Файл: Комплексный анализ правовых механизмов защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы обусловлена также тем, что Российская Федерация находится под юрисдикцией Европейского суда по правам человека, что требует приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права, дальнейшего согласования конституционного статуса гражданина с правами человека, закрепленными в международно-правовых актах.

В начале третьего тысячелетия феномен человеческого достоинства стал краеугольным камнем во всех гуманитарных науках и в большей степени в правоведении. В правовой действительности достоинство выступает основой неотъемлемых прав и свобод человека, правовой системы, государственности в целом. Принцип обеспечения достоинства используется в качестве конституционно-правового критерия в правотворчестве и правоприменительной деятельности. В силу этого достоинство личности не может рассматриваться только как объект одного из субъективных конституционных прав. Между тем, от обеспечения должного уровня охраны и защиты последнего во многом зависит торжество идеи достоинства в государстве и обществе.

Идея достоинства личности, его обеспечения на конституционном уровне возводится в ранг общеправового принципа. В статье 21 Конституции РФ записано: достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Нематериальные блага, среди которых особая роль отведена чести, достоинству, деловой репутации, в последнее время являются объектом пристального внимания в цивилистике.

В то же время вопрос об их правовой природе до сих пор окончательно не разрешен. Кроме того, несмотря на то, что действующее российское законодательство довольно подробно регламентирует гражданско-правовой порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, его рассмотрение в контексте иных способов защиты такого рода благ требует конкретизации условий применения такого порядка и некоторых особенностей, присущих ему.

Отлаженное действие механизма гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации жизненно необходимо, поскольку главное преимущество гражданско-правовой защиты перед другими правовыми способами состоит в восстановительном характере мер гражданско-правовой ответственности.

Проблема гражданско-правовой защиты чести и достоинства личности во многом актуальна и тем, что в условиях российской демократии остро ощущается столкновение свободы слова и права на защиту чести, достоинства, репутации, прежде всего граждан. Во многом это связано с бурным развитием
средств коммуникаций, в частности, глобальной информационной сети Интернет.


Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

а) социальной значимостью проблемы обеспечения достоинства личности посредством гражданско-правовой защиты таких социальных благ, как честь, достоинство, репутация;

б) недостаточной научной разработанностью вопросов, касающихся правовой природы достоинства, чести, деловой репутации, доброго имени и особенностей их гражданско-правовой защиты в условиях развития законодательства и обусловленного этим роста судейского усмотрения;

в) необходимостью выработки на уровне права компромисса между осуществлением свободы слова и правом на защиту чести, достоинства, репутации, прежде всего граждан.

Объектом исследования является комплекс социальных, психологических, юридических (гражданско-правовых) отношений, складывающихся в ходе защиты чести достоинства и деловой репутации.

Предмет исследования - особенности законодательного регулирования защиты личных неимущественных прав граждан и практика непосредственной реализации норм гражданского права в сфере защиты личных неимущественных прав граждан.

Целью курсовой работы является проведение комплексного анализа правовых механизмов защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан как социально-правовой проблемы, определение перспектив разрешения данной проблемы в рамках российского гражданского права и рассмотрение проблемы соотношения понятий и реализации способов защиты.

Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1) исследование правовой природы таких нематериальных благ, как честь, достоинство и деловая репутация; их места в системе субъективных прав; специфики и способов реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации;

2) анализ действующего законодательства с точки зрения эффективности гражданско-правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации граждан;

3) выявление существующих актуальных проблем в законодательном регулировании гражданско-правовой зашиты чести, достоинства, деловой репутации и в практике ее применения.

Глава 1. Правовая сущность чести, достоинства и деловой репутации


1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Высшей целью функционирования государства и права является гармонизация интересов всех социальных субъектов. Здесь на первый план выступает проблема человека как гражданина, его гражданских прав и обязанностей, а также ответственности перед ним государства.

Социальная политика государства - это деятельность государства, ориентированная на человека, его благополучие. Суть социальной политики состоит в наиболее полном удовлетворении возрастающих материальных и духовных потребностей человека. Под достойной жизнью обычно понимают, прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности.

В формулировке «достойная жизнь» категория «достоинство» выступает как оценочное понятие, положительно характеризующее все стороны жизнедеятельности человека, гражданина, личности. Поэтому нет смысла пытаться перечислить эти стороны, так как в данном случае предполагаются материальные и духовные основы существования человека в обществе и государстве. Главным же условием обеспечения достойной жизни людей, на наш взгляд, является гарантированность всей совокупности прав и свобод и возможность их надежной защиты[1].

В современных условиях защита прав человека занимает все более значимое место, как одна из основополагающих общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Честь - это социально значимая положительная оценка лица со стороны общественного мнения. Достоинство - это самооценка лицом своих моральных, профессиональных и иных качеств. Таким образом, честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации. Деловая репутация - это сложившееся общественное мнение о профессиональных достоинствах и недостатках лица (гражданина или организации).

Интересующие нас права относятся к немногочисленным личным, защищаемым при помощи гражданского права, и с полным основанием могут быть названы важнейшими - история знает немало попыток отменить гражданские права (как, например, право наследования в Советском Союзе), но ни один правопорядок не подвергал сомнению необходимость существования чести и достоинства, хотя в эти понятия в разное время вкладывался разный смысл. Наконец, неимущественные блага, о которых идет речь, принадлежат к категории прав, которые не могут быть реализованы так, как, скажем, право на заключение не противоречащих закону договоров и соглашений или какое-либо другое из предоставленных участникам гражданских правоотношений.


Есть смысл рассматривать эволюцию выбранных нами понятий в пандектной системе, так как она оказала определяющее влияние на современное состояние законодательства по вопросам отношений чести в Российской Федерации[2].

В различных системах права категории чести, достоинства и деловой репутации претерпевали серьезные изменения. Представляется целесообразным ввести рабочие определения этих понятий, исходя из того, что их основополагающие черты оставались схожими.

При определении понятия чести различают два аспекта - объективный и субъективный, личный. Честь - это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь, прежде всего, выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества. Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство, также как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека[3]. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.


Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д., тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни. Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом, в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

Сфера отношений, формирующих понятие чести и достоинства гражданина, несколько шире, чем отношения, формирующие признаки чести и достоинства юридического лица. Так, существует понятие человеческого, национального, профессионального, женского и мужского достоинства личности. Центральное место среди них занимает идея человеческого достоинства, признание человека высшей общественной ценностью. Реализация этой идеи является подтверждением гуманистических основ и нравственного здоровья общества. Уважать, гарантировать, охранять человеческое достоинство - значит уважать и охранять основные жизненные права человека, обеспечить достойные его условия жизни, относиться к нему как к высшей ценности[4].

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.