Файл: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ (Особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество мороженого
1.3 Особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого
Глава 2 Оценка качественных характеристик образцов продукции
2.1. Характеристика исследуемых образцов и методов исследования
2.2 Анализ содержания маркировки продукции
2.3 Результаты оценки качественных характеристик мороженого шоколадного
Введение
Тенденции глобализации, усиление интеграционных процессов, а также современный кризис мировой продовольственной системы определяют объективную необходимость повышения качества и конкурентоспособности продовольственных товаров.
Вопросы качества и безопасности продуктов питания всегда остаются приоритетными для потребителя. Достижение продовольственной безопасности сводится к двум аспектам решения проблемы: первый – поддержание снабжения продуктами на уровне, достаточном для рационального питания (физическая доступность продовольствия) и возможность населения приобретать продовольствие по таким критериям (экономическая доступность); второй – гарантия независимости от импорта и защита интересов собственных продуцентов.
Основу обеспечения продовольственной безопасности составляют принципиальные положения, важнейшие из которых: достаточность предложения продовольствия; эффективность платежеспособного спроса, обеспечивающего экономическую доступность экологически безопасного продовольствия всем категориям населения; а главное, обеспечение населения качественной и конкурентоспособной продукцией.
В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой продукции позволяет поставлять ее на мировые рынки в таком объеме, который обеспечивает поступление иностранной валюты в размерах, достаточных для оплаты растущего импорта.
С другой стороны, большую опасность для страны представляет ситуация, когда на два-три вида то вара приходится более половины экспорта. Из мирового опыта известно, что такая структура при серьезном ухудшении конъюнктуры мирового рынка может поставить страну на грань катастрофы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время в торговых розничных сетях реализуется большой ассортимент мороженого различных производителей и встречается фальсифицированный и некачественный товар: на российском рынке мороженого появилось очень много продукции, относимой к мороженому. Значительная доля мороженого вырабатывается с применением растительных жиров, что снижает качество и конкурентоспособность продукта.
Мороженое – популярный десертный пищевой продукт среди взрослых и детей. Он обладает приятным вкусом, нежной консистенцией, а также содержит необходимые для питания белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Наряду с этим, продукт обладает высокой калорийностью. В современном варианте мороженое появилось в России в середине XVIII века.
По вкусовым свойствам оно успешно конкурирует с такими продуктами, как кондитерские изделия и безалкогольные напитки. Основными видами российского мороженого являются молочное, сливочное и пломбир.
Целью работы является изучение факторов, влияющих на качество и конкурентоспособность мороженого шоколадного.
Объект исследования: мороженое шоколадное.
Предмет исследования: факторы, формирующие качество и конкурентоспособность мороженого шоколадного, реализуемого в магазинах города
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
-выявить факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания;
- рассмотреть особенности сырья, как основополагающего фактора, формирующего качество мороженого;
- изучить особенности формирования качества и конкурентоспособности мороженого;
- исследовать маркировку, упаковку мороженого шоколадного;
- провести экспертизу качества мороженого, реализуемого в магазинах города;
- провести оценку конкурентоспособности образцов мороженого шоколадного.
При решении данных задач использовались следующие методы: методы анализа литературы по изучаемой темы, статистические методы анализа информации, методы классификации и др.
Требования к качеству исследуемого продовольственного товара представлены в ГОСТ 31457-2012 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия»; ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»; ТР ТС 022/2012 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
При написании данной работы был использован широкий круг источников: периодическая печать, учебники, монографии.
Глава 1 Теоретические основы формирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров
1.1 Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность продуктов питания
Проблема стабилизации и последующего развития экономики России неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, насыщения рынка российскими товарами высокого качества. Конкурентоспособность – это фактор национальной безопасности и прежде всего экономической, социальной, демографической и экологической безопасности.
З.М. Ильина, Н.Н. Батов рассматривают конкурентоспособность товара «как его соответствие условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки, поставки, каналы сбыта, сервис, реклама)»[1].
Важным моментом, влияющим на содержание понятия «конкурентоспособность продукции», является его соотношение с понятием «качество». В своде стандартов ИСО-9000 и ИСО 8402 Международной организации по стандартизации качество определяется как «... совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности»[2].
В отличие от качества конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью свойств, которые представляют интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. А также, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот. То есть при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах.
С позиции сравнимы лишь товары, с оценки конкурентоспособности, за базу принимается конкретная потребность, возможно сопоставление товаров, поскольку представляют собой возможности удовлетворения и той потребности.
Конкурентоспособность зависит от факторов, влияющих предпочтительность товаров определяющих объем реализации на рынке. «Фактор , – отмечает И.. Лифиц, – непосредственная , наличие которой и достаточно изменения одного нескольких критериев »
[3].
