Файл: Теоретические основы формирования кадровой стратегии корпорации.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования кадровой стратегии корпорации
1.1. Понятие и сущность управления кадрами
1.2. Основные элементы и особенности кадровоq23, c. 82] стратегии корпорации
Глава 2. Анализ стратегической ситуации по управлению кадрами корпорации
2.1. Общая характеристика АО «Красмаш» и основные показатели его деятельности
2.2. Оценка стратегической ситуации по управлению кадрами на предприятии
Глава 3. Разработка кадровой стратегии корпорации
3.1. Комплекс мероприятий по реализации кадровой стратегии
Рисунок 2.2. Динамика среднесписочной и среднеявочной численности персонала АО «Красмаш» [составлено автором]
Среднесписочная численность персонала в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 2,15 %, а в 2016 году по сравнению с 2014 на 1,9 %. В основном это касается рабочих основного производства. Согласно данным экономических показателей, объем производства растет незначительно, при этом сокращение численности идет по всем категориям работников, что говорит о политике оптимизации кадров на предприятии.
2.2. Оценка стратегической ситуации по управлению кадрами на предприятии
В корпорации регулярно проводится анализ работы сотрудников, их настроений и лояльности, но данная работа в АО «Красмаш» ведется несистемно.
Анализ и диагностика системы управления кадрами с помощью анкетирования будет проводиться с использованием COPS – анализа, который представляет собой подробную оценку четырёх организационных элементов:
Culture (Культура) - атмосфера или социальный климат в организации
Organization (Организация) - процесс делегирования задач и полномочий (обычно подчиненным) для достижения целей организации
People (Люди) – сотрудники организации: руководители, специалисты, рабочие, младший обслуживающий
Systems (Системы) - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой [22, с. 99].
Диагностика с помощью COPS – анализа проводилась среди ИТР и управленческого персонала, т.к. оценка рабочими системы управления не всегда может быть объективной, а их мнение более важно при оценке условий труда и мотивации. Количество опрошенных – 266 человек.
Данные представлены в приложении 1.
По результатам данной диагностики можно сделать следующие выводы:
- Руководство и специалисты приблизительно в одном порядке оценивают культуру организации. Выявляется неприятие откровенных высказываний, но поощряются рационализаторские предложения, ощущается чувство ответственности работников, а по поводу приверженности работе в компании мнения разделились как у сотрудников, так и у руководства.
- По поводу структуры компании мнения руководства и рядовых сотрудников разделились. Если первые считают созданную структуру эффективной и отмечают стремление к ее совершенствованию то рядовые работники не видят ни того ,ни другого.
- В компании сформировалось устойчивое мнение о грамотности и профессионализме работающих сотрудников как среди руководства, так и среди рядовых работников;
- Что касается системы управления кадрами, то она оставляет желать лучшего как по мнению руководства, так и явно по мнению рядовых работников.
Далее, рассмотрим результаты проведенного среди рабочих и специалистов АО «Красмаш» опроса, целью которого было выявление уровня удовлетворённости сотрудников существующей системой мотивации в компании.
Для этого была использована анкета «Определение уровня удовлетворённости сотрудников существующей системой мотивации и оплаты труда в компании» и распространена по сотрудникам. Анкета является анонимной, и не имеет своей целью выявление сотрудников, недовольных своей работой. В анкетировании приняли участие 2030 человек – то есть почти половина рабочего коллектива АО «Красмаш».
Основными задачами анкетирования является получение сведений об обратной связи между руководством и сотрудниками, определение критических позиций, по которым необходимо провести корректировку, определение общего состояния удовлетворенности и мотивированности сотрудников.
Анкета состоит из 13 вопросов и предполагает ответы работников по пятибалльной шкале, где 1 балл соответствует ответам «Плохо, отсутствует, нет, никогда», а 5 баллов - «Отлично, присутствует, полностью, да, всегда».
