Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКТА НА РЫНОК В РАМКАХ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА
1.1 Продвижение товара: понятие, сущность
1.2 Методы продвижения товара на рынок
1.3 Проектный подход к продвижению товара на рынок
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ ООО «Л'Этуаль» И ЕЕ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ
2.1 Маркетинговый анализ торговой сети «Л`Этуаль» на рынке сбыта парфюмерии и косметики
2.2 Оценка эффективности товарного ассортимента
3.2 Разработка стратегической программы продвижения компании в рамках разработанной бизнес-модели
3.3 Оценка эффективности проекта
- системный подход;
- проектный подход;
- процессный подход;
- сценарный подход[15].
Первый подход – это системный подход. Этот подход позволяет рассмотреть проект как множество взаимосвязанных элементов – систему, которая живет в динамически меняющемся окружении[16]. Окружение меняется как независимо от проекта, так и под его воздействием. На данном уровне важными являются вопросы рождения проекта и его взаимодействия с окружающей средой.
Второй подход – это проектный. Он характеризуется четкой ориентацией на достижение цели – создание «продукта проекта». Инструменты управления проектами построены с учетом уникальности проекта и обеспечения достижения цели в заданной системе критериев. Если в качестве модели взаимодействия данных подходов выбрать «иерархию», то проектный подход является вложенным по отношению к системному, а методология взаимодействия подходов представляется в виде «матрешки»[17].
Далее – процессный подход. Он связан, с необходимостью регламентировать и унифицировать, действия менеджеров проектов, привести их к повторяющимся процессам с описанием входных и выходных параметров (ресурсов), а также набору действий, которые преобразуют вход в выход[18]. Процессный подход привязывается к определенной предметной области (строительство, информационные технологии и другие) и позволяет формализовать действия проектного менеджера. В модели матрешки процессный подход является вложенным в проектный.
И, наконец, сценарный подход. Данный подход связан с процессами подготовки и принятия решений в управлении проектами. Сценарии обеспечивают быстрый перенос лучшей практики в разнообразные процессы управления проектами[19]. Сценарный подход, таким образом, является внутренним по отношению к процессному и завершает формирование модели «матрешки» подходов к управлению проектами.
С помощью предложенной модели можно строить разнообразные формальные и неформальные методологии управления проектами и развивать их. При этом следует учитывать как влияние знаний и регламентов предметной области, в рамках которой осуществляется проект, так и влияние принятой в организации культуры административного менеджмента. В этом случае основная нагрузка по интеграции возлагается на системный подход и инструменты организации взаимодействия трех составляющих – предметной административной и проектной.
Из перечисленных выше аспектов, касающихся системы управления проектами, в рамках данного исследования нас интересует проектный подход в прикладном его значении - относительно продвижения товара на рынок.
Как указывалось ранее, что проектный подход характеризуется четкой ориентацией на достижение цели – создание «продукта проекта». В рамках продвижения товара на рынок, проектный подход должен преследовать три главных цели: информировать, убеждать и напоминать.
Информирование - это первоочередная цель проектного подхода в продвижении товара, так как люди не могут купить товар до тех пор, пока не узнают о его существовании или не поймут, для чего он может им понадобиться. Потенциальным потребителям нужно знать, где можно найти тот или иной товар, сколько он будет стоить и как им пользоваться.
Убеждение - тоже очень важный элемент проектного подхода в продвижении, поскольку большинство людей нуждается в мотивации выбора того или иного способа удовлетворения своих потребностей. Если потребители никогда раньше не пользовались данным товаром, их надо убедить в его достоинствах. А если они привыкли пользоваться товарами конкурирующей марки, их надо уговорить сменить ее.
Напоминание о возможности приобрести тот или иной товар и его достоинствах также необходимо, так как это стимулирует дополнительный спрос.
Информирование, убеждение и напоминание - это основные цели продвижения в целом, тогда как каждое отдельное мероприятие в области продвижения направлено на решение конкретных задач. К последним относятся привлечение новых покупателей, повышение спроса со стороны уже существующих покупателей, помощь торговым агентам, поддержание устойчивого уровня сбыта, создание известности товарному знаку фирмы, формирование «портфеля продаж» и оказание влияния на потребителей, принимающих решения о покупках.
Согласно теории создания проектов алгоритм разработки проекта может быть сведен к следующим положениям:
- Тема проекта. Идея. Формулировка идеи. Где? Как? Что сделать?
- Постановка проблемы. Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем). Определить причины существования данной проблемы. Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). Почему возникла необходимость в выполнении проекта? Почему решение данной проблемы приоритетная задача? Какие источники информации свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
- Цель. Желаемый результат деятельности.
