Файл: Теоретические основы формирования кадровой стратегии корпорации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2.2. Динамика среднесписочной и среднеявочной численности персонала АО «Красмаш» [составлено автором]

Среднесписочная численность персонала в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 2,15 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 на 1,9 %. В основном это касается рабочих основного производства. Согласно данным экономических показателей, объем производства растет незначительно, при этом сокращение численности идет по всем категориям работников, что говорит о политике оптимизации кадров на предприятии.

2.2. Оценка стратегической ситуации по управлению кадрами на предприятии

В корпорации регулярно проводится анализ работы сотрудников, их настроений и лояльности, но данная работа в АО «Красмаш» ведется несистемно.

Анализ и диагностика системы управления кадрами с помощью анкетирования будет проводиться с использованием COPS – анализа, который представляет собой подробную оценку четырёх организационных элементов:

Culture (Культура) - атмосфера или социальный климат в организации

Organization (Организация) - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации

People (Люди) – сотрудники организации: руководители, специалисты, рабочие, младший обслуживающий

Systems (Системы) - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой [22, с. 99].

Диагностика с помощью COPS – анализа проводилась среди ИТР и управленческого персонала, т.к. оценка рабочими системы управления не всегда может быть объективной, а их мнение более важно при оценке условий труда и мотивации. Количество опрошенных – 266 человек.

Данные представлены в приложении 1.

По результатам данной диагностики можно сделать следующие выводы:

- Руководство и специалисты приблизительно в одном порядке оценивают культуру организации. Выявляется неприятие откровенных высказываний, но поощряются рационализаторские предложения, ощущается чувство ответственности работников, а по поводу приверженности работе в компании мнения разделились как у сотрудников, так и у руководства.


- По поводу структуры компании мнения руководства и рядовых сотрудников разделились. Если первые считают созданную структуру эффективной и отмечают стремление к ее совершенствованию то рядовые работники не видят ни того ,ни другого.

- В компании сформировалось устойчивое мнение о грамотности и профессионализме работающих сотрудников как среди руководства, так и среди рядовых работников;

- Что касается системы управления кадрами, то она оставляет желать лучшего как по мнению руководства, так и явно по мнению рядовых работников.

Далее, рассмотрим результаты проведенного среди рабочих и специалистов АО «Красмаш» опроса, целью которого было выявление уровня удовлетворённости сотрудников существующей системой мотивации в компании.

Для этого была использована анкета «Определение уровня удовлетворённости сотрудников существующей системой мотивации и оплаты труда в компании» и распространена по сотрудникам. Анкета является анонимной, и не имеет своей целью выявление сотрудников, недовольных своей работой. В анкетировании приняли участие 2030 человек – то есть почти половина рабочего коллектива АО «Красмаш».

Основными задачами анкетирования является получение сведений об обратной связи между руководством и сотрудниками, определение критических позиций, по которым необходимо провести корректировку, определение общего состояния удовлетворенности и мотивированности сотрудников.

Анкета состоит из 13 вопросов и предполагает ответы работников по пятибалльной шкале, где 1 балл соответствует ответам «Плохо, отсутствует, нет, никогда», а 5 баллов - «Отлично, присутствует, полностью, да, всегда».

Результаты анкетирования представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Результаты опроса «Определение уровня удовлетворённости сотрудников существующей системой мотивации и оплаты труда в компании» [составлено автором]

Вопрос

Средний балл

1. Устраивает ли Вас система оплаты Вашего труда?

3.53

2. Удовлетворены ли вы своим текущим уровнем заработной платы на предприятии?

3.21

3.Повысится ли Ваша заработная плата, если Вы станете работать лучше?

3.50

4. Удовлетворены ли Вы тем, как Вы выполняете свою работу?

3.70

5. Можете ли Вы выполнять свою работу лучше?

3.97

6. Удовлетворяет ли Вас содержание труда (то, что Вы делаете)?

4.14

7.Удовлетворяют ли Вас условия труда (офис, освещение, техническое оснащение)?

4.24

8.Удовлетворяют ли Вас имеющиеся в компании возможности обучения и повышения квалификации, стажировок в другие компании (подразделения)?

3.56

9. Считаете ли вы справедливой оплату труда на предприятии?

3.32

10.Удовлетворяет ли Вас система оценки результатов Вашей работы?

2.74

11.Удовлетворяет ли Вас текущий порядок начисления премий и надбавок?

2.64

12.Удовлетворяют ли Вас отношения с руководством компании (подразделения)?

3.75

13.Устраивает ли Вас система нематериальных поощрений в компании?

2.74


Шкала бальной оценки выгладят следующим образом:

Менее 2 баллов – оценка «Плохо». Сотрудники крайне недовольны положением вещей по конкретному вопросу. Требуется срочное решение проблемы.

2-3 баллов – оценка «Неудовлетворительно». Сотрудники видят проблемы, требующие решения в краткосрочной перспективы и готовы в течение непродолжительного времени мириться с проблемой.

3-4 баллов – оценка «Средне». Большинство сотрудников не видит существенной проблемы, их в целом устраивает текущее положение вещей, но есть претензии по отдельным аспектам проблемы.

более 4 баллов – оценка «Хорошо». Проблема отсутствует или выражена слабо, сотрудники довольны текущей ситуацией по вопросу.

Опрос показал, что сотрудники в целом довольны системой оплаты труда, поскольку всего по 3 вопросам из 13 бальная оценка оказалась неудовлетворительной, однако, стоит отметить, что реакция на вопрос об удовлетворённости текущим уровнем заработной платы, по балльному показателю близок к границе «Неудовлетворительно», что говорит о необходимости более интенсивной работы по повышению удовлетворённости работников своей заработной платой.