Результаты анкетирования представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Результаты опроса «Определение уровня удовлетворённости сотрудников существующей системой мотивации и оплаты труда в компании» [составлено автором]
Вопрос |
Средний балл |
1. Устраивает ли Вас система оплаты Вашего труда? |
3.53 |
2. Удовлетворены ли вы своим текущим уровнем заработной платы на предприятии? |
3.21 |
3.Повысится ли Ваша заработная плата, если Вы станете работать лучше? |
3.50 |
4. Удовлетворены ли Вы тем, как Вы выполняете свою работу? |
3.70 |
5. Можете ли Вы выполнять свою работу лучше? |
3.97 |
6. Удовлетворяет ли Вас содержание труда (то, что Вы делаете)? |
4.14 |
7.Удовлетворяют ли Вас условия труда (офис, освещение, техническое оснащение)? |
4.24 |
8.Удовлетворяют ли Вас имеющиеся в компании возможности обучения и повышения квалификации, стажировок в другие компании (подразделения)? |
3.56 |
9. Считаете ли вы справедливой оплату труда на предприятии? |
3.32 |
10.Удовлетворяет ли Вас система оценки результатов Вашей работы? |
2.74 |
11.Удовлетворяет ли Вас текущий порядок начисления премий и надбавок? |
2.64 |
12.Удовлетворяют ли Вас отношения с руководством компании (подразделения)? |
3.75 |
13.Устраивает ли Вас система нематериальных поощрений в компании? |
2.74 |
Шкала бальной оценки выгладят следующим образом:
Менее 2 баллов – оценка «Плохо». Сотрудники крайне недовольны положением вещей по конкретному вопросу. Требуется срочное решение проблемы.
2-3 баллов – оценка «Неудовлетворительно». Сотрудники видят проблемы, требующие решения в краткосрочной перспективы и готовы в течение непродолжительного времени мириться с проблемой.
3-4 баллов – оценка «Средне». Большинство сотрудников не видит существенной проблемы, их в целом устраивает текущее положение вещей, но есть претензии по отдельным аспектам проблемы.
более 4 баллов – оценка «Хорошо». Проблема отсутствует или выражена слабо, сотрудники довольны текущей ситуацией по вопросу.
Опрос показал, что сотрудники в целом довольны системой оплаты труда, поскольку всего по 3 вопросам из 13 бальная оценка оказалась неудовлетворительной, однако, стоит отметить, что реакция на вопрос об удовлетворённости текущим уровнем заработной платы, по балльному показателю близок к границе «Неудовлетворительно», что говорит о необходимости более интенсивной работы по повышению удовлетворённости работников своей заработной платой.
Многие сотрудники, отвечая на вопрос о повышении заработной платы в связи с переработкой не считают, что оплата их труда существенно зависит от их усердия на работе, но при этом достаточно высокий балл говорит о том, что большая часть работников получает свои премиальный и в целом ими довольна.
Основными проблемными зонами, выявленными в ходе опроса являются система оценки результатов работы, порядок начисления премий и надбавок и система нематериальных поощрений в компании, которые находятся на неудовлетворительном уровне (ниже порога).
Соответственно, анализ представленных данных показал, что сотрудники имеют желание проявлять инициативу в работе, однако оно заглушено рядом факторов, связанных с несправедливой системой премирования, как материальной, так и не материальной.
В результате можно отметить следующие достоинства системы управления:
- поощряется инициатива сотрудников;
- в компании работает грамотный профессиональный коллектив;
Среди недостатков можно выделить следующие:
- слабая система управления кадрами;
- низкая оценка структуры компании со стороны не руководящего состава.
Анализ кадровой работы с использованием метода экспертных оценок проводится с использованием следующей шкалы:
3 балла – данная работа выполняется на высоком уровне;
2 балла – средний уровень;
1 бал – низкий уровень;
0 баллов – работа не выполняется.
Результаты приведены в таблице 2.4.
По итогам проведения экспертной оценки можно сделать следующие выводы по качеству управления кадрами в различных аспектах этой системы:
Найм и увольнение персонала – ниже среднего уровня. Оформление работников ведется с опозданием, статистика предоставляется только по запросу, а системного статистического учета нет. Автоматизация и информационное обеспечение минимально, а работа с увольняющимися практически не проводится. Как уже было отмечено ранее, текучесть кадров растет, и необходимо усиливать данную работу.
