Файл: Комплексный анализ правовых механизмов защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовая сущность чести, достоинства и деловой репутации
1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации
1.2. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию
Глава 2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации
2.1. Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации
2.2. Компенсация морального вреда – как форма защиты чести, достоинства и деловой репутации
Глава 3. Соотношение понятий и реализация способов защиты чести, достоинства и деловой репутации
3.1. Предмет иска в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации
В настоящий момент судья стал рассматриваться как самостоятельная личность со своими чувствами, мнениями, общими и профессиональными способностями, особенностями мотивации, самоактуализации, а не как обезличенный государственный орган, вершащий правосудие. Интерес к личности судьи проявился во многих сферах общественной жизни, в науке, искусстве. Без внимания и исследования не оставлен психологический аспект в деятельности судьи. В науке уделено должное внимание изучению и разработке комплекса диагностических методик, таких, которые позволяют адекватно измерять наличие у кандидатов на должность судьи профессионально важных качеств, необходимых судьям, как, например, качества, способствующие развитию коммуникативных способностей: умение ладить с людьми (вежливость, тактичность, доброжелательность, легкость в общении, личное обаяние); деловая контактность (умение работать с широким кругом людей, устанавливать деловые отношения); умение понять и правильно оценить другого человека (способность разбираться в людях); внимательность к людям (интерес к их заботам, проблемам, чуткость, стремление помогать им); также судья рассматривался как участник процесса и участник правоотношений. Возникла необходимость рассмотреть не только судью, но и журналиста как участника процесса судебного разбирательства (истца или ответчика) проанализировать, в связи с чем возникает часть исков данной категории, причины и условия, порождающие конфликты, в какой-то мере приведшие к искам[19].
При освещении судебной тематики следует помнить об особенностях, касающихся некоторых психологических интересов индивида (истца, ответчика, участника правоотношений): например, потребности людей в их уважении и наличии чувства собственного достоинства. А в случае возникновения конфликта следует помнить, что часто людям чрезвычайно трудно признать свою неправоту и они заинтересованы в том, чтобы им не пришлось признаваться в ней, в этих случаях нужны иные пути разрешения спора без потери своего престижа. В иных случаях извинения значительно помогут в разрешении конфликта. Необходимо помнить, что в любой ситуации, когда стоит вопрос о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц, возникает вопрос о «ценностях», неверное толкование и искажение фактов, их касающихся, приведет к конфликту.
Право юридического лица на деловую репутацию означает, что данный субъект имеет обеспеченную законом возможность требовать от других лиц, чтобы оценка его деятельности, его «юридической личности» опиралась на реальные обстоятельства и не искажалась порочащими сведениями, не соответствующими действительности. Законодатель в ст. 152 ГК РФ использует прежде всего средства охранительного воздействия на отношения, возникающие но поводу указанного нематериального блата.
В данных случаях оскорбления нельзя отнести к сведениям, так как они являются обидной оценкой, что причиняет нравственные страдания, то в рамках требований ст. 152 ГК РФ в подобных случаях не следует возлагать на ответчиков обязанность опровержения, а с учетом требований ст. 151 ГК РФ восстанавливать права путем компенсации морального вреда.
Порой в публикациях о судебных процессах и решениях журналистами приводятся непроверенные сведения по делу, полученные из неопределенных источников, высказываются преждевременные суждения и судьи нередко упрекают средства массовой информации и публикации данных, не соответствующих действительности. Конфликты в этой области связаны прежде всего с отсутствием в законодательстве четких критериев разграничения понятий «мнение» и «сведения». Особое место в этой категории занимают иски о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Например, имеется большое количество исков граждан, и их законных представителей, обратившихся с суд за защитой имени от оскорблений.
Если действия лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие сведения, содержат признаки преступления, предусмотренного ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации (клевета), потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
Отказ в возбуждении уголовного дела по ст. 129 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращение возбужденного уголовного дела, а также вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о защите чести и достоинства или деловой репутации в порядке гражданского судопроизводства.
При принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства обстоятельствами, имеющими значение в силу ст. 152 ГК РФ, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце; порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. При этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание эти конституционные положения, суды при разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации должны обеспечивать равновесие между правом граждан на защиту чести, достоинства, а также деловой репутации, с одной стороны, и иными гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами - свободой мысли, слова, массовой информации, правом свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, правом па обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 23, 29, 33) Конституции Российской Федерации.
Следуя этим принципам при информационном обеспечение деятельности судейского сообщества нужен поиск новых форм сотрудничества с представителями средств массовой информации для достижении наибольшей эффективности и действенности объективных публикаций, теле- и радиопередач, их влияния па деятельность органов судейскою сообщества; повышения авторитета судов всех уровней в глазах широкой общественности и граждан; в том числе привлечению к сотрудничеству авторов - судей, работников аппаратов судейского корпуса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское государство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций установлением всеобщей обязанности воздерживаться от посягательства на эти личные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих.
Нормы закона, устанавливающие правила поведения обладателя субъективного права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений, связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право.
