Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной средея.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Исследования применения копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис»

Цель исследования – применение копинг-стратегий руководителями ООО «Ювентис».

Управленческая деятельность руководителя имеет стрессогенный характер. Сложность и многообразие решаемых задач, высокая степень неопределенности, необходимость обработки больших объемов противоречивой информации приводят к росту психической напряженности и обусловливают развитие профессионального стресса. Успешное преодоление и профилактика стресса требуют применения копинг-стратегий, стратегий совладающего поведения, позволяющих руководителям адаптироваться к требованиям ситуации.

Менеджеры высшего уровня ответственны за выработку целей и стратегии организации, координацию деятельности всей компании, ее взаимодействие с внешней средой. Руководители среднего уровня обеспечивают реализацию политики компании, связь высшего руководства с исполнителями, информационный обмен и координацию деятельности различных служб и отделов. Низший уровень менеджмента предусматривает непосредственное взаимодействие с исполнителями производственных заданий и сфокусирован на достижении краткосрочных целей в рамках отдельных структурных подразделений.

Специфика управленческой деятельности на различных организационных уровнях влияет и на специфику «трудных», стрессовых ситуаций. На высших уровнях профессиональный стресс в основном связан с высокой ответственностью и рисками при принятии стратегических решений. Стрессовыми факторами для топ-менеджеров выступают жесткий временной график, интеллектуальные перегрузки, большое количество коммуникаций разного уровня. Для руководителей среднего уровня стрессорами являются высокое разнообразие и сложность профессиональных задач, низкая автономия при их решении, отсутствие ясных перспектив карьерного роста. Стрессовые факторы низшего уровня управления в основном связаны с отсутствием контроля над ситуацией, параметры которой задаются вышестоящими уровнями, с дефицитом времени и необходимостью постоянного переключения между разноплановыми задачами.

Особенности перечисленных стрессоров обусловливают и специфические характеристики копинговых стратегий руководителей различных уровней управления. Выявление стратегий совладающего поведения менеджеров высшего, среднего и низшего звена и стало целью исследования.


Выборку составили четыре группы респондентов по 25 человек, уравненных по полу, возрасту (35–46 лет) и образованию (у всех имелось высшее образование). Три группы были образованы руководителями высшего, среднего и низшего уровней, в четвертую группу вошли рядовые сотрудники; сфера деятельности респондентов – IT-технологии.

Диагностика копинг-стратегий проводилась при помощи следующих методик: 1) Опросник совладания со стрессом (COPE)[25], 2) Проактивное совладающее поведение (PCI)[26], 3) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (Шкала SACS), 4) Установление различий в использовании стратегий совладающего поведения осуществлялось при помощи t-критерия Стьюдента.

К числу возможных побочных воздействий отнесен индивидуальный опыт переживания стрессовых ситуаций в недавнем прошлом. Для контроля за данной переменной была применена методика «Измерения стрессонаполненности жизни» Т. Холмса и Р. Райха. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что за последний год ни один респондент не пережил значительных психотравмирующих событий и все участники исследования имеют примерно одинаковые показатели сопротивляемости стрессу.

Попарное сравнение выборок по изучаемым параметрам дало возможность выявить следующие закономерности в использовании копинг-стратегий руководителями различных уровней.

Существуют стратегии совладающего поведения, к которым чаще прибегают руководители всех звеньев управления по сравнению с исполнителями. К ним относятся «активное совладание», «планирование», «проактивное преодоление», «рефлексивное преодоление». Перечисленные копинги предполагают, во-первых, когнитивную активность, направленную на представление и осмысление возможных шагов по преодолению стрессовой ситуации, а, кроме того, активные, прямые действия для разрешения трудной ситуации и формирования ресурсов для достижения важных целей. Подобные проблемно-ориентированные копинги исследователи оценивают как более продуктивные, поскольку они позитивно связаны с адаптацией, эффективностью деятельности и здоровьем[27]. Следует подчеркнуть, что чем выше уровень руководителя, тем чаще он прибегает к указанным стратегиям преодолевающего поведения.

В то же время к таким неадаптивным копингам, как «концентрация на эмоциях и их активное выражение», «поведенческий уход от проблем», а также «осторожные действия» и «избегание», руководители уровней обращаются реже, чем рядовые сотрудники. Причем с ростом должностного статуса снижается выраженность указанных стратегий совладающего поведения.


Таким образом, мы можем констатировать, что реализация управленческой деятельности способствует применению активных, проблемно-ориентированных копинг-стратегий, позволяющих лучше справиться с затруднительной, стрессовой ситуацией. Данная направленность именно на активные стратегии совладания обусловлена спецификой управленческой деятельности, предполагающей необходимость принятия решений руководителем и ответственность за выполнение таких решений.

Остановимся более подробно на особенностях стратегий совладающего поведения, присущих руководителям на разных уровнях организационного управления. Полученные результаты представлены в табл. 5.

