Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 291

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более того, очень часто не сами трудные ситуации являются факторами, оказывающими негативное воздействие на психологическое и физическое здоровье человека, а применение неадаптивных, неэффективных стратегий совладания.

Существуют исследования, подтверждающие эффективность использования когнитивных, поведенческих и эмоциональных копинг-стратегий. Например, использование когнитивных стратегий повышает у человека ощущение степени контроля над ситуацией и, как следствие, снижает уровень отрицательных эмоций. Частое использование эмоциональных стратегий связано с увеличением симптомов тревожных и депрессивных состояний. Индивиды, прибегающие к адаптивным поведенческим стратегиям, которые выражаются в активном разрешении проблем, легче адаптируются к меняющимся условиям[31].

Е. И. Рассказова и Т. О. Гордеева отмечают, что к наиболее адаптивным копингам относятся стратегии, направленные непосредственно на разрешение проблемной ситуации[32].

Тем не менее, на наш взгляд, использование эмоциональных стратегий для совладания с трудной ситуацией также может являться эффективной тактикой поведения. В некоторых случаях более правильным оказывается первоначальный эмоциональный ответ на возникшие обстоятельства, позволяющий избавиться от накопившихся негативных эмоций, а уже затем совершение конкретных действий по разрешению трудностей.

Необходимо подчеркнуть, что, хотя выделенные типы копинг-стратегий рассматриваются в основном раздельно, в реальной ситуации они могут переходить друг в друга в зависимости от их актуальности в каждый конкретный момент времени. В самом начале совладания с трудностями, когда человек только сталкивается с проблемой, он мобилизует все свои ресурсы и стремится применять проблемно-ориентированные стратегии. Если же это не приносит ему успеха, может повыситься уровень тревожности, фрустрации, и человек перейдет к эмоционально-ориентированным стратегиям[33].

Нужно отметить, что однозначного решения проблема эффективности совладающего поведения пока не получила. Согласно одной из точек зрения, она обеспечивается одновременным наличием у человека множества стратегий совладания при условии их гибкого применения к различным ситуациям. Вторая точка зрения акцентирует наличие устойчивого совладающего репертуара, отражающего прошлый опыт столкновения человека с трудностями и практически не меняющегося от ситуации к ситуации[34].


Кроме того, важно отметить, что совладающее поведение не может быть оторвано от социального контекста и условий, в котором оно протекает. Мобилизация социальных ресурсов увеличивает эффективность копинг-стратегий[35].

Выводы к третьей главе

Так как копинг-стратегии все-таки выступают в роли собирательного понятия, в которое входят различные модели стратегий направленные на преодоление стрессовых ситуации, то применение сразу нескольких разных стратегий совладания будет более эффективным, чем выбор только одной из них.

В зависимости от ситуации, возникшей проблемы и реакции на нее, человек определяет, сможет ли он, справится самостоятельно с проблемами или ему потребуется поддержка окружающих. Следует также учитывать такой факт, что переживаемые эмоции – это следствие какой-то стрессовой ситуации. Следовательно, можно использовать либо проблемно-ориентированные стратегии, которые будут направлены на преодоление самого источника стресса, либо придерживаться эмоционально-ориентированных стратегий, соответственно которые будут направлены на преодоление эмоционального возбуждения.

Нужно так же понимать, что одна и та же стратегия копинга может быть реализована как эффективно, так и неэффективно.

Применение различных моделей копинг-стратегий вместе с эмпирическими подходами к исследованию помогут найти продуктивное решение для поставленных задач.

Заключение

Копинг (совладание) – это обобщенное понятие, которое включает в себя поведенческие, когнитивные и эмоциональные действия человека, направленные им для преодоления стрессовых ситуаций и адаптации к возникшим обстоятельствам. Рассматривая копинги в целом, можно прийти к выводу, что они сами по себе представляют изменчивые процессы, которые не всегда выражаются в активной и конструктивной модели поведения, и могут выступать также в пассивной форме ухода от ситуации.

Копинг-стратегии, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации, относятся к адаптивным и считаются наиболее эффективными. Хотя в некоторых случаях, например, не контролируемых ситуациях, применение эмоционально-ориентированных копингов может выступить также вполне эффективной тактикой поведения.


