Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
1.1 Этапы развития налогового учета в РФ
1.2 Сущность и принципы налогового учета
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
2.1 Налоговая система в Российской Федерации
3. СИСТЕМА ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
3.1. Состав документов налогового учета
Главными функциями ФНС РФ являются:
учет плательщиков налогов и сборов;
контроль над выполнением требований налогового законодательства;
надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.
ФНС РФ - это сплоченная система всех налоговых органов. В ее состав входят:
- Правление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
- Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.
Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов:
- 8 федеральных, в том числе государственная пошлина,
- 3 региональных и 3 местных.
Сами по себе стоят пять специальных систем налогообложения. Также обособленно выделяются страховые взносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.
Федеральные налоги на всей территории России имеют равные налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:
- НДФЛ;
- налог на прибыль организаций;
- НДС;
- акцизы;
- водный налог;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- госпошлина.
В перечисленную категорию включают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).
Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут определять налоговую ставку, но не больше размера, назначенного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.
Местные налоги, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего два: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.
Выбор системы налогообложения в России для хозяйственных субъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.
Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один:
- Основная система налогообложения (ОСНО).
Этот режим присваивается предпринимателю автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут применять как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на специальный режим при следовании учрежденных налоговым законодательством обстоятельств.
- Упрощенная система налогообложения (УСНО).
УСНО вправе использовать субъекты, у которых:
- среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн. руб.;
- доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн. руб.
Единый налог на вмененный доход могут использовать только те хозяйственные субъекты, деятельность которых учтена в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность сотрудников не превышает 100 человек.
Единый сельскохозяйственный налог вправе применять только сельхозпроизводители.
Патент (ПСН) вправе использовать только ИП. Значение предоставленного режима заключается в том, что предприниматель приобретает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.
-
- Организация бухгалтерского и налогового учета
Первая модель параллельна системе ведения, при которой система налогового учета независима и непосредственна от правил и элементов системы бухгалтерского учета. Подразделение налогового учета функционирует обособленно от бухгалтерии. Не исключено использование информационных ресурсов бухгалтерской системы в целях снижения затрат, связанных с дублированием информации.
Преимущество:
- бухгалтерская методология не вмешивается в налоговую методологию, а налоговая в бухгалтерскую.
Недостаток:
- дублирование операций и высокая трудоемкость учетных работ. Такой вариант ведения налогового учета характерен для крупных организаций.
Вторая модель в целях налогообложения используется бухгалтерский учет в неизменном виде. Реализация данной модели возможна в случае, если порядок учета объектов и хозяйственных операций в налоговом учете незначительно отличается от правил бухгалтерского учета, и внесение дополнительных реквизитов в учетные формы бухгалтерского учета позволяет формировать налоговую базу по прибыли. Этот вариант является самым привлекательным для налогоплательщиков, так как ведение налогового учета не требует затрат, однако может привести к качественному изменению показателей финансовой отчетности, поскольку многие организации стараются максимально учесть требования налогообложения при ведении бухгалтерского учета.
Третья модель инвариантная, на базе которой ведутся бухгалтерский и налоговый учет. Её сущность заключается в установлении общности методологии и определении методических и организационных процедур, одинаковых для обеих информационных систем. Инвариантный учет ведется не наравне с налоговым и бухгалтерским учетом, а сочетает в себе оба. Данная модель предполагает дополнительные затраты труда учетного аппарата налогоплательщиков.
Четвертая модель: бухгалтерский учет ведется на основе данных налогового учета. Если перед организацией не стоит задача выхода на внешние рынки и привлечения инвестиций, то может возникнуть сомнение в необходимости ведения бухгалтерского учета. Практически данный вариант реализуется так:
- бухгалтерский учет ведется на основе данных налогового, но в случаях,
когда имеется несоответствие правил бухгалтерского и налогового учета, первому отдается предпочтение.
Этот вариант нерационален, так как организации, использующие его, не могут рассчитывать на банковские кредиты, иностранные инвестиции и доверие страховых компаний.
Пятая модель: смешанная система ведения налогового учета, при которой аналитические налоговые регистры формируются на основании данных аналитического и синтетического бухгалтерского учета с помощью бухгалтерских справок.
Если порядок учета хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, могут применяться бухгалтерские учетные формы.
