Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

1.1 Управленческое решение. Общие понятия

1.2 Классификация управленческих решений

1.3 Процесс разработки и реализации управленческих решений

1.4 Краткий вывод по главе 1

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

2.1. Общая классификация методов

2.2. Неформальные методы разработки

2.3 Формальные методы

2.4 Экспертные методы разработки

ГЛАВА 3. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК

3.1 Общая характеристика неопределенности

3.2 Общая характеристика риска

3.3 Разработка решений в условиях неопределенности

3.5 Краткий вывод по главе 3

ГЛАВА 4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ (СПК «ОЗЕРНОЕ»)

4.1 Общая характеристика СПК «Озерное»

4.2 Анализ организационной структуры СПК «Озерное»

4.3 Разработка и принятие управленческих решений в СПК «Озерное»

4.4 Краткий вывод по главе 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Содержание

5-й этап – окончательный выбор. На этом этапе главную роль играет лицо, принимающее решение (ЛПР). Именно оно совершает волевой акт под влиянием:

  • собственного опыта (интуиции);
  • мнений экспертов (оценки и сопоставлении последствий);
  • лиц, принимающих участие в обсуждении. [14]

В зависимости от степени полноты и достоверности информации, решение может быть детерминированным (определенным) или вероятностным (неопределенным).

Детерминированные решения принимаются на основании оценки альтернатив (выбирается вариант, расчет вероятности которого ближе всего к единице). Детерминированные модели представляют собой модели, в которых исходные данные и результаты моделирования считаются известными точно, а фактор времени не учитывается. [13]

Большинство управленческих решений является вероятностными. Условия неопределенности возникают из-за недостатка информации при решении новых проблем или тех, которые возникают в быстро меняющейся обстановке. В таком случае перед руководителем есть два пути:

  • попытаться восполнить недостаток информации, чтобы снизить новизну и сложность ситуации;
  • довериться собственной интуиции. [10]

Когда решение принято окончательно, необходимо его реализовать. Для этого менеджер должен:

  • разработать план мероприятий (с учетом оценки времени);
  • распределить права и ответственность среди участников;
  • отрегулировать отношения подчинения между всеми участниками;
  • построить и наладить эффективную коммуникацию;
  • встроить в решение механизм получения информации о ходе его выполнения (в его основе лежит система отслеживания отклонений и ошибок);
  • составить отчет.

Иногда в процессе реализации необходимо изменять и дорабатывать принятое решение. Это вызвано с тем, что оно стало менее эффективным и перестало соответствовать требованиям. Тогда оно вновь возвращается на первый этап разработки для корректировки. [14]

В зависимости от выполняемых функций и особенностей поведения выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий. Процесс контроля включает четыре стадии: установление норм, сбор данных о результатах, сравнение и оценка итогов, разработка и реализация корректирующего действия. [27]

Для оценки качества принятого решения особое внимание уделяется таким его свойствам как:

  • обоснованность (учитываются все факторы и условия его разработки);
  • эффективность (соотношение ожидаемого результата и затрат на осуществление задуманного);
  • непротиворечивость (согласованность с ранее принятыми решениями);
  • правомочность (должно приниматься лицом, имеющим на это право);
  • конкретность (содержит план действий);
  • простота, ясность, своевременность. [10]

Наряду с этими свойствами большое влияние оказывает жесткость регламентации деятельности подчиненных. Различают три уровня жесткости:

  • контурные решения (приблизительная схема действий для подчиненных);
  • структурированные решения (параметры жестко закреплены);
  • алгоритмические (полностью исключена инициатива подчиненных).

1.4 Краткий вывод по главе 1

Таким образом, эффективное выполнение управленческих функций невозможно осуществить без принятия эффективных управленческих решений. Для этого необходимо знание и понимание теоретических основ процесса. При этом важно уметь оценивать влияние факторов и последствия принятых решений.

Руководитель не может знать все тонкости производства, но это не оправдывает систематическое принятие неэффективных решений на любом предприятии. По сути, главная задача руководителя – организовать слаженную работу профессионалов. Именно они должны принимать активное участие в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Поэтому умение организовать процесс принятия управленческих решений, является ключевым параметром, по которому оценивается эффективность менеджеров высшего звена.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

2.1. Общая классификация методов

Классификацию методов можно осуществить по трем основаниям:

  • по месту методов в процессе разработки управленческого решения (исследовательские и инструментальные);
  • по методологической базе (количественные и качественные);
  • по числу лиц, принимающих решение (групповые и индивидуальные);
  • по этапам принятия решений (диагностики, прогнозирования, формирования цели, определения, сравнения альтернатив и выбора решения, моделирования, организации реализации решения, контроля реализации и оценки эффективности). [18]

Формальные (количественные) – предполагают использование математических зависимостей. Это означает, что процедуры выполняются по заданным алгоритмам, они базируются на научном подходе и предполагают выбор решений путем сбора и обработки массивов информации с помощью средств вычислительной техники. [10]


К достоинствам формальных методов относятся:

  • четкая структурированность;
  • точные значения показателей;
  • выборочный анализ.

Главный недостаток этой группы методов – отсутствие возможности учесть человеческий фактор, который не поддается формализации, но является решающим.

Неформальные (качественные) методы выработаны на основе опыта и интуиции, базируются на психологии и логике и не подчиняются математическим зависимостям. [27]

Для решения задач с многообразием критериев невозможно однозначно применить количественные методы. В таких случаях формируются специальные группы экспертов, которые в своих работах используют экспертные методы и оценки. Они являются синтезом формальных и неформальных методов.