Исследования ряда показывает, что продукции не единственным фактором , хотя и важнейшей ее .
На производство пищевых товаров влияние целый взаимосвязанных и друг друга , различных по воздействия и по степени . В экономической учеными дана классификация факторов продовольственной продукции. , В.А. выделяет факторы: – влияют на затрат и на продукцию; – обеспечивают необходимые безопасности продукта здоровья потребителя; – определяют перспективы модернизации производства; – отражают величину социального характера перепрофилирование производства[4].
.М. Ильин, .Н. Батов две группы , определяющих конкурентоспособность : первая отражает , присущие продукции , вторая – внешние отношению к , влияющие на , в которой ее продажа[5].
первой группы более сильное на спрос, как именно определяют потребительские продукции и цену. Факторы группы могут активизированы в изготовления и продукции за повышения затрат рекламу, расширения сервисного обслуживания. должен учитывать группы факторов , так как совокупности они влияние на конкурентоспособности продукции конкретном рынке.
основным факторам, качество и продовольственных товаров : сырье, материалы, , производственные процессы.
– один из элементов всякого процесса изготовления . Качество сырья, доступность и в значительной определяют основные и количественные товаров. Сырьем вещества природного синтетического происхождения, , в частности, изготовлении и товаров[6].
Сырье химическим составом, и свойствами. представляет собой сельского хозяйства, , химической и отраслей промышленности.
сырьевых материалов многом определяет качество готовых товаров (, качество молочной зависит от сырья – молока). состав и сырьевых материалов, получать изделия требуемыми потребительскими . Использование новых сырья позволяет товары с свойствами.
Знание , свойств исходного дает возможность свойства готовой , а также и совершенствовать товаров.
Очень правильно оценить применения конкретных сырья, определить каких видов возможно получение с улучшенными свойствами. В случаях для затрат на единицы продукции дорогое сырье более дешевым.
употреблением пищевых , непосредственно связано и жизнь , то есть безопасности продукции рассматривать как часть фактора . Ряд исследователей «безопасность» как фактор, влияющий конкурентоспособность продукции[7]. должен быть в безопасности продукции, а возможно при ее обязательной .
Итак, конкурентоспособность , в отличие качества, определяется только тех продукции, которые интерес для и обеспечивают его потребности. факторами, обеспечивающими и конкурентоспособность товаров являются , технология производства, .
1.2 Сырье, как основополагающий фактор, формирующий качество мороженого
К мороженому «...взбитые, замороженные потребляемые в виде сладкие продукт, молочный продукт или продукт»[8]. Мороженое высокой пищевой биологической ценностью. углеводов в составляет от до 25%, - 3,5-%, белков - 3,-4,5%, веществ - до ,7%. Мороженое организмом на -98%[9].
В с Техническим России на и молочную (ФЗ-88) Техническим регламентом «Безопасность молока молочных продуктов» ТС 033/ к мороженому пять видов: , сливочное, пломбир, и с молочного жира.
В зависимости массовой доли жира мороженое 31457-2012 на: - молочное – (молочный продукт молочный составной ), в котором доля молочного не превышает ,5%; - сливочное – –молочный продукт молочный составной ), в котором доля жира от 8 11,5]; - – мороженое (молочный или молочный продукт), в массовая доля жира составляет 12 до %[10].
В зависимости применения пищевкусовых и/или по ГОСТ -2012 выпускают : без пищевкусовых и ароматизаторов; пищевкусовыми продуктами ( кофе, цикорием, -брюле, шоколадное, , с орехами, , печеньем, шоколадно- крошкой, шоколадом, , стружкой, джемом, -брюле, фруктовым и др.); ароматом (в от ароматических –вишневым, клубничным, и др.)[11].
в производстве десертов ингредиенты, всего, определяют классификацию, качественные (химический состав, свойства и ценность) и функциональность.
В мороженого используют продукты в сырья: молоко, и сливочные , вода, сахар его заменители, и фрукты, растительного происхождения, и вкусовые , стабилизаторы, эмульгаторы, красители и ингредиенты.
Используют цельное, так обезжиренное свежее (кислотность – не 20 Т); сливки различной ; сливочное несоленое в измельченном только высшего ; сгущенное молоко растворяют в молоке, сухое ( сухие сливки) лучшего растворения с сахарным (в соотношении :1) [12].
Основным при производстве является сахароза, в продукт виде свекловичного тростникового сахара, в сухом , так и виде сиропов. целью регулирования и достижения состояния консистенции структуры замороженных используют сухие сиропы и с различным эквивалентом. В время для используют подсластители: натрия (сахарин), аспартам, сукралозу их композиции «», «Сусли», «Аспамикс».