Многие сотрудники, отвечая на вопрос о повышении заработной платы в связи с переработкой не считают, что оплата их труда существенно зависит от их усердия на работе, но при этом достаточно высокий балл говорит о том, что большая часть работников получает свои премиальный и в целом ими довольна.

Основными проблемными зонами, выявленными в ходе опроса являются система оценки результатов работы, порядок начисления премий и надбавок и система нематериальных поощрений в компании, которые находятся на неудовлетворительном уровне (ниже порога).

Соответственно, анализ представленных данных показал, что сотрудники имеют желание проявлять инициативу в работе, однако оно заглушено рядом факторов, связанных с несправедливой системой премирования, как материальной, так и не материальной.

В результате можно отметить следующие достоинства системы управления:

- поощряется инициатива сотрудников;

- в компании работает грамотный профессиональный коллектив;

Среди недостатков можно выделить следующие:

- слабая система управления кадрами;

- низкая оценка структуры компании со стороны не руководящего состава.

Анализ кадровой работы с использованием метода экспертных оценок проводится с использованием следующей шкалы:

3 балла – данная работа выполняется на высоком уровне;


2 балла – средний уровень;

1 бал – низкий уровень;

0 баллов – работа не выполняется.

Результаты приведены в таблице 2.4.

По итогам проведения экспертной оценки можно сделать следующие выводы по качеству управления кадрами в различных аспектах этой системы:

Найм и увольнение персонала – ниже среднего уровня. Оформление работников ведется с опозданием, статистика предоставляется только по запросу, а системного статистического учета нет. Автоматизация и информационное обеспечение минимально, а работа с увольняющимися практически не проводится. Как уже было отмечено ранее, текучесть кадров растет, и необходимо усиливать данную работу.

Планирование персонала не производится кроме случаев подготовки к отопительному сезону, поэтому данный аспект оценивается как работа ниже среднего уровня.

Развитие персонала находится в состоянии ниже среднего уровня, т.к. в основном развитие происходит за счет отправки работников на обязательное повышение квалификации, которое в работе соблюдается строго. При этом дополнительны элементов развития персонала системно выделить сложно – работники коллектива готовы передавать опыт молодым специалистам, но системы развития как таковой нет.

Таблица 2.4.

Экспертная оценка системы управления кадрами [составлено автором]

Наименование функции

Оценка

1. Найм и увольнение персонала

- оформление и учёт приёма, увольнений, перемещений

2

- информационное обеспечение системы управления кадрами

1

- статистика персонала

2

- работа с увольняющимися

1

Средняя оценка:

1,5

2. Планирование персонала

 

- анализ рынка труда и потребностей в персонале

1

- взаимосвязь с внешними источниками покрытия потребности в персонале

1

- расчёт потребности в персонале

0

Средняя оценка:

0,67

3. Развитие персонала

 

- обучение персонала

2

- работа с кадровым резервом

1

- планирование и контроль деловой карьеры

1

- адаптация новых работников

2

- деловая ориентация персонала

1

Средняя оценка:

1,4

4. Мотивация персонала

 

- нормирование и тарификация трудовых ресурсов

3

- разработка систем оплаты труда

2

- использование средств морального поощрения

3

- разработка форм участия в прибыли

0

- разработка неденежных побудительных систем

1

Средняя оценка:

1,8

5. Социальные льготы и выплаты

 

- обеспечение льготами в соответствии с законодательством

3

- расчёт и распределение внутрифирменных льгот и выплат

2

Средняя оценка:

2,5

6. Юридические услуги

 

- решение правовых вопросов трудовых отношений

3

- согласование распорядительных документов по управлению персоналом

3

Средняя оценка:

3


Мотивация персонала находится на среднем уровне. Изначально заработная плата в компании не слишком высокая, тем не менее четко прописаны тарифы, ставки, и моральная поддержка со стороны руководства постоянно присутствует.

Социальные льготы и выплаты, а также юридические услуги находятся на высоком уровне, т.к. организация работает с бюджетом, и с правовой точки зрения осуществляет все необходимые действия для обеспечения работников льготами и поддержкой.

Таким образом, систему управления необходимо совершенствовать с точки зрения развития и планирования персонала в первую очередь.

По итогам проведения всех опросов можно сделать выводы:

Основные достоинства системы управления:

- стабильная деятельность, работа в прибыль;

- профессионализм и грамотность коллектива;

- поддержка среди коллег.

Основные недостатки системы управления:

- отсутствие системы развития персонала;

- отсутствие автоматизации и соответствующего прогресса;

- слабая работа с новыми членами коллектива и соответствующая слабая эффективность новых сотрудников.

- недостаточно эффективная работа по развитию персонала, его планирования;

- недостаточно эффективные мотивационные факторы, т.к. работники не стараются достигать высоких результатов.

- отсутствие оперативного реагирования на мониторинговые результаты.

По результатам такого анализа можно сделать следующие выводы о стратегической ситуации управления кадрами в корпорации:

1. В корпорации нет четко сформированой кадровой стратегии.

2. В корпорации не ведется работа по развитию работников, что может привести к ухудшению или недостаточно эффективному использованию навыков и умений сотрудников.

3. Работники АО «Красмаш» не имеют представления о своих перспективах, т.к. на предприятии отсутствует мониторинг трудового потенциала и карьеры.

4. На предприятии периодически проводятся анкетные опросы по состоянию коллектива, однако руководство АО «Красмаш» мало взаимодействует с подчиненными, в результате чего информация по возможным резервам развития и проблемам в коллективе, мотивации, условиям труда отсутствует, или появляется в неактуальное время.

Глава 3. Разработка кадровой стратегии корпорации