Файл: Процессы принятия решений в организации (Теоретические основы процессов принятия решений в организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы процессов принятия решений в организации
1.1. Понятие и содержание управленческого решения
1.2. Основные этапы принятия решений
2. Оценка деятельности ООО «Виконт»
2.1. Кратка характеристика ООО «Виконт»
2.2. Оценка положения на рынке ООО «Виконт» и определение перспектив развития
2.2. Оценка финансовых результатов деятельности ООО «Виконт»
3. Направления совершенствования деятельности ООО «Виконт»
3.1. Обоснование решения в деятельности ООО «Виконт»
3.2. Оценка экономической эффективности решения в деятельности ООО «Виконт»
Введение
Актуальность курсовой работы. Процесс принятия решений - ключевой момент в работе многих профессий, которые связаны с управленческой деятельностью. Сегодня принятие оптимального решения по определенному вопросу очень важно, так как все более расширяются масштабы деятельности, растет количество элементов и взаимосвязей. А усложнение связей между различными элементами влечет за собой неопределенность в понимании реальной ситуации, что связано в первую очередь с человеческим фактором, искажением информации. Неправильно считать, что принятие решения является выбором одного из возможных направлений действий. Особенности принятия решений проявляются в том, что в сравнении с частным выбором решения это более ответственный и формализованный процесс, который требует профессиональной подготовки. Необходимо также помнить, что каждое решение должно основываться на анализе существующей обстановки и должно отображать оптимальное для предприятия направление развития.
Существуют два вида элементов, которые обеспечивают качественный процесс принятия управленческих решений. Первое - это последовательность действий. Это очень важный момент, так как все управленческие решения должны приниматься на основании актуальной и верной информации. Сюда можно отнести: инициирование процесса решения конкретного вопроса, диагностику ситуации, формирование вариантов решений, их критический анализ с точки зрения последствий, реализацию управленческого решения, а также оценку его внедрения. Второе - учет ключевых факторов. К этим факторам относятся: право принятия конкретного решения, взаимоотношения на личностной основе, выбор подходящего времени, а также обмен информацией о проблеме. Все эти факторы могут быть, как взаимозависимы, так и нет. Управленческие решения - не что иное, как выбор альтернативы, который осуществляется руководителем в рамках делегируемых полномочий и направлен на реализацию целей предприятия. Особенностью квалифицированного управляющего является умение последовательно и целеустремлённо идти к решению вопроса. Важным моментом является то, что определение приоритетности решения вопросов существенно влияет на процесс принятия управленческих решений.
Целью данной курсовой работы выступает изучение процесса принятия решения в организации.
Чтобы достичь цель работы, нами выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы процессов принятия решений в организации;
- провести оценку деятельности ООО «Виконт»;
- разработать направления по совершенствованию деятельности ООО «Виконт».
Объектом изучения выступает ООО «Виконт».
Предметом изучения является решение в отношении деятельности ООО «Виконт».
Структура работы обусловлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
При написании данной работы были использованы учебная литература и периодические издания по исследуемой тематике.
1. Теоретические основы процессов принятия решений в организации
1.1. Понятие и содержание управленческого решения
Любому руководителю в своей деятельности приходится решать многоплановые задачи, вынуждающие его разрабатывать, принимать и реализовывать то единственно правильное управленческое решение, которое соединит поставленные цели с конечным результатом [10, c. 21]. Все принятые решения должны быть обоснованными и взвешенными, но даже в этом случае есть вероятность столкнуться с непредсказуемым результатом, который зависит от профессионализма менеджера.
Управленческое решение можно определить, как результат анализа, оптимизации, прогнозирования и экономически обоснованного выбора альтернативы из многочисленных вариантов достижения цели системы управления [7, c. 63].
Это также является творческим и волевым воздействием, направленным субъектом управления на ликвидацию проблемы и приближение действительных параметров объекта к прогнозным, желаемым. Решение можно назвать управленческим, если его разрабатывают для социальной системы, то есть его вектор направлен в сторону стратегического планирования, управления производственной и управленческой деятельностью, управления человеческими ресурсами и т.п. Управленческие решения в менеджменте конкретизируются в определенные программы действий, которые включают мероприятия, методы осуществления, круг исполнителей, срок действия, нужные показатели и критерии их оценки [13, c. 61]. В таких программах, помимо всего, определяется и место каждого участника в процессе выполнения задач, при этом все действия структурных подразделений должны быть согласованы и скоординированы. Любое управленческое решение влияет на социальные, экономические, правовые и организационные интересы предприятия, поэтому его разработка требует от управленца широкого взгляда на структуру решения и всех возможных последствий. Сущность управленческого решения с экономической стороны состоит в том, что каждый шаг требует материальных и финансовых ресурсов. Сопоставляя затраты с возможными выгодами, определяют целесообразность данного решения. Социальная сторона должна учитывать потребности, мотивы, интересы исполнителей, стимулы и их ценности, комфортные условия для труда и развития личностей [18, c. 55]. Правовая сущность подразумевает осуществление законных мероприятий и строгое соблюдение законодательства. Организационная сущность предполагает наличие соответствующего, организационного решения (возможности). Если нет персонала, техники, системы контроля, то такое управленческое решение не стоит и принимать [5, c. 47]. Для принятия качественного управленческого решения применяют научные принципы и подходы, методы моделирования, автоматизированное управление, интуицию, рациональность и опыт. Интуитивный метод напрямую зависит от ощущений и опыта, и если ориентироваться только на него, то можно стать заложником случая, столкнувшись с новыми непредвиденными обстоятельствами. Поэтому для стратегического управления рекомендуется использовать научные методы анализа и оптимизации, учитывая и рассматривая несколько альтернатив.
