Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Глава 2. Анализ применения копинг-стратегий на примере ООО «Ювентис»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Ювентис»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис»
Более того, очень часто не сами трудные ситуации являются факторами, оказывающими негативное воздействие на психологическое и физическое здоровье человека, а применение неадаптивных, неэффективных стратегий совладания.
Существуют исследования, подтверждающие эффективность использования когнитивных, поведенческих и эмоциональных копинг-стратегий. Например, использование когнитивных стратегий повышает у человека ощущение степени контроля над ситуацией и, как следствие, снижает уровень отрицательных эмоций. Частое использование эмоциональных стратегий связано с увеличением симптомов тревожных и депрессивных состояний. Индивиды, прибегающие к адаптивным поведенческим стратегиям, которые выражаются в активном разрешении проблем, легче адаптируются к меняющимся условиям[31].
Е. И. Рассказова и Т. О. Гордеева отмечают, что к наиболее адаптивным копингам относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации[32].
Тем не менее, на наш взгляд, использование эмоциональных стратегий для совладания с трудной ситуацией также может являться эффективной тактикой поведения. В некоторых случаях более правильным оказывается первоначальный эмоциональный ответ на возникшие обстоятельства, позволяющий избавиться от накопившихся негативных эмоций, а уже затем совершение конкретных действий по разрешению трудностей.
Необходимо подчеркнуть, что, хотя выделенные типы копинг-стратегий рассматриваются в основном раздельно, в реальной ситуации они могут переходить друг в друга в зависимости от их актуальности в каждый конкретный момент времени. В самом начале совладания с трудностями, когда человек только сталкивается с проблемой, он мобилизует все свои ресурсы и стремится применять проблемно-ориентированные стратегии. Если же это не приносит ему успеха, может повыситься уровень тревожности, фрустрации, и человек перейдет к эмоционально-ориентированным стратегиям[33].
Нужно отметить, что однозначного решения проблема эффективности совладающего поведения пока не получила. Согласно одной из точек зрения, она обеспечивается одновременным наличием у человека множества стратегий совладания при условии их гибкого применения к различным ситуациям. Вторая точка зрения акцентирует наличие устойчивого совладающего репертуара, отражающего прошлый опыт столкновения человека с трудностями и практически не меняющегося от ситуации к ситуации[34].
Кроме того, важно отметить, что совладающее поведение не может быть оторвано от социального контекста и условий, в котором оно протекает. Мобилизация социальных ресурсов увеличивает эффективность копинг-стратегий[35].
Выводы к третьей главе
Так как копинг-стратегии все-таки выступают в роли собирательного понятия, в которое входят различные модели стратегий направленные на преодоление стрессовых ситуации, то применение сразу нескольких разных стратегий совладания будет более эффективным, чем выбор только одной из них.
В зависимости от ситуации, возникшей проблемы и реакции на нее, человек определяет, сможет ли он, справится самостоятельно с проблемами или ему потребуется поддержка окружающих. Следует также учитывать такой факт, что переживаемые эмоции – это следствие какой-то стрессовой ситуации. Следовательно, можно использовать либо проблемно-ориентированные стратегии, которые будут направлены на преодоление самого источника стресса, либо придерживаться эмоционально-ориентированных стратегий, соответственно которые будут направлены на преодоление эмоционального возбуждения.
Нужно так же понимать, что одна и та же стратегия копинга может быть реализована как эффективно, так и неэффективно.
Применение различных моделей копинг-стратегий вместе с эмпирическими подходами к исследованию помогут найти продуктивное решение для поставленных задач.
Заключение
Копинг (совладание) – это обобщенное понятие, которое включает в себя поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, направленные им для преодоления стрессовых ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Рассматривая копинги в целом, можно прийти к выводу, что они сами по себе представляют изменчивые процессы, которые не всегда выражаются в активной и конструктивной модели поведения, и могут выступать также в пассивной форме ухода от ситуации.
Копинг-стратегии, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации, относятся к адаптивным и считаются наиболее эффективными. Хотя в некоторых случаях, например, не контролируемых ситуациях, применение эмоционально-ориентированных копингов может выступить также вполне эффективной тактикой поведения.
Во второй главе практические аспекты применения копинг-стратегий были исследованы на базе компании ООО «Ювентис». Целью исследования было выявление стратегий совладающего поведения руководителей высшего, среднего и низшего звена.
