Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Этапы развития налогового учета в РФ
1.2 Сущность и принципы налогового учета
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1 Налоговая система в Российской Федерации
3. СИСТЕМА ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
3.1. Состав документов налогового учета
Отметим, что на этом этапе был принят Приказ от 15.06.2000г. № БГ-3-02/231 «Об утверждении инструкции Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
В соответствии с данным Приказом сумма налога по-прежнему определялась предприятием самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.
До введения гл. 25 НК РФ этапы формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль выглядели следующим образом (рис.1):
Рисунок 1. Этапы формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Можно констатировать отсутствие специальных учетных механизмов для целей налогового учета.
Реформирование системы налогообложения приводить к усложнению расчета налога на прибыль. Так как бухгалтерский учет не способен сформировать налогооблагаемые показатели, в Российской Федерации начинается становление налогового учета.
До начала 2002 года действовала система корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.
В научной литературе почти не анализированы существенные изменения за последнее десятилетие, затрагивающие налоговый учет.
Шестой этап начался в 2002 и закончился 29 июня 2012 г.
В гл. 25 НК РФ было внесено немало исправлений, но все изменения практически не касались основных статей по налоговому учету [1.ст. 313 и ст.314].
Подчеркнем годы, когда были внесены значительные изменения, затрагивающие налоговый учет:
- В 2004 г. и в 2005 г. изменялась ст. 321 «Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций». Изменения касались перечня организаций, на которые распространяется данная статья (исключены АРКО и Федеральная служба почтовой связи, включено Агентство по страхованию вкладов).
- В 2007 г. скорректирована статья 330 «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций» [4]. Изменены правила по признанию дохода по договорам страхования жизни и пенсионного страхования.
- В 2008 г. скорректирована статья 323 «Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом». Введено исключение по начислению амортизации. Также изменилась статья 322 «Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества» [5]
- В 2009 г. правились статьи: 333 «Особенности ведения налогового учета доходов и расходов по операциям РЕПО» и 326 «Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления». Изменились правила по ведению раздельного учета срочных сделок, а также правила по признанию доходов[6].
- В 2010 году включена новая статья 325.1 «Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий охраны труда при добыче угля» [7], а также изменена статья 325 «Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов» [8], изменения затрагивают правила по принятию данных расходов к учету.
- В 2011 г. включена новая ст. 321.2 «Особенностей ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков», скорректирована статья 331.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями и статья 262 «Особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР». Последние две статьи подверглись кардинальным изменениям.
- В 2012 год можно подметить Федеральный закон № 97 от 29.06.2012 г., который внес незначительное исправление в статью 314 «Аналитические регистры налогового учета», затрагивающую ведения налоговых регистров. Новая редакция сменила электронный вид формирования аналитических регистров на электронную форму.
Выделенные этапы рационально разделить следующим образом:
- Зарождение - первые четыре этапа с 01.01.1992 - по 01.01.1999 гг.
- Становление – пятый этап. Он наступил с 01.01.2002 г., поскольку в 2002 г. налоговому учету дано определение и разработаны правила его ведения на законодательном уровне.
- Развитие - к нему относится шестой этап.
Последние тенденции работы ФНС и Минфина заключаются в том, что намечается аннулировать параллельный налоговый учет и перейти к составлению корректировок на данные бухгалтерского учета.
Инструментом для расчета налогов будут выступать регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете.
Цель – ликвидировать излишние, малоиспользуемые, не имеющие значительных налоговых последствий не соответствия.
Говорится, что начисление налога на прибыль на основе бухгалтерского учета - ошибочно.
1.2 Сущность и принципы налогового учета
Определение понятия «налоговый учет» дано в статье 313 Налогового кодекса РФ. В соответствии с данной статей, налоговый учет - это система обобщения информации о стоимости, характеристики объекта налогообложения. Информация о стоимости объекта (налоговой базы) формируется на основании данных из первичных документов, сгруппированных в установленном порядке утвержденным НК РФ.
При этом в общепринятом понимании, налоговый учет представляет собой систему определения налогооблагаемой базы по всем налогам и сборам, страховым сборам, учтенный в налоговом законодательстве Российской Федерации. Поэтому нормативно-законодательное регулирование налогового учета в России не останавливается на главе 25 НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и утвержденных в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. По этой причине учетная политика предприятия в части налогообложения не ограничиваются только налогом на прибыль.
Учетная политика предприятия в части налогообложения дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, определяя конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.
Доходы и расходы предприятия учитываются как налоговый объект. Методом сравнения доходов и расходов предприятия формируется прибыль и убыток предприятия.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину осуществленных затрат связанных с продажей, выполнением работ или услуг. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде. Главная задача налогового учета, это определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.
Предметом налогового учета выступают производственная и непроизводственная область деятельности предприятия, в результате чего у налогоплательщика появляются обязательства по исчислению и уплате налога.
Понятие принципа Налогового учета установлен в главе 25 НК РФ, где отражены следующие принципы ведения налогового учёта:
1. Принцип денежного измерения. Принцип денежного измерения установлен в статье 249 и 252 НК РФ.
Согласно статье 249 Налогового кодекса РФ доход это - денежные средства, полученные предприятием за отгруженную покупателям продукцию, за оказанные услуги иных поступлений, выраженные в денежных и/или натуральных формах.
Исходя из статьи 252 НК РФ, под обоснованными расходами подразумевают экономически оправданные затраты, оценка которых проявлена в денежном виде. Именно поэтому, в налоговом учёте отражается данные о доходах и расходах, представленных в основном, в денежной форме. Доходы, стоимость которых показана в денежной единице другой страны, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях и пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ.
2. Принцип имущественной обособленности. Согласнопринципу имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью предприятия, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.
Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.
3. Принцип непрерывности деятельности организации. В соответствии с принципом непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Данный принцип применяется при установлении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и заканчивается при ликвидации амортизируемого имущества или ее реорганизации.
4. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является главным. В соответствии со статьей 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.
5. Принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. В статье 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, в соответствии с которым нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Данный принцип распространяется на все объекты налогового учёта.
6. Принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип разъяснен в статье 271 и 272 НК РФ. Этот принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1 Налоговая система в Российской Федерации
Налоговую систему Российской Федерации можно понять как комплекс всех налогов и сборов, утвержденных в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Состав российской налоговой системы подразумевает совокупность взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов и сборов и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов. А начиная с 2017 года также страховых взносов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Величину налога устанавливает надлежащий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Так как налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на три уровня:
- Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны перечить ему. К этой категории относят обе части Налогового кодекса РФ, Федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
- Региональное законодательство - включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
- Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые устанавливаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Помимо этого, на основе НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они нужны для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы объясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
Как уже было отмечено, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
- все налоги, страховые взносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
- субъекты обложения налогами и сборами;
- нормативно-правовая основа;
- государственные органы власти в области налогообложения и финансов.
Рассмотрим каждый элемент налоговой системы более детально.
Налоги и сборы, введенные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, платят налоги и сборы, например, налоговым агентом являются предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
- Министерство финансов РФ.
- Федеральная налоговая служба РФ.
Минфин РФ устанавливает главные направления налоговой политики страны, планирует налоговые поступления и предлагает меры по совершенствованию налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.