Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия
1.2.Система показателей прибыли и рентабельности и способы их распределения
1.3.Управление прибылью и рентабельностью предприятия в условиях рыночной экономики
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АО «УРАЛСТРОЙ»
2.1.Характеристика АО «УралСтрой»
2.2. Анализ экономических показателей деятельности АО «УралСтрой»
2.3. Управление прибылью и рентабельностью АО «УралСтрой»
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ
3.1. Характеристика проекта и расчет эффективности от внедрения ГНБ
3.2. Проект сокращения дебиторской задолженности
3.3. Влияние мероприятия на прибыль и рентабельность АО «УралСтрой»
Как видно из таблицы, 80% доходов предприятия в 2014 году и 70% в 2016 году было образовано за счет выполнения собственными силами непредъявленных строительно-монтажных работ. С 10 до 15% вырос удельный вес доходов от продажи готовой продукции, т.е. строительных материалов собственного производства и построенных объектов недвижимости. Около 5% выручки составляют доходы от продажи путевок и курсовок работникам. Кроме того, в 2015 году удалось получить экономию средств инвестора в сумме 149 млн. руб. (6,8% доходов).
В целях управления прибылью предприятие распределяет расходы по видам реализованной продукции, работ, услуг. Это дает возможность рассчитать прибыль и рентабельность по каждой номенклатурной позиции. (Таблица 7)
Таблица 7 – Расчет прибыли и рентабельности по ассортименту
Показатели |
доходы млн. руб. |
расходы млн. руб. |
прибыль от продаж млн. руб. |
рентабельность продаж, % |
||||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
СМР (подряд) |
1312 |
1521 |
1 233 |
1 459 |
78 |
62 |
6,0% |
4,1% |
СМР (субподряд) |
49 |
47 |
49 |
47 |
0 |
0 |
0,2% |
0,0% |
Производство |
2 |
4 |
22 |
3 |
-19 |
1 |
-905,1% |
19,9% |
Оптовая торговля |
5 |
0 |
12 |
0 |
-6 |
0 |
-119,8% |
32,5% |
Услуги генподряда |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0% |
55,2% |
Услуги сторонним организациям |
18 |
12 |
23 |
8 |
-6 |
4 |
-30,6% |
31,0% |
Реализация путевок, курсовок |
83 |
104 |
67 |
84 |
15 |
20 |
18,6% |
19,4% |
Общественное питание |
3 |
4 |
5 |
5 |
-1 |
-1 |
-37,4% |
-38,6% |
Готовая продукция |
162 |
325 |
192 |
292 |
-30 |
33 |
-18,6% |
10,1% |
Аренда нежилого помещения |
6 |
5 |
5 |
4 |
1 |
1 |
16,1% |
18,2% |
Содержание службы заказчика-застройщика |
5 |
8 |
5 |
8 |
0 |
0 |
0,0% |
0,3% |
Экономия средств инвесторов |
0 |
149 |
214 |
90 |
-214 |
59 |
0,0% |
39,6% |
ИТОГО |
1645 |
2180 |
1 827 |
2 002 |
-182 |
178 |
-11,1% |
8,2% |
Как видно из таблицы, в 2014 году наибольшая рентабельность была характерна для реализации путевок и аренды. Наиболее убыточными были: производство и оптовая торговля.
В 2015 году рентабельность основного вида деятельности (строительно-монтажные работы) снизилась с 6 до 4,1%. Однако, почти все направления деятельности кроме общественного питания стали прибыльными, что говорит о повышении эффективности управления финансовыми результатами компании.