Выборку составили четыре группы респондентов по 25 человек, уравненных по полу, возрасту (35–46 лет) и образованию (у всех имелось высшее образование). Три группы были образованы руководителями высшего, среднего и низшего уровней, в четвертую группу вошли рядовые сотрудники.
Диагностика копинг-стратегий проводилась при помощи следующих методик: опросник совладания со стрессом (COPE), проактивное совладающее поведение (PCI), стратегии преодоления стрессовых ситуаций (шкала SACS) и установление различий в использовании стратегий совладающего поведения, которое осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента.
Исследование позволило сделать следующие выводы:
- по мере роста своего должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией, руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации;
- руководители среднего звена используют стратегии, направленные на поиск социальной поддержки, и ориентируются по советам выше стоящего звена;
- руководители низшего звена ведут себя достаточно осторожно и больше придерживаются пассивных и эмоционально-ориентированных копинг-стратегий;
В то же время в исследованиях указывается, что контролируемость – это важнейший параметр ситуации, влияющий на эффективность стратегий совладающего поведения. Причем, проблемно-ориентированные копинги более эффективны в контролируемых ситуациях, а эмоционально-ориентированные – в неконтролируемых.
Вследствие этого, при осуществлении управленческой деятельности, компании ООО «Ювентис», чаще всего следует придерживаться активных, проблемно-ориентированных стратегий совладающего поведения, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Это позволит им быстрее адаптироваться в сложных ситуациях. При принятии краткосрочных решений на уровне низшего звена, можно придерживаться эмоционально-ориентированных стратегий, в зависимости от сложности ситуации и эмоциональной напряженности.
Делая обобщенный вывод из рассмотренных в курсовой работе копинг-стратегий и моделей копинг-поведения, становится видно, что наиболее эффективным является не только использование всех стратегий, но также и гибкость их применения. Следовательно, применение различных копингов, в зависимости от конкретных ситуаций, даёт возможность справится со стрессом гораздо быстрее, чем если придерживается только одной стратегии.
Список литературы
- Аручиди Н. А. Адаптивные копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида // Академический журнал Западной Сибири. - Тюмень: М- центр, 2012. - № 5. - 8-9 c.
- Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 1. Выпуск 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/ 2009n1-3/54-belinskaya3 (дата обращения 26.12.2016)
- Будницкий А. А., Левкова Е. А. Копинг-стратегии как проблема современной психологии // Научные труды SWorld. – Одесса: Куприенко С.В., 2014. - №6. Т.18. - 10-17 с.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб: Питер, 2009. – 47 с.
- Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000. – 35 с.
- Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2005. - № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazine. mospsy.ru /nomer 12 /s11.shtml (дата обращения 23.12.2016)
- Процукович Е. П. Взаимосвязь копинг-стратегий с субъективным благополучием // Наука и современность. - 2011. - № 14. - 132-136 с.
- Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2011. - №3. Выпуск 17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n 3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (дата обращения 24.12.2016)
- Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - №1. Т.10. - 82–118 с.
- Сухова Е. В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1. - 76-83 с.
