Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения

Интерес исследователей к проблеме совладающего поведения привел к тому, что за последние два десятилетия появилось около двух десятков опросников и методик, предлагающих свой вариант диагностики копинг-стратегий.

При разработке данного рода методик исследователи сталкиваются с рядом проблем. Основными из них являются сложности в понимании выбора копинг-стратегии либо в качестве стиля поведения, либо в качестве ситуативного процесса, а также отсутствие однозначной, разделяемой большинством авторов, классификации копингов.

Наиболее используемыми в современных российских исследованиях методиками, определяющими совладающее поведение, являются следующие опросники.

  1. «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк. Он обозначает восемь типов копинг-поведения: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка и принятие ответственности.
  2. Опросник Н. Эндлера и Д. Паркера, адаптированный Т. А. Крюковой. Он позволяет определить три вида копинг-стратегий: копинг, ориентированный на задачу, на эмоции и на избегание.
  3. Методика «Опросник совладания со стрессом» Ч. Карвера и М. Шейера, выявляющая характерологическую и ситуационную формы копинг-поведения.
  4. Методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий преодоления стресса», адаптированная В. М. Ялтонским. Она выявляет три группы копинг-стратегий: действия, направленные на разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание.
  5. Опросник С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», адаптированный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, предлагающий многоосевую модель «поведения преодоления»[20].
  6. Методика Э. Хайма «Способы преодоления трудных ситуаций», предложенная им в 1988 г. и адаптированная на российской выборке. Она позволяет оценить не только варианты копинг-стратегий — когнитивный, поведенческий и эмоциональный, но и степень их адаптивности — адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный копинг.

Важно отметить, что большая часть опросников, исследующих совладающее поведение, помимо того, что они делают это ретроспективно, дают возможность для выявления предпочтений личности в выборе способов совладания в целом, безотносительно к конкретным жизненным ситуациям. В этой связи возникает вопрос, всегда ли человек отдает предпочтение какой-то одной стратегии совладания или он выбирает разные тактики в зависимости от характера трудной ситуации, в которой находится. Таким образом, на наш взгляд, при проведении исследований, направленных на оценку копинг-поведения в определенных обстоятельствах — стрессовых, кризисных, конфликтных, учебных, ситуациях оценки, потери работы, преодоления болезни, проблем в семейных взаимоотношениях, в инструкции к методике необходимо сначала давать само описание ситуации, совладающее поведение в которой предлагается оценить респонденту. Более того, количественные исследования копинг-поведения целесообразнее дополнять результатами, полученными с помощью качественных методов, например интервью.


2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Ювентис»

Компания «Ювентис» пришла на российский рынок в 1999 г. На сегодняшний день – это бюджетообразующее предприятие Ногинского района. Удельный вес промышленного производства предприятия составляет 55% от общего объема производства, производимого крупными и средними предприятиями Ногинского района.

В исследовании стрессовых ситуаций приняло участие 104 сотрудника предприятия в возрасте от 19 до 51 года, стаж работы которых варьирует от 1 года до 17 лет.

Для выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, был использован опросник, который содержал 80 пунктов (из них 2 открытых), касающихся трудных ситуаций (Приложение 1). Трудные ситуации в опроснике подразделялись на 9 блоков: «ситуации, связанные с установлением контакта»; «ситуации, связанные с работой с возражениями клиентов»; «ситуации, связанные с выполнением должностных обязанностей»; «ситуации, связанные с возникновением конфликтных ситуаций»; «ситуации, возникающие при взаимодействии с руководителем»; «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами»; «ситуации, вызванные неблагоприятными условиями труда»; «ситуации, связанные с мотивацией труда»; «трудности в выявлении потребностей клиента». Оценка уровня стресса осуществлялась по пятибалльной шкале, где пятью баллами отмечался высокий уровень стрессогенности ситуации, одним баллом - низкий.

При исследовании профессиональных стрессовых ситуаций были получены следующие данные (рис. 1).

Рис. 1. Результаты выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками ООО «Ювентис» как стрессогенные[21]

Наиболее высокий уровень стресса сотрудниками предприятия отмечается в блоке ситуаций, связанных с установлением контакта с клиентами (средний балл - 4,4). Таким образом, большинство сотрудников предприятия испытывают серьезные затруднения при общении с клиентами; начинают волноваться, когда клиент начинает задавать много вопросов.