Практика применения правовых норм, регламентирующих различные аспекты защиты нематериальных благ, показывает, что правовая база в этой области имеет недостатки.
Институт защиты чести и достоинства не является новым для гражданского права. Однако, появление компьютерных и сетевых технологий, телекоммуникационных систем связи и очевидный информационный взрыв современного общества, по-новому ставят вопросы защиты этих наивысших социальных ценностей.
Следует отметить, что существующие законодательные акты в сфере гражданского права не соответствуют современному уровню развития правоотношений в сфере информации и не в состоянии решать возникающие проблемы.
Одной из таких проблем является тот факт, про провайдеры как основные субъекты глобальной сети, обеспечивающие доступ к информации и предоставляющие соответствующие услуги, не в состоянии контролировать весь объем размещаемой в сети информации, так как физически она может находиться на компьютере, расположенном в любой точке земного шара.
Другая проблема заключается в том, что отсутствует учет пользователей (физических и юридических лиц) создающих, получающих и отправляющих информацию, что приводит к бесконтрольности их действий, а, следовательно, и к возможности избежать ответственности в случаях посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию лица.
Понимание необходимости развития информационного законодательства с учетом специфики «сетевых» общественных отношений привело к возникновению желания поиска ответа на вопрос, каким образом соотнести действующее законодательство и глобальные особенности средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет, что поспособствует правильному решению проблемы ответственности средств массовой информации, функционирующих в сети Интернет, за распространение диффамационных материалов.
Ситуация осложняется прежде всего тем, что сегодня можно говорить только о начальной стадии правоприменительной практики, что не может не сдерживать процесс разработки соответствующих дополнений и изменений действующего законодательства.
Исследование проблем правового регулирования защиты чести, достоинства и деловой репутации является важным шагом на пути дальнейшего совершенствования нормативных актов в данной сфере.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001;
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]. Часть первая от 30.11.1994г. №51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; 2006. №50. Ст. 5279;
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]. Часть вторая от 26.01.1996г. №14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410;
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.11.1991 №1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» [Текст]// «Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР», 26.12.1991, №52. Ст. 1865;
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [Текст] // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. №4;
Научная и учебная литература
- Абдулина О.П. Компенсация морального вреда в вопросах и ответах [Текст]. М., Феникс, 2008. 218с;
- Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: Гражданско-правовая защита [Текст]. М., Юристъ, 1994;
- Анисимов А.Л. Честь, достоинство и деловая репутация под защитой закона [Текст]. М., Норма, 2014. 224с;
- Белявский А.В. Судебная защита чести и достоинства граждан [Текст]. М., Юр. лит., 1966;
- Власов А.А. Особенности судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации [Текст] // Юрист. 2009;
- Власов А.А. Деятельность адвоката в суде по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации [Текст]: Практическое пособие. М., Юристъ, 2006;
- Гражданское право [Текст]. Учебник. Часть 1. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: «Проспект», 2009. - 776с.;
- Гражданское право [Текст]. Учебник. Часть 2 // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: «Проспект», 2009.- 880с.;
- Гражданское право России [Текст]. Общая часть: Курс лекций // Под ред. О.Н. Садикова. – «Юристъ», 2010. – 845с;
- Кипнис Н.М. Защита чести, достоинства и деловой репутации по гражданскому законодательству Российской Федерации [Текст]: Сборник справочно-методических материалов / Федер. Палата адвокатов РФ, 2011. 254с;
- Ковалев Е.А., Шевчук В.Д. Защита чести, достоинства и деловой репутации в суде [Текст]. // Ярославль, Именем закона. 1995;
- Комментарий части второй Гражданского кодекса РФ [Текст] / Под ред. А.Б. Борисова. - М., «Книжный мир», 2015. 1248с.;
- Малеина М.Н. Защита чести, достоинства, деловой репутации предпринимателя [Текст] // Законодательство и экономика. 1993. №24-25;
- Марченко С.В. Компенсация морального вреда в Российской Федерации [Текст]// Адвокатская практика. 2002. №6;
- Смолина Л.В. Защита деловой репутации организаций [Текст]. М., «Дашков и К», 2014. 159с;
- Споры о защите чести, достоинства и деловой репутации [Текст]. Сборник документов. / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. – М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2007. 48с;
- Суржик А.Ф. Правовое регулирование защиты чести, достоинства и деловой репутации в гражданском праве РФ [Текст]. М., РосКонсульт, 191с;
- Трофимова Т.В. Классификация нематериальных благ и ее правовое значение [Текст]// Гражданское право – 2005. №3;
- Шевченко М.А. Ваш домашний адвокат: клевета и оскорбление личности [Текст]. М., Феникс, 2007. 247с;
- Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарии законодательства и судебной практики [Текст]. М., «Волтерс Клувер», 2007. 305с;
- Ярошенко К.Б. Понятие и состав вреда в деликтных обязательствах [Текст]// Проблемы современного гражданского права. – М., Юрид. лит., 2006.