- Задачи. Задачи – конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Задачи – это шаги по достижению цели, в соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
- Методы исследования. Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов.
- Ресурсы. Какие ресурсы – кадры, товары, услуги – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.). Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств.
- Составление плана работы. Что сделать? когда? кто отвечает?
- Составление рабочего графика. Составить график выполнения всех пунктов плана.
- Определение обязанностей. Продумать обязанности, необходимые для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.
- Оценка проекта. Определить основные критерии, подлежащие оценке.
Перечисленные выше общие постулаты из теории создания проектов вполне применимы к проекту продвижения товара на рынок. Ориентируясь на данные концепции, создание проекта продвижения товара на рынок будет включать в себя следующий план действий:
- установить цели продвижения;
- определить целевую аудиторию;
- учесть размер целевого рынка, его особенности, особенности товара или услуги, а также размер выделенного на продвижение бюджета;
- рассчитать бюджет продвижения;
- составить программу продвижения и план-график работ;
- оценить результаты выполнения программы продвижения.
Итак, как видно из вышеизложенного, проектный подход — это стандартизованный и дробленный на отдельные этапы процесс, ориентированный на достижение определенной цели, в данном случае в сфере продвижения товара на рынок.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КОМПАНИИ ООО «Л'Этуаль» И ЕЕ ТОВАРОВ НА РЫНКЕ
2.1 Маркетинговый анализ торговой сети «Л`Этуаль» на рынке сбыта парфюмерии и косметики
Стратегический маркетинговый анализ отрасли, изложенный в данном параграфе, был проведен на примере сети магазинов «Л`Этуаль» г. Москвы, включающих в свой состав 101 единицу торговых предприятий. Проведенный анализ имеет следующую логическую структуру (таблица 1):
Таблица 1
Содержание стратегического маркетингового анализа
Название этапа |
Цель исследования |
I этап – Анализ пяти конкурентных сил Майкла Портера |
Определить интенсивность и выраженность конкурентных сил в отрасли, найти такую позицию, в которой компания будет максимально защищена от влияния конкурентных сил и сможет со своей стороны оказывать влияние на них. |
II этап - PEST- анализ |
Прогнозирование, выявление и оценка существенных факторов внешнего окружения компании, которые потенциально могут в повлиять на деятельность компании в будущем. |
III этап – конкурентный анализ |
Получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также изыскание возможностей сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами |
IV этап - SWOT–анализ |
Определение всех сильных и слабых сторон организации, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы, для получения четкого представления основных направлений развития предприятия. |
К исследованию привлекались независимые эксперты из числа менеджеров, ведущих специалистов и деловых партнеров торговых сетей «Л`Этуаль» г. Москвы. Перейдем к анализу полученных результатов в ходе исследования.
Итак, в рамках I этапа исследования был проведен анализ пяти конкурентных Таким образом, по результатам первого этапа исследования были получены следующие экспертные оценки значений детерминант (0 – наихудшее значение, 6 – наилучшее значение). Для каждой силы рассчитано среднее арифметическое значение ее детерминант и выведен общий индекс рыночной силы как среднее арифметическое значение всех сил: 0-1 - очень низкий; 1,1-2,5 - низкий; 2,6-3,5 – средний; 3,6-5 - высокий; 5-6 – очень высокий. Результаты оценки сил и детерминант по модели «5 сил конкуренции» М. Портера представлены в таблице 2:
Таблица 2
Результаты оценки сил и детерминант по модели «5 сил конкуренции» М. Портера
№ п/п |
Наименование детерминант |
Оценка (0 – 6) |
Внутриотраслевая конкуренция |
5,8 |
|
1. |
Рост отрасли |
3,0 |
2. |
Постоянные (или складские) издержки/добавленная стоимость |
3,3 |
3. |
Временные излишки производственных мощностей (периоды перепроизводства) |
3,5 |
4. |
Различия в продукции |
5,6 |
5. |
Узнаваемость торговой марки |
4,6 |
6. |
Издержки переключения (потребителя) |
3,0 |
7. |
Концентрация и сбалансированность |
3,0 |
8. |
Информационная сложность |
5,9 |
9. |
Разновидности конкурентов |
5,9 |
10. |
Корпоративные доли |
5,9 |
11. |
Барьеры на выходе |
5,0 |
Рыночная власть поставщиков |
2,9 |
|
1. |
Дифференциация ресурсов |
1,0 |
2. |
Наличие ресурсов-субститутов |
1,0 |
3. |
Издержки смены поставщиков у компаний в отрасли |
5,0 |
4. |
Уровень концентрации поставщиков |
4,0 |
5. |
