стандарт» пломбир шоколадный, производитель «Юнилнвер Русь» Тульская область). Наименьшие показатели потребительских свойств у образца 3 Мороженое пломбир шоколадный «СССР» (Производитель Группа компаний «Русский Холод», Барнаул), что соответствует оценке качества продукции по органолептическим и физико-химическим показателям.
Далее рассчитала показатель каждого образца по (4).
J1= (,17٠0,85)+ (0,11٠0,55) + (0,15٠0,75)+ (0,17 ٠0,85)+ (0,15٠0,75) + (0,12٠0,6) + (0,13 ٠0,65) = ,731
J2= (,17٠0,85)+ (0,11٠0,55) + (0,15٠0,75)+ (0,17 ٠0,85)+ (0,15٠0,75) + (0,12٠0,48) + (0,13 ٠0,65) = ,7166
J3= (,17٠0,85)+ (0,11٠0,55) + (0,15٠0,6)+ (0,17 ٠0,85)+ (0,15٠0,6) + (0,12٠0,6) + (0,13 ٠0,65) = ,686
Чем ближе к единице показатель конкурентоспособности, тем он является наиболее по отношению к по сравнению с образцами, следовательно, наиболее образец 1 – «Золотой стандарт» и образец 2 «Филевский», а образец 3 «СССР» обладает самой низкой .
Затем провела расчет конкурентоспособности по экономическим параметрам. В качестве цены базового образца оценки использовала стоимость образца мороженого под номером 1, так он набрал наибольшую сумма баллов при качественной оценке. Расчет комплексного экономического показателя проводила по (5)
Рассчитала показатели по всем образцам.
образец 1: JЭ1 = 43,2 / 43,2= 1,0;
образец 2: JЭ2 = 31,5 / 43,2 = 0,73
образец 3: JЭ.3 = 28,2 / 43,2 = 0,65;
Занесем расчетов в 7.
Таблица 8
Комплексные показатели образцов
Показатели |
Значение показателей |
||
1 |
2 |
3 |
|
Комплексные показатели |
0,731 |
0,7166 |
0,686 |
Экономические показатели |
1,0 |
0,73 |
0,65 |
Интегральный показатель рассчитывала по 6 . Комплексный нормативный показатель – по 7.
Рассчитала комплексный нормативный показатель для образцов:
J НП1 = ,087
J НП2 = ,07
J НП3 = ,056
Таким образом, интегральные показатели (К) образцов мороженого равны:
К1=,087* ,731/1,0 = ,066
К2=,07* ,7166/0,73= 0,068
К3=,056* ,686/0,65= ,06
Заключение: наибольшей конкурентоспособностью обладает образец 2 (мороженое пломбир шоколадный «Филевский, производитель Компания «Айсберри», Москва). Это объясняется достаточно высокими потребительскими свойствами по , запаху и консистенции; относительно доступной ценой.На втором месте образец 1 – «Золотой стандарт «Пломбир шоколадный, (производитель Юнилнвер Русь, Тульская область) .
Образец 3 – мороженое пломбир шоколадный «СССР» (Производитель Группа компаний «Русский Холод», Барнаул – это связано с невысокими органолептическими и физико-химическими свойствами.
И так:
1. Маркировка всех представленных образцов полная и соответствовала требованиям ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
2. По органолептическим показателям было установлено, что все образцы мороженого полностью соответствовали требованиям ГОСТ Р 31457 – 2012;
3. По физико-химическим показателям все образцы пломбира соответствовали требованиям ГОСТ Р 31457 – 2012.
4. Наибольшей обладает образец 2 – мороженое пломбир шоколадный «Филевский, производитель Компания «Айсберри»,, Москва, имеющий высокие потребительские свойства.
Заключение
Конкурентоспособность , в отличие качества, определяется только тех продукции, которые интерес для и обеспечивают его потребности.
Конкурентоспособность зависит от факторов, влияющих предпочтительность товаров определяющих объем реализации на рынке. Важными факторами, обеспечивающими и конкурентоспособность товаров являются , технология производства,
Важнейшим показателем качества и конкурентоспособности мороженого является сырье (молоко, сахар, стабилизаторы, яичные продукты, пищевые добавки). Качественное сырье обеспечивает продукту требуемую сладость, создают нежную структуру; увеличивают вязкость, повышают вкусовые качества, питательную ценность мороженого и улучшают его взбиваемость.
Качество и конкурентоспособность мороженого оценивают по органолептическим и физико-химическим показателям, в соответствии с действующими нормами, в которых оговорены основные требования к качеству изделий и их физико-химическим показателям.
В данной работе материалом для исследования качества и конкурентоспособности продукции выступили три вида мороженого шоколадного торговых марок ««СССР», «Филевский», «Золотой стандарт».
Полноту маркировки оценивала на соответствие ТР ТС / «Пищевая в части ее маркировки». Внешним осмотром оценивала состояние упаковки и полноту маркировки исследуемых образцов мороженого. У всех образцов порционного мороженого упаковка герметичная, маркировка полная и содержит всю соответствующую информацию. Все представленные образцы требованиям ТР ТС / «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Исследование качества мороженого пломбир шоколадный проводилось в соответствии с ГОСТ Р 31457-2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир, Технические условия». Из органолептических показателей оценивали внешний вид, цвет, аромат и вкус, Полученные результаты показали, что все образцы мороженого соответствуют ГОСТ Р 31457-2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия». Лидерами по качеству стали образцы 1 и 2, Они имели плотную консистенцию, однородную структуру без ощутимых комочков жира и эмульгатора, частичек белка и лактозы, кристаллов льда, вкус чистый приятный сливочный без посторонних привкусов.