Во второй главе практические аспекты применения копинг-стратегий были исследованы на базе компании ООО «Ювентис». Целью исследования было выявление стратегий совладающего поведения руководителей высшего, среднего и низшего звена.

Выборку составили четыре группы респондентов по 25 человек, уравненных по полу, возрасту (35–46 лет) и образованию (у всех имелось высшее образование). Три группы были образованы руководителями высшего, среднего и низшего уровней, в четвертую группу вошли рядовые сотрудники.

Диагностика копинг-стратегий проводилась при помощи следующих методик: опросник совладания со стрессом (COPE), проактивное совладающее поведение (PCI), стратегии преодоления стрессовых ситуаций (шкала SACS) и установление различий в использовании стратегий совладающего поведения, которое осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

  • по мере роста своего должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией, руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации;
  • руководители среднего звена используют стратегии, направленные на поиск социальной поддержки, и ориентируются по советам выше стоящего звена;
  • руководители низшего звена ведут себя достаточно осторожно и больше придерживаются пассивных и эмоционально-ориентированных копинг-стратегий;

В то же время в исследованиях указывается, что контролируемость – это важнейший параметр ситуации, влияющий на эффективность стратегий совладающего поведения. Причем, проблемно-ориентированные копинги более эффективны в контролируемых ситуациях, а эмоционально-ориентированные – в неконтролируемых.

Вследствие этого, при осуществлении управленческой деятельности, компании ООО «Ювентис», чаще всего следует придерживаться активных, проблемно-ориентированных стратегий совладающего поведения, особенно по отношению к молодым сотрудникам. Это позволит им быстрее адаптироваться в сложных ситуациях. При принятии краткосрочных решений на уровне низшего звена, можно придерживаться эмоционально-ориентированных стратегий, в зависимости от сложности ситуации и эмоциональной напряженности.

Делая обобщенный вывод из рассмотренных в курсовой работе копинг-стратегий и моделей копинг-поведения, становится видно, что наиболее эффективным является не только использование всех стратегий, но также и гибкость их применения. Следовательно, применение различных копингов, в зависимости от конкретных ситуаций, даёт возможность справится со стрессом гораздо быстрее, чем если придерживается только одной стратегии.


Список литературы

  1. Аручиди Н. А. Адаптивные копинг-стратегии и эффективное функционирование индивида // Академический журнал Западной Сибири. - Тюмень: М- центр, 2012. - № 5. - 8-9 c.
  2. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 1. Выпуск 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/ 2009n1-3/54-belinskaya3 (дата обращения 26.12.2016)
  3. Будницкий А. А., Левкова Е. А. Копинг-стратегии как проблема современной психологии // Научные труды SWorld. – Одесса: Куприенко С.В., 2014. - №6. Т.18. - 10-17 с.
  4. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб: Питер, 2009. – 47 с.
  5. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер, 2000. – 35 с.
  6. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2005. - № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazine. mospsy.ru /nomer 12 /s11.shtml (дата обращения 23.12.2016)
  7. Процукович Е. П. Взаимосвязь копинг-стратегий с субъективным благополучием // Наука и современность. - 2011. - № 14. - 132-136 с.
  8. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2011. - №3. Выпуск 17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n 3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (дата обращения 24.12.2016)
  9. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - №1. Т.10. - 82–118 с.
  10. Сухова Е. В. Понятие «копинг-стратегии» и пример асоциальных копинг-стратегий // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1. - 76-83 с.

Приложение

Приложение 1

Опросник для выявления стрессогенных ситуаций

Оцените предложенные ситуации по 5-балльной шкале, где 5 баллов – самый высокий уровень стрессогенности ситуации, 1 балл – самый низкий

Ситуация

Оценка стрессогенности

1. Ситуации, связанные с установлением контакта

Необходимость начать разговор с новым человеком

Представление новому человеку

Ответы на вопросы

Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма, для того, чтобы установить контакт

Во время установления контакта вы видите, что ваш собеседник не проявляет заинтересованности и инициативы