Приложение
Приложение 1
Опросник для выявления стрессогенных ситуаций
Оцените предложенные ситуации по 5-балльной шкале, где 5 баллов – самый высокий уровень стрессогенности ситуации, 1 балл – самый низкий
Ситуация |
Оценка стрессогенности |
1. Ситуации, связанные с установлением контакта |
|
Необходимость начать разговор с новым человеком |
|
Представление новому человеку |
|
Ответы на вопросы |
|
Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма, для того, чтобы установить контакт |
|
Во время установления контакта вы видите, что ваш собеседник не проявляет заинтересованности и инициативы |
|
Вы опоздали на встречу |
|
2. Ситуации, связанные с возражение клиента |
|
Звонок от клиента, с которым не так давно была совершена сделка |
|
Клиент говорит вам, что он недоволен результатами вашей работы |
|
Претензии со стороны клиента |
|
Упреки со стороны клиента |
|
Обвинения со стороны клиента в некомпетентности |
|
Угрозы со стороны клиента |
|
Грубость и несдержанность клиента |
|
Во время общения с клиентом возникает сильный конфликт, который не разрешается до окончания разговора |
|
Ситуация, когда вы понимаете, что из-за вашего непрофессионализма вы подвели клиента |
|
Во время переговоров неверно определены параметры заказа. Заказчик говорит, что ожидал другого |
|
Клиент выявил факт, который вы хотели от него скрыть |
|
3.Ситуации, связанные с выполнением должностных обязанностей |
|
Ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения |
|
Опоздания на работу, отсутствие на рабочем месте, частые |
|
Необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения |
|
Нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя |
|
Сбои в работе из-за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия |
|
Грубость и несдержанность коллег |
|
Вам поручили работу, которую до этого вы не выполняли |
|
Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма для выполнении порученной работы |
|
Вы приходите на работу, а вас беспокоят нерешенные проблемы в личной сфере |
|
По окончании работы вы понимаете, что ее результативность намного ниже той, которую вы ожидали |
|
Вы опоздали на работу |
|
Вы обязательно должны быть на работе, но случилось событие, которое не позволяет вам это сделать |
|
Вы понимаете, что у вас наступает пресыщение работой |
|
Вы потеряли важный документ |
|
Вы вспомнили, что не позвонили важному клиенту |
|
Вы вспомнили, что не выполнили важную работу |
|
Ситуации, связанные с возникновением конфликтных ситуаций |
|
Конфликт с руководителем |
|
Конфликт с коллегой |
|
Конфликт с подчиненным |
|
Конфликт с работниками других подразделений |
|
Конфликт с клиентом |
|
Ситуации, возникающие при взаимодействии с руководителем |
|
Руководитель говорит вам, что он недоволен результатами вашей работы |
|
Руководитель демонстративно высказывает свое несогласие с вами и недовольство |
|
Вам кажется, что руководитель стал к вам хуже относиться, хотя причины такой ситуации вам не известны |
|
Руководитель стал к вам хуже относиться, и вы знаете почему |
|
Вы понимаете, что цели руководителя расходятся с тем, что, на ваш взгляд, нужно делать, но руководитель настаивает на своем |
|
Во время переговоров неверно выявлена цель. По итогам работы руководитель говорит, что ожидал другого |
|
Вас вызывают в кабинет руководителя, вы не знаете зачем |
|
Вас вызывают в кабинет руководителя, вы знаете, что будет неприятный разговор |
|
Вы хотели пораньше уйти с работы и вас заметил руководитель |
|
Руководитель заметил ошибку в вашей работе, которую вы тщательно скрывали |
|
Вас досрочно вызвали из отпуска |
|
Ситуации, связанные при взаимодействии с коллегами |
|
Коллега говорит вам, что вы некомпетентны |
|
Коллеги демонстративно высказывают свое несогласие с вами и недовольство |
|
Вам кажется, что по отношению к вам возникает сильное сопротивление коллег, причины которого вам не ясны |
|
Коллега сказал вам, что общение с вами ему не интересно |
|
В личной жизни (семье) коллеги произошло несчастье |
|
Вы понимаете, что вам надоело общаться с коллегами |
|
В ваш коллектив пришел неприятный на первый взгляд человек |
|
В ваш коллектив пришел человек, с которым вы знакомы и ваши отношения негативные |
|
Ваш коллега постоянно болеет, вам приходится выполнять часть его работы |
|
Ваш коллега постоянно допускает ошибки в работе, что приводит к неопределенностям и ошибкам в вашей работе |
|
Вы совершили ошибку и подвели коллегу |
|
Вы случай услышали, как коллега нелицеприятно отзывается о вас |
|
Ситуации, вызванные неблагоприятными условиями труда |
|
В помещении, в котором выработаете холодно |
|
В помещении, в котором вы работаете душно и жарко |
|
У вас сломался компьютер на рабочем месте |
|
В работе Интернет постоянно происходят сбои |
|
На вашем рабочем месте неудобная мебель |
|
Столовая, в которую вы ходите обедать, закрылась |
|
Во время работы возникают сбои в техническом обеспечении (не хватает необходимых материалов для работы, отсутствует интернет или телефонная связь) |
|
Ситуации, связанные с мотивацией труда |
|
Вам не выплатили премию |
|
За текущий месяц вы получили меньше, чем за предыдущий |
|
Размер вашей премии оказался ниже, чем у коллеги |
|
При утверждении новых окладов ваш оклад оказался ниже, чем вы рассчитывали |
|
Руководство не поздравило вас с днем рождения, хотя раньше поздравляло |
|
Трудности в выявлении потребностей клиентов |
|
Вы не понимаете суть требований клиента |
|
Вам кажется, что клиент чем-то недоволен, хотя он и не высказывает претензий |
|
По непонятной вам причине клиент отказался от дальнейшего сотрудничества |
|
Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма, чтобы выявить потребности клиента (задаете неточные вопросы, плохо знаете обсуждаемый предмет) |
|
Во время общения с клиентом вы видите, что он не проявляет заинтересованности и инициативы |
|
Клиент говорит, что ваша работа его не устраивает и продолжать сотрудничать он не собирается |
Какая ситуация, на ваш взгляд, является самой стрессогенной в вашей работе?
