Файл: Теоретические основы формирования кадровой стратегии корпорации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии корпорации
1.1. Понятие и сущность управления кадрами
1.2. Основные элементы и особенности кадровоq23, c. 82] стратегии корпорации
Глава 2. Анализ стратегической ситуации по управлению кадрами корпорации
2.1. Общая характеристика АО «Красмаш» и основные показатели его деятельности
2.2. Оценка стратегической ситуации по управлению кадрами на предприятии
Глава 3. Разработка кадровой стратегии корпорации
3.1. Комплекс мероприятий по реализации кадровой стратегии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что процесс разработки кадровой стратегии является залогом успешного положения предприятия на рынке. В условиях стремительно меняющихся рынков меняется и система стратегического управления. Разработка кадровой стратегии – это, по сути, процесс управления всеми сторонами кадровой деятельности корпорации. Все усилия осуществляются во имя главной цели стратегии – получения долгосрочного развития кадров организации. Решающую роль в реализации стратегии развития играют высокий профессионализм, трудовая активность, социальная ответственность, умение работать с персоналом. Для обеспечения конкурентоспособного положения корпорации на рынке необходимо использовать все многообразие стратегических приемов.
Объект исследования - машиностроительная корпорация АО «Красмаш»
Предмет исследования – формирование кадровой стратегии корпорации.
Цель курсовой работы – разработать эффективную кадровую стратегию исследуемой корпорации.
В соответствии с указанной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности формирования кадровой стратегии корпораций;
- дать общую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ стратегической ситуации в управлении кадров исследуемой корпорации;
- разработать кадровую стратегию корпорации;
- оценить эффективность предложенных стратегических мероприятий.
Для реализации обозначенных задач использовались следующие инструменты и методы исследования:
- структурированное интервью;
- экспертный анализ;
- SWOT-анализ;
- изучение корпоративной информации;
- анкетирование;
Теоретической основой курсовой работы являются учебные издания по управлению кадрами, а также публикации на официальных сайтах порталов о кадровой работе. При подготовке работы использованы периодические издания экономической направленности, материалы сети интернет, законодательная база по теме исследования. Информационной базой исследования являются внутренние отчеты корпорации.
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые мероприятия по формированию кадровой стратегии корпорации можно применить в реальной практической деятельности.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии корпорации
1.1. Понятие и сущность управления кадрами
Кадрами называется совокупность работников, с которыми организация заключила трудовые договора на исполнение четко определенных трудовых обязанностей. Синонимом понятия считается определение «персонал предприятия» [37, c. 102].
Наука об управлении персоналом в российской действительности, за последние пятьдесят лет, из общей политэкономии социализма превратилась в автономную область знаний. В связи с этим изменился и подход к управлению людскими ресурсами в условиях организации. Нынешние методики, которые в качестве предмета управления подразумевают людей, в качестве базового варианта используют три термина – «кадры», «человеческие ресурсы» и «персонал» [35, c. 204].
Под управлением человеческими ресурсами разумеются такие взаимосвязывающие действия как:
- выявление потребностей в персонале, исходя из профессиональных и квалификационных требований;
- анализ имеющегося рынка труда;
- отбор работников и их адаптация;
- управление продуктивностью работы;
- организация трудовой деятельности;
- обеспечение адекватных рабочих условий;
- проектирование мотивационных систем;
- планирование методов оплаты труда;
- предупреждение и ликвидация конфликтных ситуаций [21, c. 18].
То есть управление организацией в первую очередь предполагает управление кадрами. Для этого необходимо знать их классификацию, особенности каждой группы и нюансы управления ими. Классификация видов
Кадры это понятие многоуровневое и собирательное. Причем собирательное, прежде всего, по причине объединения работников самых разных сфер деятельности, специализаций, профессий и трудовых разновидностей. Довольно часто применяется такое разделение как кадры хозяйственного, медицинского, научного, преподавательского типа и подобного [28, c. 127].
Принадлежность работника к определенной категории дает некоторое обобщенное представление о положении его в коллективном делении труда, профессиональных характеристик и исполняемых функций. Состав кадров отображает структуру социального управления и иерархию среди работников в организации, так называемые вертикальные взаимоотношения. В таком понимании персонал делятся на такие категориальные разделения как: руководители; специалисты; работники. Данные категории также ранжируются.
Так руководители разделяются на управленцев высшего, среднего и низшего звена. Специалисты дифференцируются по квалификационному уровню, категорийной принадлежности, классности. Исполнителей, то есть работников, различают по степени подчинения. В зависимости от принадлежности работника к той или иной группе определяются основные черты профессиональной деятельности. Также устанавливаются обязательные требования и выявляются групповые интересы [30, c. 276].
Служащие это работники, которые исполняют подготовку и оформление документации, контроль, учет и хозяйственное обслуживание. К младшему обслуживающему персоналу причисляют лиц, занимающих должности по уходу за служебными помещениями как то дворники, уборщицы, а также занятых в обслуживании рабочих и служащих (рассыльные, курьеры) [18, c. 152].
Исходя из соотношения разных категорий работников в общем их количестве, характеризуется структурный состав кадров организации. Посредством сравнения процентного содержания различных категорий осуществляется анализ кадров. Различается структура профессиональная, квалификационная, функциональная и социальная.
Создание действенной системы кадровой работы обладает первостепенной значимостью для российского государства.
