Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1.1 Управленческое решение. Общие понятия
1.2 Классификация управленческих решений
1.3 Процесс разработки и реализации управленческих решений
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Общая классификация методов
2.2. Неформальные методы разработки
2.4 Экспертные методы разработки
ГЛАВА 3. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК
3.1 Общая характеристика неопределенности
3.2 Общая характеристика риска
3.3 Разработка решений в условиях неопределенности
ГЛАВА 4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ (СПК «ОЗЕРНОЕ»)
4.1 Общая характеристика СПК «Озерное»
4.2 Анализ организационной структуры СПК «Озерное»
4.3 Разработка и принятие управленческих решений в СПК «Озерное»
5-й этап – окончательный выбор. На этом этапе главную роль играет лицо, принимающее решение (ЛПР). Именно оно совершает волевой акт под влиянием:
- собственного опыта (интуиции);
- мнений экспертов (оценки и сопоставлении последствий);
- лиц, принимающих участие в обсуждении. [14]
В зависимости от степени полноты и достоверности информации, решение может быть детерминированным (определенным) или вероятностным (неопределенным).
Детерминированные решения принимаются на основании оценки альтернатив (выбирается вариант, расчет вероятности которого ближе всего к единице). Детерминированные модели представляют собой модели, в которых исходные данные и результаты моделирования считаются известными точно, а фактор времени не учитывается. [13]
Большинство управленческих решений является вероятностными. Условия неопределенности возникают из-за недостатка информации при решении новых проблем или тех, которые возникают в быстро меняющейся обстановке. В таком случае перед руководителем есть два пути:
- попытаться восполнить недостаток информации, чтобы снизить новизну и сложность ситуации;
- довериться собственной интуиции. [10]
Когда решение принято окончательно, необходимо его реализовать. Для этого менеджер должен:
- разработать план мероприятий (с учетом оценки времени);
- распределить права и ответственность среди участников;
- отрегулировать отношения подчинения между всеми участниками;
- построить и наладить эффективную коммуникацию;
- встроить в решение механизм получения информации о ходе его выполнения (в его основе лежит система отслеживания отклонений и ошибок);
- составить отчет.
Иногда в процессе реализации необходимо изменять и дорабатывать принятое решение. Это вызвано с тем, что оно стало менее эффективным и перестало соответствовать требованиям. Тогда оно вновь возвращается на первый этап разработки для корректировки. [14]
В зависимости от выполняемых функций и особенностей поведения выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий. Процесс контроля включает четыре стадии: установление норм, сбор данных о результатах, сравнение и оценка итогов, разработка и реализация корректирующего действия. [27]
Для оценки качества принятого решения особое внимание уделяется таким его свойствам как:
- обоснованность (учитываются все факторы и условия его разработки);
- эффективность (соотношение ожидаемого результата и затрат на осуществление задуманного);
- непротиворечивость (согласованность с ранее принятыми решениями);
- правомочность (должно приниматься лицом, имеющим на это право);
- конкретность (содержит план действий);
- простота, ясность, своевременность. [10]
Наряду с этими свойствами большое влияние оказывает жесткость регламентации деятельности подчиненных. Различают три уровня жесткости:
- контурные решения (приблизительная схема действий для подчиненных);
- структурированные решения (параметры жестко закреплены);
- алгоритмические (полностью исключена инициатива подчиненных).
1.4 Краткий вывод по главе 1
Таким образом, эффективное выполнение управленческих функций невозможно осуществить без принятия эффективных управленческих решений. Для этого необходимо знание и понимание теоретических основ процесса. При этом важно уметь оценивать влияние факторов и последствия принятых решений.
Руководитель не может знать все тонкости производства, но это не оправдывает систематическое принятие неэффективных решений на любом предприятии. По сути, главная задача руководителя – организовать слаженную работу профессионалов. Именно они должны принимать активное участие в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Поэтому умение организовать процесс принятия управленческих решений, является ключевым параметром, по которому оценивается эффективность менеджеров высшего звена.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
2.1. Общая классификация методов
Классификацию методов можно осуществить по трем основаниям:
- по месту методов в процессе разработки управленческого решения (исследовательские и инструментальные);
- по методологической базе (количественные и качественные);
- по числу лиц, принимающих решение (групповые и индивидуальные);
- по этапам принятия решений (диагностики, прогнозирования, формирования цели, определения, сравнения альтернатив и выбора решения, моделирования, организации реализации решения, контроля реализации и оценки эффективности). [18]
Формальные (количественные) – предполагают использование математических зависимостей. Это означает, что процедуры выполняются по заданным алгоритмам, они базируются на научном подходе и предполагают выбор решений путем сбора и обработки массивов информации с помощью средств вычислительной техники. [10]
К достоинствам формальных методов относятся:
- четкая структурированность;
- точные значения показателей;
- выборочный анализ.
Главный недостаток этой группы методов – отсутствие возможности учесть человеческий фактор, который не поддается формализации, но является решающим.
Неформальные (качественные) методы выработаны на основе опыта и интуиции, базируются на психологии и логике и не подчиняются математическим зависимостям. [27]
Для решения задач с многообразием критериев невозможно однозначно применить количественные методы. В таких случаях формируются специальные группы экспертов, которые в своих работах используют экспертные методы и оценки. Они являются синтезом формальных и неформальных методов.
Основными преимуществами коллективного метода принято считать меньшую субъективность, перераспределение ответственности, большее число альтернатив. [26]
На качество экспертизы оказывает влияние:
- Состав экспертной комиссии
- Правильная организация процедуры
- Качество экспертной информации (достоверность)
- Точное определение итоговых оценок
- Использование оценок с несколькими критериями
- Использование помощи компьютерных систем.