Как ситуации, обладающие средним уровнем стресса, сотрудниками предприятия указываются ситуации, связанные с возражениями клиентов (3,6); связанные с выполнением должностных обязанностей (3,4); связанные с возникновением конфликтов (3,3).


Ситуациями с низким уровнем стресса, согласно представлениям сотрудников предприятия, являются следующие: возникающие при взаимодействии с руководителем (2,2); возникающие при взаимодействии с коллегами (2,1); вызванные неблагоприятными условиями труда (2,1); связанные с мотивацией труда (1,9); трудности в выявлении потребностей клиента (1,6).

Для анализа возможностей индивидуальной системы саморегуляции функционального состояния было проведено исследование способов и приемов, которые используют сотрудники «на рабочем месте» в течение рабочего дня (Приложение 2).

Изучение способов управления функциональным состоянием показало, что все работники, безусловно, прибегают к тем или иным способам и приемам оптимизации функционального состояния, восстановления работоспособности, отдыха и подъема настроения в часы работы. Бесспорные приоритеты по всей выборке принадлежат таким доступным и типичным способам психологической поддержки, как: 1) чаепитие, кофепитие во время коротких рабочих перерывов, часто — в непосредственной близости от рабочего места, 2) разговоры и обмен шутками с коллегами, 3) воспоминания о чем-нибудь смешном, 4) прослушивание музыки (см. таблицу 2).

Таблица 2

Процент обследованных, использующих доступные на рабочем месте способы и приемы оптимизации функциональных состояний сотрудников ООО «Ювентис» [22]

Способы и приемы
оптимизации функциональных состояний

Частота использования

Не применяют

Иногда

Часто

1

2

3

4

5

1

Использую микроперерывы, чтобы посидеть несколько мгновений спокойно с закрытыми глазами

45

50

5

2

Поливаю цветы, ухаживаю за ними

43

42

15

3

Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чаю, кофе

3

65

32

4

Выполняю определенную последовательность действий как ритуал, помогающий мне
оптимизировать мое состояние

69

25

6

5

Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо

4

45

51

6

Не отрываясь от работы, съедаю что-нибудь приятное (конфетку, печенье)

33

53

14

7

Кормлю рыбок, наблюдаю за ними

93

2

5

8

Использую небольшие паузы в работе для того, чтобы поиграть на компьютере

88

11

1

9

Принимаю легкие успокаивающие средства (например, настои трав, таблетки, гомеопатические средства)

75

23

2

10

Выпускаю пар, разговаривая
на повышенных тонах

58

40

2

11

Делаю перекуры

69

26

5

12

Использую психологические приемы саморегуляции состояния, релаксации

84

15

1

13

Делаю упражнения дыхательной гимнастики (успокаивающие либо тонизирующие по мере необходимости)

87

13

-

14

Использую микропаузу, чтобы повторить про себя какую-либо фразу, текст, позволяющую мне собраться

68

29

3

15

Слушаю радио, слушаю музыку

53

22

25

16

Использую специальные приемы
сосредоточения внимания

75

21

4

17

Через окно наблюдаю за тем, что происходит на улице

36

52

12

18

Вспоминаю что-нибудь смешное

30

54

16

19

Занимаюсь гимнастикой (выполняю несложные физические упражнения)

69

29

2

20

Без особой необходимости «навожу» дополнительный порядок в своих компьютерных файлах

53

40

7

21

Сосредотачиваю внимание на компьютерных заставках (или на фоторепродукциях) с видами
природы, пейзажами.

56

43

1

22

Делаю небольшие перерывы для чтения (газет, журналов)

59

37

4

23

Пишу SMS-сообщения, письма друзьям по электронной почте

82

15

3

24

Стараюсь выкроить время, чтобы побыть наедине с собой

66

30

4

25

Читаю молитвы

91

9

26

Стараюсь использовать перерыв для прогулки на свежем воздухе

68

24

8

27

Хожу взад-вперед по комнате, по коридору

72

27

1

28

Волевым усилием заставляю себя работать

30

54

16

29

Использую возможности Интернета

93

4

3

30

Переставляю предметы на своем рабочем месте без какой-либо специальной задачи

58

40

2

31

Мысленно представляю себя в каком-либо месте, приятном для отдыха и восстановления сил

45

47

8

32

Принимаю алкогольные напитки

77

22

1

33

Использую перерывы для разгадывания кроссвордов, раскладки пасьянсов

76

22

2

34

Выполняю приемы самомассаж

67

30

3

35

Вспоминаю себя в том состоянии, когда мне все удается

55

40

5

36

Занимаюсь своим внешним видом
(поправляю прическу)

30

62

8

37

Ругаюсь про себя

40

50

10

38

Хожу «за компанию» в буфет, столовую

72

26

2

39

Звоню друзьям, знакомым

41

46

13

40

Стараюсь использовать небольшие перерывы, чтобы немного подремать

87

13

-


Интересно, что также достаточно широко распространен такой «способ отдыха», как волевое усилие для продолжения работы.