Планирование персонала не производится кроме случаев подготовки к отопительному сезону, поэтому данный аспект оценивается как работа ниже среднего уровня.
Развитие персонала находится в состоянии ниже среднего уровня, т.к. в основном развитие происходит за счет отправки работников на обязательное повышение квалификации, которое в работе соблюдается строго. При этом дополнительны элементов развития персонала системно выделить сложно – работники коллектива готовы передавать опыт молодым специалистам, но системы развития как таковой нет.
Таблица 2.4.
Экспертная оценка системы управления кадрами [составлено автором]
Наименование функции |
Оценка |
1. Найм и увольнение персонала |
|
- оформление и учёт приёма, увольнений, перемещений |
2 |
- информационное обеспечение системы управления кадрами |
1 |
- статистика персонала |
2 |
- работа с увольняющимися |
1 |
Средняя оценка: |
1,5 |
2. Планирование персонала |
|
- анализ рынка труда и потребностей в персонале |
1 |
- взаимосвязь с внешними источниками покрытия потребности в персонале |
1 |
- расчёт потребности в персонале |
0 |
Средняя оценка: |
0,67 |
3. Развитие персонала |
|
- обучение персонала |
2 |
- работа с кадровым резервом |
1 |
- планирование и контроль деловой карьеры |
1 |
- адаптация новых работников |
2 |
- деловая ориентация персонала |
1 |
Средняя оценка: |
1,4 |
4. Мотивация персонала |
|
- нормирование и тарификация трудовых ресурсов |
3 |
- разработка систем оплаты труда |
2 |
- использование средств морального поощрения |
3 |
- разработка форм участия в прибыли |
0 |
- разработка неденежных побудительных систем |
1 |
Средняя оценка: |
1,8 |
5. Социальные льготы и выплаты |
|
- обеспечение льготами в соответствии с законодательством |
3 |
- расчёт и распределение внутрифирменных льгот и выплат |
2 |
Средняя оценка: |
2,5 |
6. Юридические услуги |
|
- решение правовых вопросов трудовых отношений |
3 |
- согласование распорядительных документов по управлению персоналом |
3 |
Средняя оценка: |
3 |
Мотивация персонала находится на среднем уровне. Изначально заработная плата в компании не слишком высокая, тем не менее четко прописаны тарифы, ставки, и моральная поддержка со стороны руководства постоянно присутствует.
Социальные льготы и выплаты, а также юридические услуги находятся на высоком уровне, т.к. организация работает с бюджетом, и с правовой точки зрения осуществляет все необходимые действия для обеспечения работников льготами и поддержкой.
Таким образом, систему управления необходимо совершенствовать с точки зрения развития и планирования персонала в первую очередь.
По итогам проведения всех опросов можно сделать выводы:
Основные достоинства системы управления:
- стабильная деятельность, работа в прибыль;
- профессионализм и грамотность коллектива;
- поддержка среди коллег.
Основные недостатки системы управления:
- отсутствие системы развития персонала;
- отсутствие автоматизации и соответствующего прогресса;
- слабая работа с новыми членами коллектива и соответствующая слабая эффективность новых сотрудников.
- недостаточно эффективная работа по развитию персонала, его планирования;
- недостаточно эффективные мотивационные факторы, т.к. работники не стараются достигать высоких результатов.
- отсутствие оперативного реагирования на мониторинговые результаты.
По результатам такого анализа можно сделать следующие выводы о стратегической ситуации управления кадрами в корпорации:
1. В корпорации нет четко сформированой кадровой стратегии.
2. В корпорации не ведется работа по развитию работников, что может привести к ухудшению или недостаточно эффективному использованию навыков и умений сотрудников.
3. Работники АО «Красмаш» не имеют представления о своих перспективах, т.к. на предприятии отсутствует мониторинг трудового потенциала и карьеры.
4. На предприятии периодически проводятся анкетные опросы по состоянию коллектива, однако руководство АО «Красмаш» мало взаимодействует с подчиненными, в результате чего информация по возможным резервам развития и проблемам в коллективе, мотивации, условиям труда отсутствует, или появляется в неактуальное время.