На рынке труда современного информационного общества для менеджера является крайне важным разбираться в тонкостях и сути управленческой деятельности, иметь солидный запас соответствующих знаний и навыков. В данной статье мы кратко разберем один из важнейших аспектов деятельности любой компании, точнее, содержание и виды управленческих решений. Ведь именно они играют определяющую роль в любой хозяйственной деятельности, ведут к ее успеху или неудаче. В свою очередь подготовка, обсуждение и принятие таких постановлений является наиболее важной частью деятельности менеджера [15, c. 58].
Управленческим решением является любое действие планирования, подготовки организации, выбора цели и программы, а также комплекс взаимосвязанных действий, направленных на выполнение конкретных задач. Каждое такое постановление разрабатывается для социальной системы, обычно представленной всей совокупностью персонала компании. Впрочем, это может быть и население государства, и другой общественный организм. В процессе принятия управленческого вердикта чаще всего отмечаются три двигающих силы: это интуиция, рациональность и суждение. Интуитивное решение является важным, когда необходимо принятие быстрых действий [8, c. 28]. Суждение как метод выбора постановления тоже не всегда надежно, однако эффективно, когда подобный вердикт в схожей ситуации раньше уже приносил результат. Наиболее эффективный менеджер умело комбинирует свои мероприятия в зависимости от внешних условий. Управленческие решения направлены на широкий ряд аспектов, основные из которых следующие: менеджмент деятельности; управление ресурсами персонала; контроль сфер производства и обслуживания; планирование стратегических программ; контроль внутренних и внешних коммуникаций; поддержка создания системы управления корпорации [12, c. 16].
Виды управленческих решений по масштабным воздействиям: общие и частные. По времени действия: оперативные и стратегические. По прогнозируемым свойствам: с вероятным исходом и с прогнозируемым исходом. По методам переработки информации: эвристические и алгоритмические. Виды управленческих решений по числу критериев: однокритериальные и многокритериальные. По значению результата: одноуровневые, а также многоуровневые. По способу принятия: индивидуальные и коллективные. И, наконец, виды управленческих решений по характеру фиксации: письменные и устные [7, c. 14].
От нижеуказанных моментов во многом зависит эффективность управленческого решения: вердикт задается реальными целями. Для претворения решения в жизнь имеется достаточный ресурс времени, средств и др. Рисковые ситуации предусмотрены до утверждения плана действий. Решение применимо к конкретным условиям имеющейся компании. План не предвещает конфликтных ситуаций в своих прогнозах. Процесс осуществления решения может быть проконтролирован менеджером. Учитываются дополнительные условия, возникающие в процессе осуществления управленческого решения [12, c. 101].
Таким образом, в процессе совершения деятельности любой организации ежедневно возникают ситуации, когда руководителю нужно выбрать один вариант действия из нескольких возможных, иными словами принять решение. Поскольку в поведении субъектов рынка всегда есть высокий процент неопределённости, на первый план выступают методы перспективного анализа, благодаря которым управляющий анализирует возможные варианты событий и выбирает наиболее оптимальное решение из нескольких. Сущность и виды управленческих решений нельзя рассматривать без определения аспектов, которые в комплексе влияют на выработку эффективного управленческого решения. К таким аспектам относятся: информационный, экономический, психологический, математический, технический, организационный, логический, правовой аспекты и многие другие [18, c. 43]. Одним словом, процесс принятия решения предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект или управляющей системы на управляющую подсистему. Стандартная классификация предусматривает следующие виды управленческих решений: традиционные и нетрадиционные [8, c. 25]. Традиционные решения принимаются на основе выбора из вариантов решения, имевших место ранее. Нетрадиционные виды управленческих решений – это креативный и нестандартный подход к принятию решения, поиск новых вариантов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что традиционные виды управленческих решений очень формализованы и могут приниматься по определённому, ранее разработанному алгоритму. Деятельность управляющего становится более эффективной, поскольку вероятность ошибки при принятии решения многократно уменьшается, а время, потраченное на принятие, экономится за счёт отсутствия поисков оптимального варианта. Естественно, что для стандартных ситуаций такие управленческие решения принимают вид инструкций, правил и нормативов. Но не все ситуации разыгрываются по определённому сценарию, бывают и такие, к которым формализованные подходы неприменимы. Именно эти виды управленческих решений раскрывают потенциал настоящего руководителя. Чаще всего, руководитель балансирует между этими двумя видами, разрешая возникающие проблемы с помощью разнообразных методов и принципов [18, c. 38].
