Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия
1.2.Система показателей прибыли и рентабельности и способы их распределения
1.3.Управление прибылью и рентабельностью предприятия в условиях рыночной экономики
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «УРАЛСТРОЙ»
2.1.Характеристика АО «УралСтрой»
2.2. Анализ экономических показателей деятельности АО «УралСтрой»
2.3. Управление прибылью и рентабельностью АО «УралСтрой»
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ
3.1. Характеристика проекта и расчет эффективности от внедрения ГНБ
3.2. Проект сокращения дебиторской задолженности
3.3. Влияние мероприятия на прибыль и рентабельность АО «УралСтрой»
ВВЕДЕНИЕ
Ключевую роль в системе показателей оценки эффективности работы предприятия играет финансовый результат. Величина финансового результата и его характер (прибыль или убыток) характеризует прирост или, соответственно, уменьшение капитала и в наибольшей степени характеризует эффективность деятельности предприятия.
Поскольку финансовый результат является результатом и своеобразной оценкой эффективности работы предприятия, любое управленческое решение обычно анализируется с точки зрения влияния его последствий на прибыль. А это можно сделать, только зная характер образования финансового результата: какие факторы, и в какой степени формируют прибыль предприятия. Именно это обстоятельство обуславливает актуальность изучения прибыли и дохода на предприятии.
Важность прибыли для коммерческих организаций обусловила внимание ученых и практиков к вопросам управления прибылью. Результатом их усилий является хорошая разработанность общетеоретических вопросов управления прибылью. При этом вопросы управления прибылью рассматриваются многоаспектно. Так, стратегические вопросы управления прибылью рассмотрены в работах И. Ансоффа и М.Портера, О.С. Виханского. Финансовые аспекты управления прибылью исследованы в работах Дж. Ван-Хорна, К.Бернара, Ю.Бригхема, Л. Гапенски. Вопросы учета и анализа прибыли раскрыты в трудах Г.В, Савицкой О.В. Ефимовой, М.В. Мельник, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета.
В настоящее время основные проблемные вопросы управления прибылью сосредоточены на конкретных предприятиях и коммерческих организациях, испытывающих потребность в повышении прибыли.
Целью настоящей работы является анализ прибыли и рентабельности коммерческой организации.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
- исследование теоретических основ управления прибылью предприятия;
- анализ хозяйственной деятельности предприятия;
- разработка предложений по повышению эффективности управления предприятием.
Предметом исследования является АО «УралСтрой». Объектом исследования является процесс управления прибылью предприятия.
В соответствии с поставленными целью и задачами работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и необходимых приложений.
В первой главе раскрывается сущность прибыли, рассматривается система показателей прибыли и способы ее распределения, а также способы управления прибылью в условиях рыночной экономики. Во второй главе дается краткая характеристика объекта исследования, и непосредственно анализируются экономические показатели и показатели управления прибылью АО «УралСтрой» на основе данных отчета о прибылях и убытках и внутренней документации предприятия. Третья глава посвящена поиску путей увеличения эффективности управления прибылью предприятия.
При выполнении работы были использованы монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный методы исследования, способы сравнения, абсолютных и относительных показателей, табличного представления данных и др.
При написании работы в качестве источников литературы были использованы учебные пособия и монографии по экономике и финансам предприятия, финансовому менеджменту и экономическому анализу, а также отчетные данные АО «УралСтрой»
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть реализованы в деятельности АО «УралСтрой» и повысить эффективность процесса управления прибылью предприятия.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия
Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.
В главе 25 Налогового кодекса РФ прибыль определяется как:[3]
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Значение прибыли как экономического показателя деятельности предприятия многократно усиливается с переходом государства на рельсы рыночной экономики. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности организации с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности используется система показателей.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает самофинансирование потребности организации, поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности [7, c. 104].
Прибыль — это главная цель любого предприятия или организации и особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли — это:
- основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
- базовый фактор возрастания рыночной стоимости организации;
- индикатор кредитоспособности организации;
- приоритетный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала;
- инструмент конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
- гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества [14, c. 207].
Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.
Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовая прибыль предприятий [11, c.159].
Основными факторами образования прибыли являются доходы и расходы предприятия. Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами.
Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия [4].
Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, как эквивалент оказанных услуг или проданных товаров.
Расходы организации — это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, то есть доходы организации уменьшатся [5].
Помимо абсолютных показателей, финансовые показатели характеризуют относительные показатели, которые называют показателями рентабельности. Они более полно, чем прибыль, определяют окончательные результаты хозяйствования потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [13, c.736].
1.2.Система показателей прибыли и рентабельности и способы их распределения
Рассмотрим процесс образования прибыли.
В самом общем виде основные направления использования выручки можно представить на рис.1
Рисунок 1- Распределение выручки от реализации
ВЫРУЧКА
СЕБЕСТОИМОСТЬ
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ
КОММЕРЧЕСКИЕ РАСХОДЫ
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОДАЖ
ПРОЦЕНТЫ К ПОЛУЧЕНИЮ
ПРОЦЕНТЫ К УПЛАТЕ
ДОХОДЫ ОТ УЧАСТИЯ В ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
ПРИБЫЛЬ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
Последующее распределение выручки может осуществляться по схеме, рассмотренной на рис. 2
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ
ФОНД ПОТРЕБЛЕНИЯ
ФОНД НАКОПЛЕНИЯ
РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД
ДИВИДЕНДЫ
ЦЕЛЕВЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
БЛАГОТОВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
ПРЕМИАЛЬНЫЙ ФОНД
ДИВИДЕНДЫ ПО ПРИВИЛЕГИРОВПННЫМ АКЦИЯМ
ДИВИДЕНДЫ ПО ОБЫКНОВЕННЫМ АКЦИЯМ
Рисунок 2 - Распределение прибыли в составе выручки
Выручка формирует фонд погашения стоимости затрат – материальных, трудовых и прочих, которые в совокупности образуют себестоимость реализации. Превышение выручки над себестоимостью представляет собой прибыль от продаж. Вместе с прибылью от прочих операций (получение и уплата процентов, дивиденды дочерних компаний, сальдо прочих доходов и расходов), этот показатель формирует прибыль до налогообложения. Последняя корректируется на расчеты с бюджетом по налогам и формирует чистую прибыль – результат деятельности предприятия [24, c.73].