Выполним факторный анализ прибыли от продаж, используя модель вида: (10)
ПП=ROS*В (10)
Общее изменение прибыли от продаж: (11)
∆ПП = ∑ПП2015-∑ПП2015 (11)
В том числе за счет:
А) изменения объема продаж: (12)
∆ПП (∆В) = ∑(ROS2014*В2015)-∑(ROS2014*В2014) (12)
Б) изменения рентабельности продаж: (13)
∆ПП (∆В) = ∑(ROS2015*В2015)-∑(ROS2015*В2014) (13)
Расчет показан в таблице 8
Как видно из таблицы, общая величина прибыли от продаж выросла в 2015 году на 361 млн. руб., в т.ч.:
- за счет роста выручки прибыль от продаж увеличилась на 194,2 млн. руб., что составило 53,8% общего изменения
- за счет роста рентабельности продаж прибыль от продаж увеличилась на 166,5 млн. руб., что составило 46,2% общего изменения
Таблица 8 – Факторный анализ прибыли от продаж
Показатели |
ПП (2013) |
ROS (2013)*В (2014) |
ПП (2015) |
изменение прибыли от продаж, млн. руб. |
изменение прибыли от продаж, % |
|||
общее |
за счет изменения объема продаж |
за счет изменения рентабельности |
за счет изменения объема продаж |
за счет изменения рентабельности |
||||
СМР (подряд) |
78 |
90,7 |
62 |
-16 |
12,5 |
-28,7 |
-76,9% |
176,9% |
СМР (субподряд) |
0 |
0,1 |
0 |
0 |
0,0 |
-0,1 |
3,4% |
96,6% |
Производство |
-19 |
-33,1 |
1 |
20 |
-13,6 |
33,8 |
-67,6% |
167,6% |
Оптовая торговля |
-6 |
-0,5 |
0 |
6 |
5,8 |
0,6 |
90,2% |
9,8% |
Услуги сторонним организациям |
-6 |
-3,8 |
4 |
9 |
1,7 |
7,6 |
18,7% |
81,3% |
Реализация путевок, курсовок |
15 |
19,5 |
20 |
5 |
4,0 |
0,8 |
83,1% |
16,9% |
Общественное питание |
-1 |
-1,4 |
-1 |
0 |
-0,1 |
0,0 |
71,0% |
29,0% |
Готовая продукция |
-30 |
-60,4 |
33 |
63 |
-30,2 |
93,3 |
-47,9% |
147,9% |
Аренда нежилого помещения |
1 |
0,8 |
1 |
0 |
-0,1 |
0,1 |
-183,7% |
283,7% |
Экономия средств инвесторов |
-214 |
0,0 |
59 |
273 |
214,2 |
58,8 |
78,5% |
21,5% |
ИТОГО |
-182 |
12 |
178 |
361 |
194,2 |
166,5 |
53,8% |
46,2% |
Коэффициенты рентабельности показывают соотношение между затратами предприятия на активы и отдачей от них в виде прибыли. Показатели рентабельности АО «УралСтрой» представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Показатели рентабельности
Показатели |
Годы |
отклонение |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
Абс., тыс. руб. |
относ % |
|
1. Выручка (нетто), млн. руб. |
1922 |
1645 |
2180 |
258 |
13,42 |
2. Прибыль от продаж, млн. руб. |
652 |
-182 |
178 |
-474 |
-72,70 |
3. Чистая прибыль, млн. руб. |
464 |
-311 |
-25 |
-489 |
-105,39 |
4. Среднегодовая сумма всех активов, млн. руб. |
2120 |
3250 |
3527 |
1407 |
66,38 |
5. Среднегодовая величина ОС и НМА (по остаточной стоимости), млн. руб. |
837 |
828 |
878 |
41 |
4,90 |
6. Среднегодовая величина оборотных активов, млн. руб. |
1283 |
2422 |
2649 |
1366 |
106,47 |
7. Среднегодовая сумма реального собственного капитала (чистых активов), млн. руб. |
945 |
1098 |
894 |
-51 |
-5,35 |
8. Рентабельность активов по чистой прибыли п.3/п.4 |
0,219 |
-0,096 |
-0,007 |
-0,23 |
-103,24 |
9. Рентабельность внеоборотных активов по чистой прибыли п.3/п.5 |
0,555 |
-0,376 |
-0,028 |
-0,58 |
-105,14 |
10. Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли п.3/п.6 |
0,362 |
-0,128 |
-0,009 |
-0,37 |
-102,61 |
11. Рентабельность реального собственного капитала по чистой прибыли п.3/п.7 |
0,491 |
-0,283 |
-0,028 |
-0,52 |
-105,69 |
12. Рентабельность продаж по прибыли от продаж п.2/п.1 |
0,339 |
-0,111 |
0,082 |
-0,26 |
-75,93 |
13. Рентабельность продаж по чистой прибыли п.3/п.1 |
0,241 |
-0,189 |
-0,011 |
-0,25 |
-104,75 |
Изменение рентабельности показателей обусловлено получением значительных убытков в 2014 году и снижением убыточности компании в 2015 году. Рентабельность активов составила 21,9% в 2013 году и -0,7% в 2015 году. Рентабельность оборотных активов составила 36,2% в 2013 и -0,9% в 2015. Рентабельность внеоборотных активов составила: 55,5% и -0,3% соответственно. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли составила 49 % в 2013 году и -3% в 2015 году.