Содержание и виды управленческих решений основаны на применении таких подходов, как системный, интеграционный, комплексный, динамический, воспроизводственный, процессный, административный, математический, маркетинговый, ситуационный, поведенческий. Системный подход предполагает взаимосвязь компонентов внутри системы или объекта. Интеграционный подход изучает эти взаимосвязи внутри подсистем, между уровнями и субъектами. Комплексный подход подразумевает комплексность и многогранность направлений управления, их взаимосвязи. Динамический подход управления рассматривает объект управления в его диалектическом развитии и причинно-следственных связях [19, c. 20]. Воспроизводственный подход заключается в перманентном возобновлении производства определённого вида продукции. Процессный подход основан на взаимосвязи управленческих функций. Административный подход – это регламентация и чёткое соблюдение правил, функций и обязанностей. Маркетинговый подход ориентирует управляющую систему на потребителя. Функциональный подход рассматривает любую потребность как совокупность функций, требующих удовлетворения [16, c. 91]. Ситуационный подход определяет степень пригодности определённого метода управления конкретной ситуации. Сущность математического подхода – в переходе к количественным оценкам управления, используя для этого математические методы и экспертные оценки, баллы и расчёты. Поведенческий подход отличает увеличение эффективности деятельности организации за счёт повышения качества использования трудовых ресурсов предприятия.
1.2. Основные этапы принятия решений
Разработка и принятие управленческих решений показывает результат деятельности менеджмента. Это основа управления. Подготовка и принятие решения - это творческий процесс в деятельности менеджера любого уровня, который включает [10, c. 45]:
- постановку задачи;
- анализ проблемы на основании присутствующей информации;
- выбор оптимального решения проблемы с определением его эффективности и возможных результатов;
- анализ вместе с профильными специалистами алгоритмов приведение решения в действие;
- формулировку решения;
- принятие и конкретизацию действий для исполнителей.
С точки зрения менеджмента, конкретное решение заключается в реализации следующих стадий [17, c. 45]:
- подготовительный этап;
- формирование конкретного управленческого решения;
- внедрение управленческого решения.
Во время подготовки решения осуществляется анализ ситуации с учетом внутренней и внешней среды предприятия. Подготовка включает сбор и обработку информации, определяются проблемы, которые необходимо решить.
На стадии принятия проводится оценка и разработка деятельности альтернативных вариантов действий, на фондов основе расчетов, определяются критерии, по продукции которым осуществляется выбор наилучшего является алгоритма данных действий. Принятие изменения управленческих решений на фондов предприятии подразумевает меры по продукции структуризации решения, доведения до исполнителей необходимого является перечня действий, контроль за выполнением [14, c. 41]. Принятие изменения управленческих решений подразумевает внесения корректив в действия (при необходимости), а оценку результатов от выполнения решения. Это качества связано развития с тем, что качества каждое службы решение изменения имеет конкретный результат. Результатом деятельности по продукции управлению является оптимизация и нахождение изменения средств и форм, которые положения бы содействовали позитивному результату в максимальном выражении с минимальными затратами [7, c. 21].
В зависимости от способа принятия решения, они могут быть обоснованными, с предварительным осуществлением анализа ситуации, и интуитивными, которые положения принимаются на фондов основании опыта основных и знаний менеджера, экономят время, но развития могут содержать ошибки и неопределенность последствий. Принятие изменения управленческих решений формируется на фондов основании достоверной информации, анализе факторов, которые положения влияют на фондов решение, с учетом предвидения последствий от принятого является решения. Для того, чтобы доля оптимальных решений была максимально развития высокой, нужно развития на фондов регулярной основе мониторить текущую информацию о ситуации на фондов предприятии и за его является пределами. А так как количество управления информации, для обработки очень велико системы и превысило человеческие изменения возможности, то качества необходимо работы применение изменения современной вычислительной техники, а также уровня использование изменения компьютеров и систем автоматизированной обработки данных. Принятие изменения управленческих решений реализуется различными методами [12, c. 89]: