Файл: Прибыль и рентабельность коммерческой организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия

1.2.Система показателей прибыли и рентабельности и способы их распределения

1.3.Управление прибылью и рентабельностью предприятия в условиях рыночной экономики

2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «УРАЛСТРОЙ»

2.1.Характеристика АО «УралСтрой»

2.2. Анализ экономических показателей деятельности АО «УралСтрой»

2.3. Управление прибылью и рентабельностью АО «УралСтрой»

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

3.1. Характеристика проекта и расчет эффективности от внедрения ГНБ

3.2. Проект сокращения дебиторской задолженности

3.3. Влияние мероприятия на прибыль и рентабельность АО «УралСтрой»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Как видно из таблицы, 80% доходов предприятия в 2014 году и 70% в 2016 году было образовано за счет выполнения собственными силами непредъявленных строительно-монтажных работ. С 10 до 15% вырос удельный вес доходов от продажи готовой продукции, т.е. строительных материалов собственного производства и построенных объектов недвижимости. Около 5% выручки составляют доходы от продажи путевок и курсовок работникам. Кроме того, в 2015 году удалось получить экономию средств инвестора в сумме 149 млн. руб. (6,8% доходов).

В целях управления прибылью предприятие распределяет расходы по видам реализованной продукции, работ, услуг. Это дает возможность рассчитать прибыль и рентабельность по каждой номенклатурной позиции. (Таблица 7)

Таблица 7 – Расчет прибыли и рентабельности по ассортименту

Показатели

доходы млн. руб.

расходы млн. руб.

прибыль от продаж млн. руб.

рентабельность продаж, %

2014

2015

2014

2015

2014

2015

2014

2015

СМР (подряд)

1312

1521

1 233

1 459

78

62

6,0%

4,1%

СМР (субподряд)

49

47

49

47

0

0

0,2%

0,0%

Производство

2

4

22

3

-19

1

-905,1%

19,9%

Оптовая торговля

5

0

12

0

-6

0

-119,8%

32,5%

Услуги генподряда

0

1

0

0

0

0

0,0%

55,2%

Услуги сторонним организациям

18

12

23

8

-6

4

-30,6%

31,0%

Реализация путевок, курсовок

83

104

67

84

15

20

18,6%

19,4%

Общественное питание

3

4

5

5

-1

-1

-37,4%

-38,6%

Готовая продукция

162

325

192

292

-30

33

-18,6%

10,1%

Аренда нежилого помещения

6

5

5

4

1

1

16,1%

18,2%

Содержание службы заказчика-застройщика

5

8

5

8

0

0

0,0%

0,3%

Экономия средств инвесторов

0

149

214

90

-214

59

0,0%

39,6%

ИТОГО

1645

2180

1 827

2 002

-182

178

-11,1%

8,2%


Как видно из таблицы, в 2014 году наибольшая рентабельность была характерна для реализации путевок и аренды. Наиболее убыточными были: производство и оптовая торговля.

В 2015 году рентабельность основного вида деятельности (строительно-монтажные работы) снизилась с 6 до 4,1%. Однако, почти все направления деятельности кроме общественного питания стали прибыльными, что говорит о повышении эффективности управления финансовыми результатами компании.

Выполним факторный анализ прибыли от продаж, используя модель вида: (10)

ПП=ROS*В (10)

Общее изменение прибыли от продаж: (11)

∆ПП = ∑ПП2015-∑ПП2015 (11)

В том числе за счет:

А) изменения объема продаж: (12)

∆ПП (∆В) = ∑(ROS2014*В2015)-∑(ROS2014*В2014) (12)

Б) изменения рентабельности продаж: (13)

∆ПП (∆В) = ∑(ROS2015*В2015)-∑(ROS2015*В2014) (13)

Расчет показан в таблице 8

Как видно из таблицы, общая величина прибыли от продаж выросла в 2015 году на 361 млн. руб., в т.ч.:

  • за счет роста выручки прибыль от продаж увеличилась на 194,2 млн. руб., что составило 53,8% общего изменения
  • за счет роста рентабельности продаж прибыль от продаж увеличилась на 166,5 млн. руб., что составило 46,2% общего изменения

Таблица 8 – Факторный анализ прибыли от продаж

Показатели

ПП (2013)

ROS (2013)*В (2014)

ПП (2015)

изменение прибыли от продаж, млн. руб.

изменение прибыли от продаж, %

общее

за счет изменения объема продаж

за счет изменения рентабельности

за счет изменения объема продаж

за счет изменения рентабельности

СМР (подряд)

78

90,7

62

-16

12,5

-28,7

-76,9%

176,9%

СМР (субподряд)

0

0,1

0

0

0,0

-0,1

3,4%

96,6%

Производство

-19

-33,1

1

20

-13,6

33,8

-67,6%

167,6%

Оптовая торговля

-6

-0,5

0

6

5,8

0,6

90,2%

9,8%

Услуги сторонним организациям

-6

-3,8

4

9

1,7

7,6

18,7%

81,3%

Реализация путевок, курсовок

15

19,5

20

5

4,0

0,8

83,1%

16,9%

Общественное питание

-1

-1,4

-1

0

-0,1

0,0

71,0%

29,0%

Готовая продукция

-30

-60,4

33

63

-30,2

93,3

-47,9%

147,9%

Аренда нежилого помещения

1

0,8

1

0

-0,1

0,1

-183,7%

283,7%

Экономия средств инвесторов

-214

0,0

59

273

214,2

58,8

78,5%

21,5%

ИТОГО

-182

12

178

361

194,2

166,5

53,8%

46,2%


Коэффициенты рентабельности показывают соотношение между затратами предприятия на активы и отдачей от них в виде прибыли. Показатели рентабельности АО «УралСтрой» представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Показатели рентабельности

Показатели

Годы

отклонение

2013

2014

2015

Абс., тыс. руб.

относ %

1. Выручка (нетто), млн. руб.

1922

1645

2180

258

13,42

2. Прибыль от продаж, млн. руб.

652

-182

178

-474

-72,70

3. Чистая прибыль, млн. руб.

464

-311

-25

-489

-105,39

4. Среднегодовая сумма всех активов, млн. руб.

2120

3250

3527

1407

66,38

5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), млн. руб.

837

828

878

41

4,90

6. Среднегодовая величина оборотных активов, млн. руб.

1283

2422

2649

1366

106,47

7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), млн. руб.

945

1098

894

-51

-5,35

8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4

0,219

-0,096

-0,007

-0,23

-103,24

9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5

0,555

-0,376

-0,028

-0,58

-105,14

10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6

0,362

-0,128

-0,009

-0,37

-102,61

11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7

0,491

-0,283

-0,028

-0,52

-105,69

12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1

0,339

-0,111

0,082

-0,26

-75,93

13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1

0,241

-0,189

-0,011

-0,25

-104,75


Изменение рентабельности показателей обусловлено получением значительных убытков в 2014 году и снижением убыточности компании в 2015 году. Рентабельность активов составила 21,9% в 2013 году и -0,7% в 2015 году. Рентабельность оборотных активов составила 36,2% в 2013 и -0,9% в 2015. Рентабельность внеоборотных активов составила: 55,5% и -0,3% соответственно. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли составила 49 % в 2013 году и -3% в 2015 году.

Анализ прибыли от реализации (продаж) показан в таблице 10.

Таблица 10 - Анализ прибыли от реализации (продаж) за 2014-2015 годы, тыс. руб.

Укрупненные факторы прибыли от продаж

В предыдущем периоде

В отчетном периоде

Изменения

в абсолютных величинах

в % к изменению выручки от продаж

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

1645

2180

535

0

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

1827

2002

175

0

3. Коммерческие расходы

0

0

0

4. Управленческие расходы

0

0

0

5. Прибыль от продаж (п.1-п.2-п.3-п.4)

-182

178

360

-2

Увеличение прибыли от продаж на 360млн. руб. имело место за счет превышения суммы прироста продаж (535млн. руб.) над увеличением себестоимости (175 млн. руб.).

Анализ операционных расходов выполнен в таблице 11.

Таблица 11 - Анализ операционных расходов

Наименование показателя

2014

2015

изменения

сумма млн. руб.

% к итогу

сумма млн. руб.

% к итогу

доли, %

сумма млн. руб.

темп роста

Материальные затраты

574

31,42%

639

31,92%

0,50%

65

111,32%

Затраты на оплату труда

443

24,25%

542

27,07%

2,83%

99

122,35%

Отчисления на социальные нужды

151

8,24%

163

8,12%

-0,12%

12

107,95%

Амортизация

49

2,68%

47

2,35%

-0,33%

-2

95,92%

Прочие затраты

610

33,41%

611

30,54%

-2,87%

1

100,17%

Итого по элементам затрат

1 827

100,00%

2 002

100,00%

0,00%

175

109,58%


Из таблицы 11 видно, что в структуре операционных расходов преобладают материальные затраты, доля которых составляет около 32% расходов. Также значительна доля расходов на оплату труда (27%) и прочих затрат (30%). В 2015 году расходы увеличились на 9,58%. Опережающими темпами возрастали расходы на оплату труда.

Далее выполним для предприятия анализ по формуле Дюпона. Двухфакторная модель (Таблица 14) позволяет оценить влияние оборачиваемости активов и рентабельности продаж на рентабельность активов. Вид модели Рентабельность активов = рентабельность продаж*оборачиваемость активов.

Анализ показал, что общее изменение рентабельности активов составило 8,86%, в том числе:

  • за счет повышения рентабельности продаж, рентабельность активов выросла на 8,99%;
  • за счет снижения оборачиваемости активов рентабельность активов уменьшилась на 0,13%.

При этом около 101,5% изменения рентабельности активов было обусловлено повышением рентабельности продаж и -1,45% сокращения рентабельности активов – уменьшением оборачиваемости.

Таким образом, политика управления предприятия характеризуется повышением эффективности производственно-сбытовой деятельности, что выражается в достижении положительной рентабельности почти по всем направлениям деятельности компании. Кроме того, компания увеличила объемы работ, что обеспечило дополнительную прибыль фирме.

Вместе с тем, предприятие в 2015 году оставалось убыточным. Это делает важной работу, направленную на выявление резервов повышения прибыли. В условиях замедления экономики в 2016 году предприятию будет трудно увеличить доходы и рентабельность, поэтому приоритетным направлением повышения прибыли должна стать экономия расходов. Проект сокращения расходов компании представлен в третьей главе работы.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ

3.1. Характеристика проекта и расчет эффективности от внедрения ГНБ