Значение заказов для поставщиков |
6,0 |
6. |
Стоимость закупки в соотнесении с совокупными затратами |
2,0 |
7. |
Угроза прямой и обратной интеграции фирм в отрасли |
1,0 |
8. |
Влияние цены ресурса на стоимость товара или его дифференцирование |
3,0 |
Рыночная власть покупателей |
4,3 |
|
1. |
Концентрация покупателей в сравнении с концентрацией фирм |
6,0 |
2. |
Объем закупок покупателями (у фирмы) |
5,0 |
3. |
Издержки переключения покупателей в сравнении издержками переключения поставщика |
1,0 |
4. |
Информированность покупателя |
4,5 |
5. |
Способность к интеграции вниз по технологической цепочке |
1,0 |
6. |
Товары-заменители |
4,0 |
7. |
Соотношение цена/общий объем закупок |
5,0 |
8. |
Различия товаров/узнаваемость торговой марки |
4,5 |
9. |
Влияние на качество/внешний вид товара |
4,0 |
10. |
Выгоды покупателя |
6,0 |
11. |
Стимулы лиц, принимающих решения |
6,0 |
Угроза появления новых конкурентов |
3,7 |
|
1. |
Экономия, связанная с масштабом производства |
3,4 |
2. |
Запатентованные отличия товара |
4,7 |
3. |
Требования к объему капитала |
3,4 |
4. |
Доступ к каналам распределения |
4,8 |
5. |
Абсолютные преимущества по издержкам |
3,6 |
6. |
Доступ к необходимым ресурсам |
4,5 |
7. |
Собственный, отличающаяся низкими издержками косметический продукт |
5,5 |
8. |
Политика правительства |
1,0 |
9. |
Патенты и лицензии |
2,0 |
Угроза появления товаров-субститутов |
3,9 |
|
1. |
Относительная цена субститутов |
1,0 |
2. |
Издержки переключения |
1,0 |
3. |
Склонность покупателей к субститутам |
5,0 |
4. |
Возможность удовлетворять потребности и желания клиентов другим способом |
5,0 |
Результаты анализа таблицы 1 проиллюстрированы ниже на рисунке 1:
Рисунок 1 – Модель М. Портера на рынке сбыта парфюмерии и косметики
Как видно из полученных данных, наибольшее влияние на отрасль оказывает внутриотраслевая конкуренция, на втором месте – рыночная власть покупателей (4,3 балла – высокое влияние), третье место - угроза появления товаров-субститутов (3,7 балла - высокое влияние). Общий уровень конкуренции оценивается как «очень высокий» (5,8 балла).
По результатам анализа «пяти» сил М. Портера можно сделать выводы:
- повышается уровень консолидации отрасли за счет слияний и поглощений компаний;
- конкуренты становятся более близкими по мощности;
- незначительные затраты покупателей при переходе к другому продавцу.
Перейдем ко II этапу конкурентного анализа сети «Л`Этуаль» на рынке сбыта парфюмерии и косметики - PEST-анализу.
Процедура PEST-анализа предполагает оценку вероятных событий, поэтому на основании выделенных политических, экономических, социальных и технологических факторов.
Сила влияния фактора оценивается по шкале от 1 до 3, где:
1 — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность компаний косметической отрасли;
2 — только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компаний косметической отрасли;
3 — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании
Вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где 1 означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а 5 — максимальную вероятность.
Следующим шагом уже можно рассчитать реальную значимость каждого фактора. Реальная значимость позволяет оценить, насколько компании следует обращать внимание и контролировать фактор изменения внешний среды, и рассчитывается как вероятность изменения фактора, взвешенная на силу влияния этого фактора на деятельность компании.
Чем выше реальная значимость фактора (в таблице 6 это столбец «Оценка с поправкой на вес»), тем больше внимания и усилий следует уделять для снижения негативного влияния фактора на бизнес.
Соответствующие результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты «PEST- анализа»
№ |
Факторы |
Влияние фактора |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
Оценка с поправкой на вес[20] |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
Политические факторы |
|||||||||
1. |
государственный контроль за деятельностью бизнеса |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2,0 |
0,08 |
2. |
политическая стабильность |
1 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4,2 |
0,17 |
Экономические факторы |
|||||||||
1. |
уровень инфляции |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1,6 |
0,13 |
2. |
покупательная способность |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5,0 |
0,60 |
3. |
колебания курса доллара и евро |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4,0 |
0,48 |
Социально-культурные факторы |
|||||||||
6 |
общественные ценности |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
7,0 |
0,28 |
7 |
демографические факторы |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11,0 |
0,88 |