В случае необходимости корректировок данных бухгалтерского учета используются бухгалтерские справки, на основании которых формируются аналитические регистры налогового учета. Такая модель организации налогового учета в значительной степени сближает оба вида учета, способствует минимизации трудозатрат наработку информации, дает возможность переноса данных аналитических регистров налогового учета непосредственно в налоговую отчетность и обеспечивает последующий контроль формирования налоговой базы. Данный вариант является компромиссным, на разработку соответствующих методик и путей сближения бухгалтерского и налогового учета направлены все усилия бухгалтерских служб организаций малого и среднего бизнеса.
При рассмотрении взаимодействия налогового учета с бухгалтерским учетом было выяснено, что бухгалтерская методология не вмешивается в налоговую, а налоговая в бухгалтерскую. Существенным недостатком признается дублирование операций и высокая трудоемкость учетных работ. Такой вариант ведения налогового учета характерен для крупных организации.
3. СИСТЕМА ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
3.1. Состав документов налогового учета
Требование к документации по ведению налогового учета предприятием утверждено статей 314 главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [2.ст.314 ].
В статье 313 НК РФ установлены случаи, когда в элементах накопления и систематизации информации бухгалтерского учета содержать неполную данные для установления налоговой базы в соответствии с требованиями главой 25 НК РФ [2.гл.25].
Налоговый субъект имеет право, самостоятельно выключать применяемые первичные документы с дополнительными реквизитами, создавая тем самым регистры налогового учета, или вести самостоятельные регистры налогового учета.
Подтверждением для формирования налогового учета является:
- регистры бухгалтерского учета;
- аналитические регистры налогового учета;
- расчет налоговой базы [2.ст.313].
Соответственно, система документирования при ведении налогового учета аналогична системе регистрации при ведении бухгалтерского учета:
- первичные учетные документы, являющиеся подтверждением налогового учета, это те же самые первичные учетные документы, которые являются основанием ведения бухгалтерского учета, а также документы, которые предусмотрены для оформления операций законодательством о налогах и сборах;
- аналитические регистры налогового учета измененные регистры бухгалтерского учета, либо самостоятельные регистры, которые формируются и ведутся по аналогии с регистрами бухгалтерского учета, но без применения двойной записи;
- расчет налоговой базы можно представить как документ синтетического налогового учета, аналогичный по своим функциям синтетическим регистрам бухгалтерского учета, таким, как, например, Главная книга, журналы-ордера.
Система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирование показателей налоговой декларации. Должна быть обеспечена «прозрачность» формирования показателей налоговой декларации начиная с первичного документа.
В подпункте 8 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ закреплена обязанность налогового субъекта до 4-х лет обеспечить хранение документов бухгалтерского учета и налогового учета, которые необходимы для расчета и оплаты налога, а так же документы, указывающих получение доходов, исполнение затрат, также оплаты и удержание разных видов налога [2.ст.23 ].
Сроки хранения учетного документа установлен исходя из установленного в п. 4 ст. 89 части первой НК РФ периода, который может охватывать выездная налоговая проверка:
- в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки [2.ст.23].
Сроки хранения документов бухгалтерского учета установлены ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете»:
- хозяйственные субъекты должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в не менее 5 лет [12.ст.17];
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программа машинного обрабатывания информации должно храниться экономическим субъектом не меньше 5 лет после отчетного года, в котором они применялись для формирования бухгалтерской отчетности в последний раз.
Таким образом, документы, составленные для целей бухгалтерского учета, должны храниться в течение сроков, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете», а документы, составленные для целей налогового учета, - в течение сроков, предусмотренных НКРФ [2.ст.24].
В случае если документ составлен как для целей бухгалтерского учета, так и целей налогового учета, то такой документ должен храниться с учетом требований как п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете», так и п. 1 ст. 23 или п. 3 ст. 24 НК РФ, т.е. не меньше 5 лет. Нужно учитывать, что согласно примечанию к статье 120 ч.1 НКРФ отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета понимается для целей указанной статьи грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и соответственно влечет следующую налоговую ответственность:
- грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, штраф в размере 5 000 рублей [2.ст.120];
- те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, взимание штрафа в размере 15 000 рублей [2.п.2 ст.120];;
- те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, - взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, не меньше 15000 рублей [2.п. 3 ст.120].