Вы опоздали на встречу

2. Ситуации, связанные с возражение клиента

Звонок от клиента, с которым не так давно была совершена сделка

Клиент говорит вам, что он недоволен результатами вашей работы

Претензии со стороны клиента

Упреки со стороны клиента

Обвинения со стороны клиента в некомпетентности

Угрозы со стороны клиента

Грубость и несдержанность клиента

Во время общения с клиентом возникает сильный конфликт, который не разрешается до окончания разговора

Ситуация, когда вы понимаете, что из-за вашего непрофессионализма вы подвели клиента

Во время переговоров неверно определены параметры заказа. Заказчик говорит, что ожидал другого

Клиент выявил факт, который вы хотели от него скрыть

3.Ситуации, связанные с выполнением должностных обязанностей

Ситуация сверхурочной работы без дополнительного вознаграждения

Опоздания на работу, отсутствие на рабочем месте, частые
отгулы, нетрезвое состояние сотрудников, с которыми вы совместно работаете

Необходимость делать работу за других без морального и материального вознаграждения

Нетактичное поведение (или несправедливое отношение) руководителя

Сбои в работе из-за трудностей взаимодействия (плохих коммуникаций) с другими подразделениями предприятия

Грубость и несдержанность коллег

Вам поручили работу, которую до этого вы не выполняли

Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма для выполнении порученной работы

Вы приходите на работу, а вас беспокоят нерешенные проблемы в личной сфере

По окончании работы вы понимаете, что ее результативность намного ниже той, которую вы ожидали

Вы опоздали на работу

Вы обязательно должны быть на работе, но случилось событие, которое не позволяет вам это сделать

Вы понимаете, что у вас наступает пресыщение работой

Вы потеряли важный документ

Вы вспомнили, что не позвонили важному клиенту

Вы вспомнили, что не выполнили важную работу

Ситуации, связанные с возникновением конфликтных ситуаций

Конфликт с руководителем

Конфликт с коллегой

Конфликт с подчиненным

Конфликт с работниками других подразделений

Конфликт с клиентом

Ситуации, возникающие при взаимодействии с руководителем

Руководитель говорит вам, что он недоволен результатами вашей работы

Руководитель демонстративно высказывает свое несогласие с вами и недовольство

Вам кажется, что руководитель стал к вам хуже относиться, хотя причины такой ситуации вам не известны

Руководитель стал к вам хуже относиться, и вы знаете почему

Вы понимаете, что цели руководителя расходятся с тем, что, на ваш взгляд, нужно делать, но руководитель настаивает на своем

Во время переговоров неверно выявлена цель. По итогам работы руководитель говорит, что ожидал другого

Вас вызывают в кабинет руководителя, вы не знаете зачем

Вас вызывают в кабинет руководителя, вы знаете, что будет неприятный разговор

Вы хотели пораньше уйти с работы и вас заметил руководитель

Руководитель заметил ошибку в вашей работе, которую вы тщательно скрывали

Вас досрочно вызвали из отпуска

Ситуации, связанные при взаимодействии с коллегами

Коллега говорит вам, что вы некомпетентны

Коллеги демонстративно высказывают свое несогласие с вами и недовольство

Вам кажется, что по отношению к вам возникает сильное сопротивление коллег, причины которого вам не ясны

Коллега сказал вам, что общение с вами ему не интересно

В личной жизни (семье) коллеги произошло несчастье

Вы понимаете, что вам надоело общаться с коллегами

В ваш коллектив пришел неприятный на первый взгляд человек

В ваш коллектив пришел человек, с которым вы знакомы и ваши отношения негативные

Ваш коллега постоянно болеет, вам приходится выполнять часть его работы

Ваш коллега постоянно допускает ошибки в работе, что приводит к неопределенностям и ошибкам в вашей работе

Вы совершили ошибку и подвели коллегу

Вы случай услышали, как коллега нелицеприятно отзывается о вас

Ситуации, вызванные неблагоприятными условиями труда

В помещении, в котором выработаете холодно

В помещении, в котором вы работаете душно и жарко

У вас сломался компьютер на рабочем месте

В работе Интернет постоянно происходят сбои

На вашем рабочем месте неудобная мебель

Столовая, в которую вы ходите обедать, закрылась

Во время работы возникают сбои в техническом обеспечении (не хватает необходимых материалов для работы, отсутствует интернет или телефонная связь)