Сложность и злободневность ее обусловливаются следующими условиями:
Кадры являются создателями духовных и материальных ценностей и субъектами управления коллективными процессами [31, c. 98].
Кадровая проблема многозначна и требует постоянного учета и применения для разрешения поставленных задач самых разных умений и познаний.
Нужно употребление новейших подходов [39, c. 73].
Государственная кадровая политика заключена в установлении стратегии взаимодействия с кадрами на общегосударственном уровне. При этом целью становится создание, развитие и целесообразное применение трудовых ресурсов государства, позволяющих улучшить бюджет страны в целом [36, c. 213].
Трудовыми ресурсами считается доля населения, располагающая надобными физическими данными, познаниями и трудовыми навыками в соответственных отраслях производственного процесса. От результативности применения рабочих ресурсов зависит увеличение действенности работы организации. Стержневые задачи анализа употребления трудовых ресурсов это:
Непредвзятая оценка имеющегося состава кадров и передвижения персонала.
Выявление нюансов, оказывающих непосредственное действие на формирование показателей труда.
Определение мер для устранения негативных факторов
Посредством сопоставления плановой потребности в персонале и действительного количества работников устанавливается обеспеченность организации трудовыми ресурсами. При этом особливое внимание уделяется кадрам наиболее значимых профессий. Это требует анализа кадров по качественному составу, то есть по квалификации [20, c. 130].
В продолжение анализа изучаются изменения в составе сотрудников по стажу работы, возрасту, образованию.
Основной задачей анализа обеспеченности организации трудовыми ресурсами является своевременный подбор персонала в зависимости от выявленных потребностей в работника. [24, c. 60]
Процесс подбора кадров охватывает несколько этапов. Основополагающими являются: установление нужды в персонале и открытие соответственных вакансий; рассмотрение документов претендентов; предварительное телефонное собеседование с соискателями, позволяющее узнать об их профессиональных и личностных характеристиках; анкетирование кандидатов или изучение предоставленных резюме; собеседование или интервьюирование претендентов; тестирование на предмет определения профессиональных, психологических, интеллектуальных и психофизиологических характеристик; изучение рекомендаций прежних работодателей; анализ обретенных результатов; принятие постановления о пригодности отдельных кандидатов на свободные вакансии; подготовка проектов трудовых договоров; оформление трудоустройства и заключение трудового договора.
В зависимости от квалификационной принадлежности претендентов несколько может различаться процесс отбора персонала [33, c. 139].
Правильное сочетание кадров с психоэмоциональной точки зрения позволяет создать успешный коллектив, в котором люди умеют быстро срабатываться и оказывать друг другу своевременную поддержку. В целом это позволяет увеличить производительность труда и породить у сотрудников удовлетворенность своей работой. Управленческие К управленческим кадрам предъявляются особо повышенные требования, поскольку от их профессионализма зависит успешность деятельности организации [38, c. 36].
Управленческие кадры определяют эффективность управления предприятием в целом. Именно от них зависит характер власти и связь ее с гражданскими институтами, а также утверждение тех или иных ценностей. Однако подбор кадров не ограничивается отбором наиболее соответствующих работников. Немаловажное значение имеет правильная расстановка их в структуре организации.
Расстановка кадров являет собой второй основополагающий этап в кадровом процессе, следующий непосредственно за подбором персонала. Под кадровым процессом понимается сочетание последовательных действий на пути к достижению обусловленных целей кадровой политики посредством рационального использования различных ресурсов. При этом требуется соблюдении законодательных норм, организационно-правовых основ, принципов, методов и функций современных способов управления [2, c. 103].
Расстановка кадров состоит из нескольких принципов: создание основных требований к кандидатам; сбор данных о потенциальных претендентах; оценка качеств кандидатов и соотнесение характеристик каждого с предъявляемыми запросами; сравнение разных претендентов и выбор наиболее годящегося; назначение работника на поставленную должность [5, c. 111].
При рациональной расстановке кадров достигается сразу несколько важных целей: рабочие места заполнены отвечающими должности работниками; во всяком отдельном подразделении структуры формируется активная самоуправляющаяся команда; каждый работник обретает стимул и возможности для профессионального роста; усиливается мотивация в вопросе повышения квалификации; повышается лояльность персонала к руководящему звену; возрастает производительность труда.
Помимо руководства, в повышении квалификации заинтересованы и сами работники. Это позволяет им получить новые навыки и знания, тем самым повысив их конкурентоспособность на рынке труда. Подготовка квалифицированных кадров может осуществляться непосредственно на производстве либо в условиях учебных комбинатов и профессионально-технических училищ. Обучение работников на рабочем месте имеет оперативный характер и ориентировано на быстрое освоение трудового процесса. Как правило, такой метод применяется для обучения простых рабочих и служащих, чья деятельность не сопряжена с особыми сложностями [9, c. 57].
Обучение кадров вне рабочего места более эффективно. Центры подготовки квалифицированных работников обеспечивают более разностороннюю подготовку, хотя таковая и требует больших затрат. Важная задача управления персоналом это определение численности рабочих, которые нуждаются в повышении квалификации. Однако центры подготовки кадров помогают не только обучить сотрудников новым профессиональным знаниям, но и определить степень их соответствия должности, выявить недостающие навыки, определить уровень квалификации [13, c. 48].