Таблица 5

Показатели копинг-стратегий у руководителей ООО «Ювентис» различных уровней организационного управления (средние значения)

Копинг-стратегия

Высшее
звено

Среднее
звено

Низшее
звено

1

2

3

4

Активное совладание

15,12

14,12

13,12

Планирование

15,32

14,26

13,64

Проактивное преодоление

48,16

45,48

42,60

Стратегическое планирование

13,88

12,12

10,88

Ассертивные действия

24,44

19,20

18,12

Использование инструментальной
социальной поддержки

9,40

11,64

11,12

Поиск социальной поддержки

20,28

25,16

22,64

Концентрация на эмоциях и их активное выражение

6,80

7,80

8,80

Поведенческий уход от проблемы

5,08

5,84

6,24

Осторожные действия

17,08

20,44

21,00

Избегание

12,40

12,56

14,64

Как видно из табл. 2, руководителям высшего звена в наибольшей мере характерны такие копинги, как «стратегическое планирование», «планирование», «проактивное преодоление», «активное совладание», «ассертивные действия». Различия по этим показателям статистически значимы (t варьировался от 5,677 до 2,078; 0,01 < p < 0,05). Высшие руководители, в наибольшей степени ответственные за выработку кредо организации, ее философию, при возникновении трудностей вынуждены формировать цели, создавать планы, конкретизирующие стратегию и миссию компании. Данная особенность управленческой деятельности топ-менеджеров отражается и на их типичных копинг-стратегиях, предусматривающих выработку обдуманных и обоснованных планов действий. Этим можно объяснить более высокие показатели копингов, характеризующих активное, уверенное поведение в преодолении стрессовых ситуаций (активное совладание, ассертивные действия).


Отметим также, что все значения, приведенные в табл. 2, превышают соответствующие средние показатели, полученные при апробации методик диагностики совладающего поведения и приводимые исследователями в литературе[28]. Данный факт можно трактовать как подтверждающий влияние особенностей управленческой деятельности на специфику копинг-стратегий руководителей.

Если обратиться к анализу копингов руководителей среднего уровня, то можно обнаружить следующее. В деятельности менеджеров среднего уровня по сравнению с другими руководителями чаще актуализируются такие стратегии, как «поиск социальной поддержки» и «использование инструментальной социальной поддержки» (t варьировался от 5,123 до 2,244; 0,01 < p < 0,05). Для руководителей среднего звена особое значение приобретает получение информации, советов и обратной связи от непосредственного социального окружения, поскольку успешная реализация управленческих функций на этом уровне во многом зависит от эффективности информационных потоков и согласованности действий между подразделениями и отделами компании. Обращение к стратегиям социальной поддержки может быть также обусловлено недостаточной степенью самостоятельности в принятии решений и постановке задач.

Стратегии преодолевающего поведения руководителей низшего звена также обнаруживают определенные особенности. По сравнению с вышестоящими менеджерами руководители низового уровня чаще применяют пассивные копинги, в частности «поведенческий уход от проблемы», «осторожные действия», «избегание». Кроме того, менеджеры более низкого статуса активнее используют эмоционально-ориентированные копинги, в том числе «концентрацию на эмоциях и их активное выражение». Различия по этим показателям статистически значимы (t варьировался от 7,122 до 2,190; 0,01 < p < 0,05). Данный факт можно объяснить меньшей свободой действий, которой обладают руководители, находящиеся на низших ступенях организационной иерархии. Их задача – обеспечение оперативного управления и принятие краткосрочных решений, реализующих стратегические и тактические цели, формируемые в высших эшелонах власти.

Выводы ко второй главе

Рассмотрев во второй главе различные виды копинг-стратегий и методы копинг-поведения сотрудников компании ООО « Ювентис», можно сделать вывод, что по мере роста своего должностного статуса и повышения уровня контроля над ситуацией, руководители все чаще реализуют копинги, направленные на преобразование стрессовой ситуации. Например, руководители высшего звена придерживаются активных и проблемно-ориентированных стратегий совладающего поведения. Это часто обусловлено тем, что они несут личную ответственность за решение сложных проблем, судьбу всей организации. Кроме того, именно руководители высшего звена выступают главной моделью в процессе формирования и поддержания организационной культуры.


А вот руководители среднего звена используют стратегии направленные на поиск социальной поддержки. Вызвано это тем, что существуют рамки ограничивающие самостоятельность принимаемых ими решений. Вследствие этого, в поставленных перед ними задачах они стремятся не отклоняться от советов, данных высшим звеном.

Руководители низшего звена больше придерживаются пассивных и эмоционально-ориентированных копинг-стратегий. В принятие решений ведут себя достаточно сдержанно и осторожно. Это объясняется еще большей ограниченностью действий и меньшей свободой выбора, чем у среднего звена.

Исходя из исследований, приведенных во второй главе, видно, что наиболее важным параметром ситуации, который влияет на эффективность стратегий совладающего поведения, является контролируемость. Причем, если проблемно-ориентированные копинги высшего звена наиболее эффективны в контролируемых ситуациях, то эмоционально-ориентированные копинги – в неконтролируемых ситуациях.

Глава 3. Рекомендации по применению копинг-стратегий

Среди факторов эффективности совладающего поведения можно назвать снижение чувства уязвимости к трудностям, повышение адаптивных возможностей человека, адекватное и гибкое реагирование на изменяющиеся условия. По мнению некоторых исследователей, совладающее поведение не обязательно должно быть всегда активным и конструктивным, иногда оно приобретает пассивные формы ухода от ситуации. Тем не менее, ряд авторов придерживаются точки зрения, что неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность[29].

Многими исследователями стратегия избегания проблем рассматривается как неэффективная. Тем не менее, нужно отметить, что желание уйти от разрешения возникших трудностей в некоторых случаях может быть адаптивной реакцией. Это касается, например, конфликтных ситуаций, когда активное поведение в возникших обстоятельствах может только усугубить ситуацию и привести к еще большим негативным последствиям. Поэтому стратегия избегания также может являться адаптивной. Тем не менее, в случае длительных конфликтов она будет непродуктивной. По мнению К. Накано, применение неадаптивных вариантов копинг-стратегий приводит к избеганию проблем, и они направлены не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения[30].