Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Глава 2. Анализ применения копинг-стратегий на примере ООО «Ювентис»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Ювентис»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис»
Цель исследования – применение копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис».
Управленческая деятельность руководителя имеет стрессогенный характер. Сложность и многообразие решаемых задач, высокая степень неопределенности, необходимость обработки больших объемов противоречивой информации приводят к росту психической напряженности и обусловливают развитие профессионального стресса. Успешное преодоление и профилактика стресса требуют применения копинг-стратегий, стратегий совладающего поведения, позволяющих руководителям адаптироваться к требованиям ситуации.
Менеджеры высшего уровня ответственны за выработку целей и стратегии организации, координацию деятельности всей компании, ее взаимодействие с внешней средой. Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики компании, связь высшего руководства с исполнителями, информационный обмен и координацию деятельности различных служб и отделов. Низший уровень менеджмента предусматривает непосредственное взаимодействие с исполнителями производственных заданий и сфокусирован на достижении краткосрочных целей в рамках отдельных структурных подразделений.
Специфика управленческой деятельности на различных организационных уровнях влияет и на специфику «трудных», стрессовых ситуаций. На высших уровнях профессиональный стресс в основном связан с высокой ответственностью и рисками при принятии стратегических решений. Стрессовыми факторами для топ-менеджеров выступают жесткий временной график, интеллектуальные перегрузки, большое количество коммуникаций разного уровня. Для руководителей среднего уровня стрессорами являются высокое разнообразие и сложность профессиональных задач, низкая автономия при их решении, отсутствие ясных перспектив карьерного роста. Стрессовые факторы низшего уровня управления в основном связаны с отсутствием контроля над ситуацией, параметры которой задаются вышестоящими уровнями, с дефицитом времени и необходимостью постоянного переключения между разноплановыми задачами.
Особенности перечисленных стрессоров обусловливают и специфические характеристики копинговых стратегий руководителей различных уровней управления. Выявление стратегий совладающего поведения менеджеров высшего, среднего и низшего звена и стало целью исследования.
Выборку составили четыре группы респондентов по 25 человек, уравненных по полу, возрасту (35–46 лет) и образованию (у всех имелось высшее образование). Три группы были образованы руководителями высшего, среднего и низшего уровней, в четвертую группу вошли рядовые сотрудники; сфера деятельности респондентов – IT-технологии.
Диагностика копинг-стратегий проводилась при помощи следующих методик: 1) Опросник совладания со стрессом (COPE)[25], 2) Проактивное совладающее поведение (PCI)[26], 3) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (Шкала SACS), 4) Установление различий в использовании стратегий совладающего поведения осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента.
К числу возможных побочных воздействий отнесен индивидуальный опыт переживания стрессовых ситуаций в недавнем прошлом. Для контроля за данной переменной была применена методика «Измерения стрессонаполненности жизни» Т. Холмса и Р. Райха. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что за последний год ни один респондент не пережил значительных психотравмирующих событий и все участники исследования имеют примерно одинаковые показатели сопротивляемости стрессу.
Попарное сравнение выборок по изучаемым параметрам дало возможность выявить следующие закономерности в использовании копинг-стратегий руководителями различных уровней.
Существуют стратегии совладающего поведения, к которым чаще прибегают руководители всех звеньев управления по сравнению с исполнителями. К ним относятся «активное совладание», «планирование», «проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление». Перечисленные копинги предполагают, во-первых, когнитивную активность, направленную на представление и осмысление возможных шагов по преодолению стрессовой ситуации, а, кроме того, активные, прямые действия для разрешения трудной ситуации и формирования ресурсов для достижения важных целей. Подобные проблемно-ориентированные копинги исследователи оценивают как более продуктивные, поскольку они позитивно связаны с адаптацией, эффективностью деятельности и здоровьем[27]. Следует подчеркнуть, что чем выше уровень руководителя, тем чаще он прибегает к указанным стратегиям преодолевающего поведения.
В то же время к таким неадаптивным копингам, как «концентрация на эмоциях и их активное выражение», «поведенческий уход от проблем», а также «осторожные действия» и «избегание», руководители уровней обращаются реже, чем рядовые сотрудники. Причем с ростом должностного статуса снижается выраженность указанных стратегий совладающего поведения.
Таким образом, мы можем констатировать, что реализация управленческой деятельности способствует применению активных, проблемно-ориентированных копинг-стратегий, позволяющих лучше справиться с затруднительной, стрессовой ситуацией. Данная направленность именно на активные стратегии совладания обусловлена спецификой управленческой деятельности, предполагающей необходимость принятия решений руководителем и ответственность за выполнение таких решений.