Ситуации, связанные с мотивацией труда

Вам не выплатили премию

За текущий месяц вы получили меньше, чем за предыдущий

Размер вашей премии оказался ниже, чем у коллеги

При утверждении новых окладов ваш оклад оказался ниже, чем вы рассчитывали

Руководство не поздравило вас с днем рождения, хотя раньше поздравляло

Трудности в выявлении потребностей клиентов

Вы не понимаете суть требований клиента

Вам кажется, что клиент чем-то недоволен, хотя он и не высказывает претензий

По непонятной вам причине клиент отказался от дальнейшего сотрудничества

Ситуация, когда вы понимаете, что у вас недостаточно профессионализма, чтобы выявить потребности клиента (задаете неточные вопросы, плохо знаете обсуждаемый предмет)

Во время общения с клиентом вы видите, что он не проявляет заинтересованности и инициативы

Клиент говорит, что ваша работа его не устраивает и продолжать сотрудничать он не собирается


Какая ситуация, на ваш взгляд, является самой стрессогенной в вашей работе?

Какая ситуация повергает в стресс ваших коллег, но не производит впечатления на вас?

Приложение 2

Опросник для выявления способов и приемов оптимизации

функциональных состояний на рабочем месте

Отметьте, какие способы и приемы вы применяете для оптимизации своего состояния на рабочем месте

Способы и приемы
оптимизации функциональных состояний

Частота использования

Не применяют

Иногда

Часто

1

2

3

4

5

1

Использую микроперерывы, чтобы посидеть несколько мгновений спокойно с закрытыми глазами

2

Поливаю цветы, ухаживаю за ними

3

Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чаю, кофе

4

Выполняю определенную последовательность действий как ритуал, помогающий мне оптимизировать мое состояние

5

Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо

6

Не отрываясь от работы, съедаю что-нибудь приятное (конфетку, печенье)

7

Кормлю рыбок, наблюдаю за ними

8

Использую небольшие паузы в работе для того, чтобы поиграть на компьютере

9

Принимаю легкие успокаивающие средства (например, настои трав, таблетки, гомеопатические средства)

10

Выпускаю пар, разговаривая
на повышенных тонах

11

Делаю перекуры

12

Использую психологические приемы саморегуляции состояния, релаксации

13

Делаю упражнения дыхательной гимнастики (успокаивающие либо тонизирующие по мере необходимости)

14

Использую микропаузу, чтобы повторить про себя какую-либо фразу, текст, позволяющую мне собраться

15

Слушаю радио, слушаю музыку

16

Использую специальные приемы
сосредоточения внимания

17

Через окно наблюдаю за тем, что происходит на улице

18

Вспоминаю что-нибудь смешное

19

Занимаюсь гимнастикой (выполняю несложные физические упражнения)

20

Без особой необходимости «навожу» дополнительный порядок в своих компьютерных файлах

21

Сосредотачиваю внимание на компьютерных заставках (или на фоторепродукциях) с видами природы, пейзажами.

22

Делаю небольшие перерывы для чтения (газет, журналов)

23

Пишу SMS-сообщения, письма друзьям по электронной почте

24

Стараюсь выкроить время, чтобы побыть наедине с собой

25

Читаю молитвы

26

Стараюсь использовать перерыв для прогулки на свежем воздухе

27

Хожу взад-вперед по комнате, по коридору

28

Волевым усилием заставляю себя работать

29

Использую возможности Интернета

30

Переставляю предметы на своем рабочем месте без какой-либо специальной задачи

31

Мысленно представляю себя в каком-либо месте, приятном для отдыха и восстановления сил

32

Принимаю алкогольные напитки

33

Использую перерывы для разгадывания кроссвордов, раскладки пасьянсов

34

Выполняю приемы самомассаж

35

Вспоминаю себя в том состоянии, когда мне все удается

36

Занимаюсь своим внешним видом
(поправляю прическу)

37

Ругаюсь про себя

33

Хожу «за компанию» в буфет, столовую

39

Звоню друзьям, знакомым

40

Стараюсь использовать небольшие перерывы, чтобы немного подремать