Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие и виды копинг-стратегий и моделей копинг-поведения
1.2. Диспозиционный и ситуативный контексты совладания
Глава 2. Анализ применения копинг-стратегий на примере ООО «Ювентис»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Ювентис»
2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис»
2.1. Методы психологической диагностики копинг-поведения
Интерес исследователей к проблеме совладающего поведения привел к тому, что за последние два десятилетия появилось около двух десятков опросников и методик, предлагающих свой вариант диагностики копинг-стратегий.
При разработке данного рода методик исследователи сталкиваются с рядом проблем. Основными из них являются сложности в понимании выбора копинг-стратегии либо в качестве стиля поведения, либо в качестве ситуативного процесса, а также отсутствие однозначной, разделяемой большинством авторов, классификации копингов.
Наиболее используемыми в современных российских исследованиях методиками, определяющими совладающее поведение, являются следующие опросники.
- «Опросник способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк. Он обозначает восемь типов копинг-поведения: конфронтация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, уход, плановое разрешение проблем, позитивная переоценка и принятие ответственности.
- Опросник Н. Эндлера и Д. Паркера, адаптированный Т. А. Крюковой. Он позволяет определить три вида копинг-стратегий: копинг, ориентированный на задачу, на эмоции и на избегание.
- Методика «Опросник совладания со стрессом» Ч. Карвера и М. Шейера, выявляющая характерологическую и ситуационную формы копинг-поведения.
- Методика Д. Амирхана «Индикатор копинг-стратегий преодоления стресса», адаптированная В. М. Ялтонским. Она выявляет три группы копинг-стратегий: действия, направленные на разрешение проблем, поиск социальной поддержки и избегание.
- Опросник С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций», адаптированный Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой, предлагающий многоосевую модель «поведения преодоления»[20].
- Методика Э. Хайма «Способы преодоления трудных ситуаций», предложенная им в 1988 г. и адаптированная на российской выборке. Она позволяет оценить не только варианты копинг-стратегий — когнитивный, поведенческий и эмоциональный, но и степень их адаптивности — адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный копинг.
Важно отметить, что большая часть опросников, исследующих совладающее поведение, помимо того, что они делают это ретроспективно, дают возможность для выявления предпочтений личности в выборе способов совладания в целом, безотносительно к конкретным жизненным ситуациям. В этой связи возникает вопрос, всегда ли человек отдает предпочтение какой-то одной стратегии совладания или он выбирает разные тактики в зависимости от характера трудной ситуации, в которой находится. Таким образом, на наш взгляд, при проведении исследований, направленных на оценку копинг-поведения в определенных обстоятельствах — стрессовых, кризисных, конфликтных, учебных, ситуациях оценки, потери работы, преодоления болезни, проблем в семейных взаимоотношениях, в инструкции к методике необходимо сначала давать само описание ситуации, совладающее поведение в которой предлагается оценить респонденту. Более того, количественные исследования копинг-поведения целесообразнее дополнять результатами, полученными с помощью качественных методов, например интервью.
2.2. Исследование стрессовых ситуаций у руководителей ООО «Ювентис»
Компания «Ювентис» пришла на российский рынок в 1999 г. На сегодняшний день – это бюджетообразующее предприятие Ногинского района. Удельный вес промышленного производства предприятия составляет 55% от общего объема производства, производимого крупными и средними предприятиями Ногинского района.
В исследовании стрессовых ситуаций приняло участие 104 сотрудника предприятия в возрасте от 19 до 51 года, стаж работы которых варьирует от 1 года до 17 лет.
Для выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками как стрессогенные, был использован опросник, который содержал 80 пунктов (из них 2 открытых), касающихся трудных ситуаций (Приложение 1). Трудные ситуации в опроснике подразделялись на 9 блоков: «ситуации, связанные с установлением контакта»; «ситуации, связанные с работой с возражениями клиентов»; «ситуации, связанные с выполнением должностных обязанностей»; «ситуации, связанные с возникновением конфликтных ситуаций»; «ситуации, возникающие при взаимодействии с руководителем»; «ситуации, возникающие при взаимодействии с коллегами»; «ситуации, вызванные неблагоприятными условиями труда»; «ситуации, связанные с мотивацией труда»; «трудности в выявлении потребностей клиента». Оценка уровня стресса осуществлялась по пятибалльной шкале, где пятью баллами отмечался высокий уровень стрессогенности ситуации, одним баллом - низкий.
При исследовании профессиональных стрессовых ситуаций были получены следующие данные (рис. 1).
Рис. 1. Результаты выявления ситуаций, которые оцениваются сотрудниками ООО «Ювентис» как стрессогенные[21]
Наиболее высокий уровень стресса сотрудниками предприятия отмечается в блоке ситуаций, связанных с установлением контакта с клиентами (средний балл - 4,4). Таким образом, большинство сотрудников предприятия испытывают серьезные затруднения при общении с клиентами; начинают волноваться, когда клиент начинает задавать много вопросов.