Анализ прибыли от реализации (продаж) показан в таблице 10.
Таблица 10 - Анализ прибыли от реализации (продаж) за 2014-2015 годы, тыс. руб.
Укрупненные факторы прибыли от продаж |
В предыдущем периоде |
В отчетном периоде |
Изменения |
|
в абсолютных величинах |
в % к изменению выручки от продаж |
|||
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
1645 |
2180 |
535 |
0 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
1827 |
2002 |
175 |
0 |
3. Коммерческие расходы |
0 |
0 |
0 |
|
4. Управленческие расходы |
0 |
0 |
0 |
|
5. Прибыль от продаж (п.1-п.2-п.3-п.4) |
-182 |
178 |
360 |
-2 |
Увеличение прибыли от продаж на 360млн. руб. имело место за счет превышения суммы прироста продаж (535млн. руб.) над увеличением себестоимости (175 млн. руб.).
Анализ операционных расходов выполнен в таблице 11.
Таблица 11 - Анализ операционных расходов
Наименование показателя |
2014 |
2015 |
изменения |
||||
сумма млн. руб. |
% к итогу |
сумма млн. руб. |
% к итогу |
доли, % |
сумма млн. руб. |
темп роста |
|
Материальные затраты |
574 |
31,42% |
639 |
31,92% |
0,50% |
65 |
111,32% |
Затраты на оплату труда |
443 |
24,25% |
542 |
27,07% |
2,83% |
99 |
122,35% |
Отчисления на социальные нужды |
151 |
8,24% |
163 |
8,12% |
-0,12% |
12 |
107,95% |
Амортизация |
49 |
2,68% |
47 |
2,35% |
-0,33% |
-2 |
95,92% |
Прочие затраты |
610 |
33,41% |
611 |
30,54% |
-2,87% |
1 |
100,17% |
Итого по элементам затрат |
1 827 |
100,00% |
2 002 |
100,00% |
0,00% |
175 |
109,58% |
Из таблицы 11 видно, что в структуре операционных расходов преобладают материальные затраты, доля которых составляет около 32% расходов. Также значительна доля расходов на оплату труда (27%) и прочих затрат (30%). В 2015 году расходы увеличились на 9,58%. Опережающими темпами возрастали расходы на оплату труда.
Далее выполним для предприятия анализ по формуле Дюпона. Двухфакторная модель (Таблица 14) позволяет оценить влияние оборачиваемости активов и рентабельности продаж на рентабельность активов. Вид модели Рентабельность активов = рентабельность продаж*оборачиваемость активов.
Анализ показал, что общее изменение рентабельности активов составило 8,86%, в том числе:
- за счет повышения рентабельности продаж, рентабельность активов выросла на 8,99%;
- за счет снижения оборачиваемости активов рентабельность активов уменьшилась на 0,13%.
При этом около 101,5% изменения рентабельности активов было обусловлено повышением рентабельности продаж и -1,45% сокращения рентабельности активов – уменьшением оборачиваемости.
Таким образом, политика управления предприятия характеризуется повышением эффективности производственно-сбытовой деятельности, что выражается в достижении положительной рентабельности почти по всем направлениям деятельности компании. Кроме того, компания увеличила объемы работ, что обеспечило дополнительную прибыль фирме.
Вместе с тем, предприятие в 2015 году оставалось убыточным. Это делает важной работу, направленную на выявление резервов повышения прибыли. В условиях замедления экономики в 2016 году предприятию будет трудно увеличить доходы и рентабельность, поэтому приоритетным направлением повышения прибыли должна стать экономия расходов. Проект сокращения расходов компании представлен в третьей главе работы.