Остановимся более подробно на особенностях стратегий совладающего поведения, присущих руководителям на разных уровнях организационного управления. Полученные результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5
Показатели копинг-стратегий у руководителей ООО «Ювентис» различных уровней организационного управления (средние значения)
Копинг-стратегия |
Высшее |
Среднее |
Низшее |
1 |
2 |
3 |
4 |
Активное совладание |
15,12 |
14,12 |
13,12 |
Планирование |
15,32 |
14,26 |
13,64 |
Проактивное преодоление |
48,16 |
45,48 |
42,60 |
Стратегическое планирование |
13,88 |
12,12 |
10,88 |
Ассертивные действия |
24,44 |
19,20 |
18,12 |
Использование инструментальной |
9,40 |
11,64 |
11,12 |
Поиск социальной поддержки |
20,28 |
25,16 |
22,64 |
Концентрация на эмоциях и их активное выражение |
6,80 |
7,80 |
8,80 |
Поведенческий уход от проблемы |
5,08 |
5,84 |
6,24 |
Осторожные действия |
17,08 |
20,44 |
21,00 |
Избегание |
12,40 |
12,56 |
14,64 |
Как видно из табл. 2, руководителям высшего звена в наибольшей мере характерны такие копинги, как «стратегическое планирование», «планирование», «проактивное преодоление», «активное совладание», «ассертивные действия». Различия по этим показателям статистически значимы (t варьировался от 5,677 до 2,078; 0,01 < p < 0,05). Высшие руководители, в наибольшей степени ответственные за выработку кредо организации, ее философию, при возникновении трудностей вынуждены формировать цели, создавать планы, конкретизирующие стратегию и миссию компании. Данная особенность управленческой деятельности топ-менеджеров отражается и на их типичных копинг-стратегиях, предусматривающих выработку обдуманных и обоснованных планов действий. Этим можно объяснить более высокие показатели копингов, характеризующих активное, уверенное поведение в преодолении стрессовых ситуаций (активное совладание, ассертивные действия).
Отметим также, что все значения, приведенные в табл. 2, превышают соответствующие средние показатели, полученные при апробации методик диагностики совладающего поведения и приводимые исследователями в литературе[28]. Данный факт можно трактовать как подтверждающий влияние особенностей управленческой деятельности на специфику копинг-стратегий руководителей.
Если обратиться к анализу копингов руководителей среднего уровня, то можно обнаружить следующее. В деятельности менеджеров среднего уровня по сравнению с другими руководителями чаще актуализируются такие стратегии, как «поиск социальной поддержки» и «использование инструментальной социальной поддержки» (t варьировался от 5,123 до 2,244; 0,01 < p < 0,05). Для руководителей среднего звена особое значение приобретает получение информации, советов и обратной связи от непосредственного социального окружения, поскольку успешная реализация управленческих функций на этом уровне во многом зависит от эффективности информационных потоков и согласованности действий между подразделениями и отделами компании. Обращение к стратегиям социальной поддержки может быть также обусловлено недостаточной степенью самостоятельности в принятии решений и постановке задач.
Стратегии преодолевающего поведения руководителей низшего звена также обнаруживают определенные особенности. По сравнению с вышестоящими менеджерами руководители низового уровня чаще применяют пассивные копинги, в частности «поведенческий уход от проблемы», «осторожные действия», «избегание». Кроме того, менеджеры более низкого статуса активнее используют эмоционально-ориентированные копинги, в том числе «концентрацию на эмоциях и их активное выражение». Различия по этим показателям статистически значимы (t варьировался от 7,122 до 2,190; 0,01 < p < 0,05). Данный факт можно объяснить меньшей свободой действий, которой обладают руководители, находящиеся на низших ступенях организационной иерархии. Их задача – обеспечение оперативного управления и принятие краткосрочных решений, реализующих стратегические и тактические цели, формируемые в высших эшелонах власти.
Выводы ко второй главе
Рассмотрев во второй главе различные виды копинг-стратегий и методы копинг-поведения сотрудников компании ООО « Ювентис», можно сделать вывод, что по мере роста своего должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией, руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации. Например, руководители высшего звена придерживаются активных и проблемно-ориентированных стратегий совладающего поведения. Это часто обусловлено тем, что они несут личную ответственность за решение сложных проблем, судьбу всей организации. Кроме того, именно руководители высшего звена выступают главной моделью в процессе формирования и поддержания организационной культуры.
А вот руководители среднего звена используют стратегии направленные на поиск социальной поддержки. Вызвано это тем, что существуют рамки ограничивающие самостоятельность принимаемых ими решений. Вследствие этого, в поставленных перед ними задачах они стремятся не отклоняться от советов, данных высшим звеном.
Руководители низшего звена больше придерживаются пассивных и эмоционально-ориентированных копинг-стратегий. В принятие решений ведут себя достаточно сдержанно и осторожно. Это объясняется еще большей ограниченностью действий и меньшей свободой выбора, чем у среднего звена.
Исходя из исследований, приведенных во второй главе, видно, что наиболее важным параметром ситуации, который влияет на эффективность стратегий совладающего поведения, является контролируемость. Причем, если проблемно-ориентированные копинги высшего звена наиболее эффективны в контролируемых ситуациях, то эмоционально-ориентированные копинги – в неконтролируемых ситуациях.
Глава 3. Рекомендации по применению копинг-стратегий
Среди факторов эффективности совладающего поведения можно назвать снижение чувства уязвимости к трудностям, повышение адаптивных возможностей человека, адекватное и гибкое реагирование на изменяющиеся условия. По мнению некоторых исследователей, совладающее поведение не обязательно должно быть всегда активным и конструктивным, иногда оно приобретает пассивные формы ухода от ситуации. Тем не менее, ряд авторов придерживаются точки зрения, что неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность[29].
Многими исследователями стратегия избегания проблем рассматривается как неэффективная. Тем не менее, нужно отметить, что желание уйти от разрешения возникших трудностей в некоторых случаях может быть адаптивной реакцией. Это касается, например, конфликтных ситуаций, когда активное поведение в возникших обстоятельствах может только усугубить ситуацию и привести к еще большим негативным последствиям. Поэтому стратегия избегания также может являться адаптивной. Тем не менее, в случае длительных конфликтов она будет непродуктивной. По мнению К. Накано, применение неадаптивных вариантов копинг-стратегий приводит к избеганию проблем, и они направлены не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения[30].