Кроме требований к опыту работы, необходимо учитывать психологические особенности экспертной группы. Необходимо учитывать такие качества экспертов как:
- компетентность (степень квалификации в данной области знаний);
- креативность (способность решать творческие задачи);
- личное отношение к экспертизе;
- конформизм (подверженность влиянию авторитетов);
- коллективизм и самокритичность. [23]
Основными направлениями применения экспертных оценок являются:
- определение целей;
- прогноз;
- сценарий развития ситуации;
- генерирование вариантов;
- ранжирование (определение рейтингов);
- оценочные системы;
- принятие коллективных решений. [27]
2.2. Неформальные методы разработки
Среди неформальных (качественных) методов разработки и принятия решений выделяют:
- дискуссионные;
- анкетные;
- экспертные. [14]
Дискуссионный метод (фокусированное групповое интервью) – предполагает обсуждение ограниченного числа вопросов в группе людей со схожими признаками. Обсуждение происходит на более глубоком уровне, чем простое межличностное общение, в присутствии модератора. [9]
Метод повышает мотивацию и личную вовлеченность участников, а также способствует развитию инициативы, налаживанию коммуникативных связей, интеллектуальному развитию.
Метод групповой дискуссии позволяет решить задачи:
- Обучения анализу ситуаций (формулировать и решать проблему).
- Умения слушать и высказывать свою точку зрения.
- Моделировать ситуации и развитие событий.
- Демонстрировать многозадачность большинства проблем.
Анкетный метод – основан на оценке ответов на заранее подготовленные вопросы. Вопросы могут подразумевать как короткий, так и обоснованный ответ, подтвержденный фактами. К основным достоинствам анонимного анкетирования относится:
- опрашиваемый не подвержен влиянию авторитетов;
- отсутствие возможности обсуждения на уровне межличностного общения снижает влияние окружающей обстановки;
- полученную информацию удобно обрабатывать качественными методами. [26]
2.3 Формальные методы
К количественным (формальным) методам относится большое спектр методов, опирающихся на математический аппарат (статистические, эконометрические и т.д.). [18]
Первые модели базировались на нормативных теориях и назывались нормативными. К ним относятся:
- модели принятия решений с использованием теории вероятности и математической статистики;
- инновационные игры;
- модели разработки решений на основе теории массового обслуживания.
Содержания процесса разработки решений в этом случае сводится к поиску оптимального решения, наиболее соответствующего заданным критериям. Это осуществляется с помощью сопоставления альтернативных решений, рассчитанных для конкретных условий внешней среды. [27]
Однако нормативные модели не учитывают человеческий фактор, который оказывается решающим на последнем этапе принятия решения.
В противовес нормативным моделям были созданы дескриптивные модели, основанные на теории полезности и риска. Дескриптивная теория основывается на концепции ограниченной рациональности, которая была предложена в трудах лауреата Нобелевской премии по экономике Герберта Саймона. По ее положениям человек принимает не рациональные, а «удовлетворительные» решения на основе упрощенных знаний о действительности:
- с минимумом альтернатив;
- с установлением уровня притязания к последствиям;
- выбирается первая альтернатива, которая удовлетворяет уровню притязаний. [22]
В настоящее время существует три основных подхода к математическому моделированию.
1 группа – на основании теории статистических решений. В них заданы:
- возможное распределение изучаемого процесса;
- пространство возможных окончательных решений;
- стоимость вариантов решений;
- функция возможного убытка для каждого решения.
При таком подходе решения принимаются, исходя из принципа «максимум прибыли – минимум потерь». Для этого оценивается степень риска, по величине которой судят о ценности решения. Учитывает неопределенность среды, риск, выбор. [27]
2 группа – на основании теории полезности. Она основана на индивидуальных предпочтениях и субъективной вероятности наступления событий. Учитывает психологические представления о потребностях человека и мотивации.
3 группа – основано на использовании теории игр. Теория игр – это раздел математики, в котором исследуются модели принятия решений в условиях конфликта, т.е. в условиях столкновения сторон, когда каждая сторона стремится воздействовать на развитие конфликта в своих собственных интересах. При этом решение принимается в условиях неопределенности. [6]
Применяется в условиях конфликтных ситуаций либо при принятии коллективных (совместных) решений. Принцип этой теории – минимакс. Схема описывает принципы принятия решений для ситуаций инновационного характера. Формализации подвергаются правила игры, а не поведение игроков. Учитывает поведение человека в условиях взаимодействия с другими людьми и средой.
Моделирование – метод исследований, в котором все то, на что направлена человеческая деятельность, называется объектом. Разработка методологии ориентирована на способы получения и обработки информации об объектах, существующих вне пределов нашего сознания и взаимодействующих между собой и внешней средой. Общая классификация математических моделей приведена на рис. 2.1 (см. Приложение 1) [22]
Одним из эффективных приемов исследования является динамическое моделирование. Оно представляет собой создание условной математической модели, по которой прослеживаются изменения, происходящие в управляемом объекте. Для этого необходимо:
- определить проблему;
- выявить причинно-следственные связи и их влияние на результат;
- определить количественное выражение этих связей. [27]
Несмотря на сложность работ, их проведение оправдано тем, что:
- суждения руководителей большей частью субъективны;
- проведение экспериментов недопустимо;
- ряд обстоятельств, связанных с реализацией решения нельзя учесть логическим путем;
- действие внешней среды невозможно предугадать;
- положительный эффект на одном участке управления может давать негативный на другом.