Какая ситуация повергает в стресс ваших коллег, но не производит впечатления на вас?
Приложение 2
Опросник для выявления способов и приемов оптимизации
функциональных состояний на рабочем месте
Отметьте, какие способы и приемы вы применяете для оптимизации своего состояния на рабочем месте
№ |
Способы и приемы |
Частота использования |
||
Не применяют |
Иногда |
Часто |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Использую микроперерывы, чтобы посидеть несколько мгновений спокойно с закрытыми глазами |
|||
2 |
Поливаю цветы, ухаживаю за ними |
|||
3 |
Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чаю, кофе |
|||
4 |
Выполняю определенную последовательность действий как ритуал, помогающий мне оптимизировать мое состояние |
|||
5 |
Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо |
|||
6 |
Не отрываясь от работы, съедаю что-нибудь приятное (конфетку, печенье) |
|||
7 |
Кормлю рыбок, наблюдаю за ними |
|||
8 |
Использую небольшие паузы в работе для того, чтобы поиграть на компьютере |
|||
9 |
Принимаю легкие успокаивающие средства (например, настои трав, таблетки, гомеопатические средства) |
|||
10 |
Выпускаю пар, разговаривая |
|||
11 |
Делаю перекуры |
|||
12 |
Использую психологические приемы саморегуляции состояния, релаксации |
|||
13 |
Делаю упражнения дыхательной гимнастики (успокаивающие либо тонизирующие по мере необходимости) |
|||
14 |
Использую микропаузу, чтобы повторить про себя какую-либо фразу, текст, позволяющую мне собраться |
|||
15 |
Слушаю радио, слушаю музыку |
|||
16 |
Использую специальные приемы |
|||
17 |
Через окно наблюдаю за тем, что происходит на улице |
|||
18 |
Вспоминаю что-нибудь смешное |
|||
19 |
Занимаюсь гимнастикой (выполняю несложные физические упражнения) |
|||
20 |
Без особой необходимости «навожу» дополнительный порядок в своих компьютерных файлах |
|||
21 |
Сосредотачиваю внимание на компьютерных заставках (или на фоторепродукциях) с видами природы, пейзажами. |
|||
22 |
Делаю небольшие перерывы для чтения (газет, журналов) |
|||
23 |
Пишу SMS-сообщения, письма друзьям по электронной почте |
|||
24 |
Стараюсь выкроить время, чтобы побыть наедине с собой |
|||
25 |
Читаю молитвы |
|||
26 |
Стараюсь использовать перерыв для прогулки на свежем воздухе |
|||
27 |
Хожу взад-вперед по комнате, по коридору |
|||
28 |
Волевым усилием заставляю себя работать |
|||
29 |
Использую возможности Интернета |
|||
30 |
Переставляю предметы на своем рабочем месте без какой-либо специальной задачи |
|||
31 |
Мысленно представляю себя в каком-либо месте, приятном для отдыха и восстановления сил |
|||
32 |
Принимаю алкогольные напитки |
|||
33 |
Использую перерывы для разгадывания кроссвордов, раскладки пасьянсов |
|||
34 |
Выполняю приемы самомассаж |
|||
35 |
Вспоминаю себя в том состоянии, когда мне все удается |
|||
36 |
Занимаюсь своим внешним видом |
|||
37 |
Ругаюсь про себя |
|||
33 |
Хожу «за компанию» в буфет, столовую |
|||
39 |
Звоню друзьям, знакомым |
|||
40 |
Стараюсь использовать небольшие перерывы, чтобы немного подремать |