Как ситуации, обладающие средним уровнем стресса, сотрудниками предприятия указываются ситуации, связанные с возражениями клиентов (3,6); связанные с выполнением должностных обязанностей (3,4); связанные с возникновением конфликтов (3,3).
Ситуациями с низким уровнем стресса, согласно представлениям сотрудников предприятия, являются следующие: возникающие при взаимодействии с руководителем (2,2); возникающие при взаимодействии с коллегами (2,1); вызванные неблагоприятными условиями труда (2,1); связанные с мотивацией труда (1,9); трудности в выявлении потребностей клиента (1,6).
Для анализа возможностей индивидуальной системы саморегуляции функционального состояния было проведено исследование способов и приемов, которые используют сотрудники «на рабочем месте» в течение рабочего дня (Приложение 2).
Изучение способов управления функциональным состоянием показало, что все работники, безусловно, прибегают к тем или иным способам и приемам оптимизации функционального состояния, восстановления работоспособности, отдыха и подъема настроения в часы работы. Бесспорные приоритеты по всей выборке принадлежат таким доступным и типичным способам психологической поддержки, как: 1) чаепитие, кофепитие во время коротких рабочих перерывов, часто — в непосредственной близости от рабочего места, 2) разговоры и обмен шутками с коллегами, 3) воспоминания о чем-нибудь смешном, 4) прослушивание музыки (см. таблицу 2).
Таблица 2
Процент обследованных, использующих доступные на рабочем месте способы и приемы оптимизации функциональных состояний сотрудников ООО «Ювентис» [22]
№ |
Способы и приемы |
Частота использования |
||
Не применяют |
Иногда |
Часто |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Использую микроперерывы, чтобы посидеть несколько мгновений спокойно с закрытыми глазами |
45 |
50 |
5 |
2 |
Поливаю цветы, ухаживаю за ними |
43 |
42 |
15 |
3 |
Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чаю, кофе |
3 |
65 |
32 |
4 |
Выполняю определенную последовательность действий как ритуал, помогающий мне |
69 |
25 |
6 |
5 |
Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо |
4 |
45 |
51 |
6 |
Не отрываясь от работы, съедаю что-нибудь приятное (конфетку, печенье) |
33 |
53 |
14 |
7 |
Кормлю рыбок, наблюдаю за ними |
93 |
2 |
5 |
8 |
Использую небольшие паузы в работе для того, чтобы поиграть на компьютере |
88 |
11 |
1 |
9 |
Принимаю легкие успокаивающие средства (например, настои трав, таблетки, гомеопатические средства) |
75 |
23 |
2 |
10 |
Выпускаю пар, разговаривая |
58 |
40 |
2 |
11 |
Делаю перекуры |
69 |
26 |
5 |
12 |
Использую психологические приемы саморегуляции состояния, релаксации |
84 |
15 |
1 |
13 |
Делаю упражнения дыхательной гимнастики (успокаивающие либо тонизирующие по мере необходимости) |
87 |
13 |
- |
14 |
Использую микропаузу, чтобы повторить про себя какую-либо фразу, текст, позволяющую мне собраться |
68 |
29 |
3 |
15 |
Слушаю радио, слушаю музыку |
53 |
22 |
25 |
16 |
Использую специальные приемы |
75 |
21 |
4 |
17 |
Через окно наблюдаю за тем, что происходит на улице |
36 |
52 |
12 |
18 |
Вспоминаю что-нибудь смешное |
30 |
54 |
16 |
19 |
Занимаюсь гимнастикой (выполняю несложные физические упражнения) |
69 |
29 |
2 |
20 |
Без особой необходимости «навожу» дополнительный порядок в своих компьютерных файлах |
53 |
40 |
7 |
21 |
Сосредотачиваю внимание на компьютерных заставках (или на фоторепродукциях) с видами |
56 |
43 |
1 |
22 |
Делаю небольшие перерывы для чтения (газет, журналов) |
59 |
37 |
4 |
23 |
Пишу SMS-сообщения, письма друзьям по электронной почте |
82 |
15 |
3 |
24 |
Стараюсь выкроить время, чтобы побыть наедине с собой |
66 |
30 |
4 |
25 |
Читаю молитвы |
91 |
9 |
|
26 |
Стараюсь использовать перерыв для прогулки на свежем воздухе |
68 |
24 |
8 |
27 |
Хожу взад-вперед по комнате, по коридору |
72 |
27 |
1 |
28 |
Волевым усилием заставляю себя работать |
30 |
54 |
16 |
29 |
Использую возможности Интернета |
93 |
4 |
3 |
30 |
Переставляю предметы на своем рабочем месте без какой-либо специальной задачи |
58 |
40 |
2 |
31 |
Мысленно представляю себя в каком-либо месте, приятном для отдыха и восстановления сил |
45 |
47 |
8 |
32 |
Принимаю алкогольные напитки |
77 |
22 |
1 |
33 |
Использую перерывы для разгадывания кроссвордов, раскладки пасьянсов |
76 |
22 |
2 |
34 |
Выполняю приемы самомассаж |
67 |
30 |
3 |
35 |
Вспоминаю себя в том состоянии, когда мне все удается |
55 |
40 |
5 |
36 |
Занимаюсь своим внешним видом |
30 |
62 |
8 |
37 |
Ругаюсь про себя |
40 |
50 |
10 |
38 |
Хожу «за компанию» в буфет, столовую |
72 |
26 |
2 |
39 |
Звоню друзьям, знакомым |
41 |
46 |
13 |
40 |
Стараюсь использовать небольшие перерывы, чтобы немного подремать |
87 |
13 |
- |
Интересно, что также достаточно широко распространен такой «способ отдыха», как волевое усилие для продолжения работы.