Можно констатировать, что большинство сотрудников применяют «на рабочем месте» вполне традиционные способы организации и заполнения микроперерывов в работе. Эффективность данных способов весьма спорна, поскольку сами по себе чаепитие и обмен шутками с коллегами не могут помочь человеку в полной мере отреагировать на негативные эмоциональные состояния, преобразовать свое отношение к неблагоприятным факторам трудовой деятельности (например, к эмоционально насыщенным контактам с клиентами). При этом те способы и средства саморегуляции, которые действительно направлены на оптимизацию текущего функционального состояния (в частности, приемы психологической саморегуляции), применяются работниками крайне редко.

Интересно проанализировать возможную организационную специфику выбора способов и приемов оптимизации функциональных состояний. В таблице 3 представлены данные о наиболее частых и наиболее редких способах регуляции состояния.

Таблица 3

Наиболее и наименее часто используемые средства

оптимизации функциональных состояний во время работы сотрудников ООО «Ювентис» [23]

НАИБОЛЕЕ

часто используемые средства
оптимизации состояния во время работы

НАИМЕНЕЕ

часто используемые средства
оптимизации состояния во время работы

1

2

Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо (100%)

Читаю молитвы (13,2%)

Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чая, кофе (97,4%)

Принимаю алкогольные напитки (15,8%)

Слушаю радио, слушаю музыку (73,7%)

Делаю упражнения дыхательной гимнастики (18,4%)

Представленные в таблице 3 факты заставляют предположить, что, несмотря на общие особенности приоритетов в выборе способов и приемов саморегуляции функциональных состояний на рабочем месте, есть отличия в типе способов саморегуляции, которые используются реже всего.

Дальнейший статистический анализ позволил выявить и другие отличия в предпочитаемых способах оптимизации состояния на рабочем месте (см. таблицу 4).

Таблица 4


Показатели частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте сотрудниками ООО «Ювентис» [24]

Способы оптимизации состояния

Среднее значение

Использование компьютерных и информационных технологий

20

Наведение порядка в компьютерных файлах (без особой необходимости)

2,00

23

SMS и электронные письма друзьям

1,47

21

Сосредоточение внимания на компьютерных заставках

1,68

29

Использование возможностей Интернета

1,26

8

Игра на компьютере

1,29

Способы оптимизации «без обращения к коллегам»

37

Ругань «про себя»

2,18

15

Прослушивание музыки

2,45

4

Последовательность действий как ритуал

1,71

17

Наблюдение через окно за происходящим на улице

2,08

24

Микроперерывы для того, чтобы побыть наедине с собой

1,61

36

Приведение в порядок внешнего вида

1,95

12

Психологические приемы саморегуляции, релаксации

1,29

27

Хождение взад-вперед

1,42

30

Перестановка предметов на рабочем столе

1,58

31

Мысленное представление себя в приятном для отдыха месте

1,79

Социальные коммуникации

10

Разговор на повышенных тонах

1,63

за

Поход «за компанию» в буфет

1,47

В таблице 4 способы оптимизации функциональных состояний, отличающиеся по частоте предпочтений у сотрудников, сгруппированы по содержательным признакам (использование информационных технологий; способы саморегуляции «наедине с собой», социальные коммуникации).

Дать однозначную интерпретацию полученным сведениям достаточно сложно. Все же можно объяснить различия в обращениях к информационным и компьютерным технологиям. Скорее всего, данные факты связаны с существенными отличиями в возможностях большинства сотрудников использовать компьютер не только как рабочее оборудование, но и как средство саморегуляции состояния. За последние годы компьютер становится привычным объектом не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом. Развитие и широкое внедрение информационных и компьютерных технологий в рабочий процесс и привычное восприятие компьютера как многофункционального средства способствует его использованию для отдыха, восстановления сил и подъема настроения.