Основными преимуществами коллективного метода принято считать меньшую субъективность, перераспределение ответственности, большее число альтернатив. [26]

На качество экспертизы оказывает влияние:

  1. Состав экспертной комиссии
  2. Правильная организация процедуры
  3. Качество экспертной информации (достоверность)
  4. Точное определение итоговых оценок
  5. Использование оценок с несколькими критериями
  6. Использование помощи компьютерных систем.

Кроме требований к опыту работы, необходимо учитывать психологические особенности экспертной группы. Необходимо учитывать такие качества экспертов как:

  • компетентность (степень квалификации в данной области знаний);
  • креативность (способность решать творческие задачи);
  • личное отношение к экспертизе;
  • конформизм (подверженность влиянию авторитетов);
  • коллективизм и самокритичность. [23]

Основными направлениями применения экспертных оценок являются:

  • определение целей;
  • прогноз;
  • сценарий развития ситуации;
  • генерирование вариантов;
  • ранжирование (определение рейтингов);
  • оценочные системы;
  • принятие коллективных решений. [27]

2.2. Неформальные методы разработки

Среди неформальных (качественных) методов разработки и принятия решений выделяют:

  • дискуссионные;
  • анкетные;
  • экспертные. [14]

Дискуссионный метод (фокусированное групповое интервью) – предполагает обсуждение ограниченного числа вопросов в группе людей со схожими признаками. Обсуждение происходит на более глубоком уровне, чем простое межличностное общение, в присутствии модератора. [9]


Метод повышает мотивацию и личную вовлеченность участников, а также способствует развитию инициативы, налаживанию коммуникативных связей, интеллектуальному развитию.

Метод групповой дискуссии позволяет решить задачи:

  1. Обучения анализу ситуаций (формулировать и решать проблему).
  2. Умения слушать и высказывать свою точку зрения.
  3. Моделировать ситуации и развитие событий.
  4. Демонстрировать многозадачность большинства проблем.

Анкетный метод – основан на оценке ответов на заранее подготовленные вопросы. Вопросы могут подразумевать как короткий, так и обоснованный ответ, подтвержденный фактами. К основным достоинствам анонимного анкетирования относится:

  • опрашиваемый не подвержен влиянию авторитетов;
  • отсутствие возможности обсуждения на уровне межличностного общения снижает влияние окружающей обстановки;
  • полученную информацию удобно обрабатывать качественными методами. [26]

2.3 Формальные методы

К количественным (формальным) методам относится большое спектр методов, опирающихся на математический аппарат (статистические, эконометрические и т.д.). [18]

Первые модели базировались на нормативных теориях и назывались нормативными. К ним относятся:

  • модели принятия решений с использованием теории вероятности и математической статистики;
  • инновационные игры;
  • модели разработки решений на основе теории массового обслуживания.

Содержания процесса разработки решений в этом случае сводится к поиску оптимального решения, наиболее соответствующего заданным критериям. Это осуществляется с помощью сопоставления альтернативных решений, рассчитанных для конкретных условий внешней среды. [27]

Однако нормативные модели не учитывают человеческий фактор, который оказывается решающим на последнем этапе принятия решения.

В противовес нормативным моделям были созданы дескриптивные модели, основанные на теории полезности и риска. Дескриптивная теория основывается на концепции ограниченной рациональности, которая была предложена в трудах лауреата Нобелевской премии по экономике Герберта Саймона. По ее положениям человек принимает не рациональные, а «удовлетворительные» решения на основе упрощенных знаний о действительности:

  • с минимумом альтернатив;
  • с установлением уровня притязания к последствиям;
  • выбирается первая альтернатива, которая удовлетворяет уровню притязаний. [22]

В настоящее время существует три основных подхода к математическому моделированию.

1 группа – на основании теории статистических решений. В них заданы:

  • возможное распределение изучаемого процесса;
  • пространство возможных окончательных решений;
  • стоимость вариантов решений;
  • функция возможного убытка для каждого решения.

При таком подходе решения принимаются, исходя из принципа «максимум прибыли – минимум потерь». Для этого оценивается степень риска, по величине которой судят о ценности решения. Учитывает неопределенность среды, риск, выбор. [27]

2 группа – на основании теории полезности. Она основана на индивидуальных предпочтениях и субъективной вероятности наступления событий. Учитывает психологические представления о потребностях человека и мотивации.

3 группа – основано на использовании теории игр. Теория игр – это раздел математики, в котором исследуются модели принятия решений в условиях конфликта, т.е. в условиях столкновения сторон, когда каждая сторона стремится воздействовать на развитие конфликта в своих собственных интересах. При этом решение принимается в условиях неопределенности. [6]

Применяется в условиях конфликтных ситуаций либо при принятии коллективных (совместных) решений. Принцип этой теории – минимакс. Схема описывает принципы принятия решений для ситуаций инновационного характера. Формализации подвергаются правила игры, а не поведение игроков. Учитывает поведение человека в условиях взаимодействия с другими людьми и средой.

Моделирование – метод исследований, в котором все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом. Разработка методологии ориентирована на способы получения и обработки информации об объектах, существующих вне пределов нашего сознания и взаимодействующих между собой и внешней средой. Общая классификация математических моделей приведена на рис. 2.1 (см. Приложение 1) [22]

Одним из эффективных приемов исследования является динамическое моделирование. Оно представляет собой создание условной математической модели, по которой прослеживаются изменения, происходящие в управляемом объекте. Для этого необходимо:

  • определить проблему;
  • выявить причинно-следственные связи и их влияние на результат;
  • определить количественное выражение этих связей. [27]

Несмотря на сложность работ, их проведение оправдано тем, что:

  • суждения руководителей большей частью субъективны;
  • проведение экспериментов недопустимо;
  • ряд обстоятельств, связанных с реализацией решения нельзя учесть логическим путем;
  • действие внешней среды невозможно предугадать;
  • положительный эффект на одном участке управления может давать негативный на другом.