Можно констатировать, что большинство сотрудников применяют «на рабочем месте» вполне традиционные способы организации и заполнения микроперерывов в работе. Эффективность данных способов весьма спорна, поскольку сами по себе чаепитие и обмен шутками с коллегами не могут помочь человеку в полной мере отреагировать на негативные эмоциональные состояния, преобразовать свое отношение к неблагоприятным факторам трудовой деятельности (например, к эмоционально насыщенным контактам с клиентами). При этом те способы и средства саморегуляции, которые действительно направлены на оптимизацию текущего функционального состояния (в частности, приемы психологической саморегуляции), применяются работниками крайне редко.
Интересно проанализировать возможную организационную специфику выбора способов и приемов оптимизации функциональных состояний. В таблице 3 представлены данные о наиболее частых и наиболее редких способах регуляции состояния.
Таблица 3
Наиболее и наименее часто используемые средства
оптимизации функциональных состояний во время работы сотрудников ООО «Ювентис» [23]
НАИБОЛЕЕ часто используемые средства |
НАИМЕНЕЕ часто используемые средства |
1 |
2 |
Разговариваю с коллегами, обмениваюсь с ними шутками, обсуждаю с ними что-либо (100%) |
Читаю молитвы (13,2%) |
Делаю небольшие перерывы, чтобы выпить чашечку чая, кофе (97,4%) |
Принимаю алкогольные напитки (15,8%) |
Слушаю радио, слушаю музыку (73,7%) |
Делаю упражнения дыхательной гимнастики (18,4%) |
Представленные в таблице 3 факты заставляют предположить, что, несмотря на общие особенности приоритетов в выборе способов и приемов саморегуляции функциональных состояний на рабочем месте, есть отличия в типе способов саморегуляции, которые используются реже всего.
Дальнейший статистический анализ позволил выявить и другие отличия в предпочитаемых способах оптимизации состояния на рабочем месте (см. таблицу 4).
Таблица 4
Показатели частоты использования способов оптимизации состояния на рабочем месте сотрудниками ООО «Ювентис» [24]
№ |
Способы оптимизации состояния |
Среднее значение |
Использование компьютерных и информационных технологий |
||
20 |
Наведение порядка в компьютерных файлах (без особой необходимости) |
2,00 |
23 |
SMS и электронные письма друзьям |
1,47 |
21 |
Сосредоточение внимания на компьютерных заставках |
1,68 |
29 |
Использование возможностей Интернета |
1,26 |
8 |
Игра на компьютере |
1,29 |
Способы оптимизации «без обращения к коллегам» |
||
37 |
Ругань «про себя» |
2,18 |
15 |
Прослушивание музыки |
2,45 |
4 |
Последовательность действий как ритуал |
1,71 |
17 |
Наблюдение через окно за происходящим на улице |
2,08 |
24 |
Микроперерывы для того, чтобы побыть наедине с собой |
1,61 |
36 |
Приведение в порядок внешнего вида |
1,95 |
12 |
Психологические приемы саморегуляции, релаксации |
1,29 |
27 |
Хождение взад-вперед |
1,42 |
30 |
Перестановка предметов на рабочем столе |
1,58 |
31 |
Мысленное представление себя в приятном для отдыха месте |
1,79 |
Социальные коммуникации |
||
10 |
Разговор на повышенных тонах |
1,63 |
за |
Поход «за компанию» в буфет |
1,47 |
В таблице 4 способы оптимизации функциональных состояний, отличающиеся по частоте предпочтений у сотрудников, сгруппированы по содержательным признакам (использование информационных технологий; способы саморегуляции «наедине с собой», социальные коммуникации).
Дать однозначную интерпретацию полученным сведениям достаточно сложно. Все же можно объяснить различия в обращениях к информационным и компьютерным технологиям. Скорее всего, данные факты связаны с существенными отличиями в возможностях большинства сотрудников использовать компьютер не только как рабочее оборудование, но и как средство саморегуляции состояния. За последние годы компьютер становится привычным объектом не только в профессиональной сфере, но и в жизни в целом. Развитие и широкое внедрение информационных и компьютерных технологий в рабочий процесс и привычное восприятие компьютера как многофункционального средства способствует его использованию для отдыха, восстановления сил и подъема настроения.