Файл: Набор, отбор персонала (на примере Ноябрьского обособленного подразделения ООО «Авиационная компания «ЯМАЛ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты управления системой набора и отбора персонала на предприятии

1.1 Сущность и значение процесса набора и отбора персонала в организации

1.2 Источники, методы и вопросы эффективности отбора персонала

2 Анализ специфики управления системой набора и отбора персонала в Ноябрьском обособленном подразделении ООО «Авиационная компания «ЯМАЛ»

2.1 Общая характеристика деятельности Ноябрьского обособленного подразделения

2.2 Исследование состояния системы отбора персонала в Ноябрьском обособленном подразделении ООО «Авиационная компания «ЯМАЛ»

3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности отбора персонала в Ноябрьском обособленном подразделении ООО «Авиационная компания «ЯМАЛ»

3.1. Совершенствование процесса оценки соискателей при отборе персонала

3.2. Предложения по применению программных средств для автоматизации процесса отбора персонала

Заключение

Список использованных источников

Окончание таблицы 1.1

Источники

Преимущества

Недостатки

себя.

4. Сохранение основного состава при сокращении штатов и быстром заполнении вакансий при освобождении должностей.

5. Хорошее знание претендентами организации, обеспечивающей им легкую адаптацию и популярность их самих.

6. Безболезненное решение проблемы занятости и сокращения текучести кадров.

7. Компания знает «плюсы» и «минусы» работника

коллективе вследствие внутренней конкуренции.

5. Позволяет продвигать «нужных людей».

6. Снижает активность оставшихся «в стороне».

7. Сохраняет общий дефицит рабочей силы.

8. Угроза осложнения личных взаимоотношений работников.

9. Семейное положение.

10. Плохое отношение к человеку

со стороны его бывших коллег

Источники

Преимущества

Недостатки

Внешние

1. Широкие возможности выбора кандидатов.

2. Появление новых идей о развитии организации.

3. Снижение общей потребности в кадрах за счет привлечения дополнительного количества людей.

4. Выбор из большого числа кандидатов.

5. Меньше угроза возникновения интриг внутри предприятия

1. Большие затраты.

2. Ухудшение морально-психологического климата вследствие конфликтов между новичками и старожилами.

3. Высокая степень риска из-за неизвестности человека.

4. Недостаточное знание ею организации и потребность в длительном периоде адаптации

Многие компании ищут кандидатов на замещение вакансий в своем же коллективе. В данном случае речь идет не о первичных должностях, а о вакантных местах руководителей среднего и высшего уровней. Вакансии появляются как следствие ротации персонала или введения новых должностей с развитием компании. В этих условиях руководство обращает свое внимание на уже работающих в организации сотрудников [7, c. 147].

Существует ряд основных источников набора персонала, используемых чаще всего (рис.1.2).

В настоящее время 50 % компаний используют отбор персонала внутри своей организации, ведь он, как правило, не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению коллектива компании. Однако данный прием ограничивает выбор, не дает притока новых сил [5, c. 225].

Отбор с

помощью

сотрудников

Государственная служба занятости


Отбор внутри

организации

Ярмарка вакансий

Интернет-ресурсы

Учебные заведения

Отбор кандидатов с помощью

агентств

Объявления в СМИ

Рис. 1.2. Источники отбора персонала организации [18, c. 196]

Также наибольшей популярностью пользуется размещение объявления в средствах массовой информации. Организации отмечают относительную дешевизну данного метода поиска кандидатов и достаточно быстрый отклик на объявления, хотя такой метод имеет и недостаток - множество нерелевантных отзывов, есть большой поток людей, которые не соответствуют предъявляемым требованиям, и связанные с этим существенные затраты внутренних ресурсов организации [6, c. 181].

Около 88 % компаний пользуются услугами агентств по подбору персонала, хотя считают этот метод достаточно дорогим и длительным. При обращении в агентства успех подбора зависит от того, насколько четко сформированы требования к кандидатам, насколько правильно их понимает менеджер агентства, работающий с компанией-заказчиком. Несомненным преимуществом данного метода является тот факт, что на собеседование приходят люди, которые прошли предварительный отбор.

Большинство предприятий предпочитают работать с уже проверенными партнерами-агентствами, услугами которых уже пришлось неоднократно пользоваться. Такие агентства хорошо представляют себе ситуацию на рынке труда, специфику бизнеса компании, ее структуру и стратегию [9, c. 979].

С помощью интернет-ресурсов ведут поиск кандидатов около 50 % организаций. Этот метод малозатратный, однако требует определенных затрат времени и знание принципов электронного обеспечения. Наиболее эффективным может быть поиск в распространенных социальных сетях. Некоторые организации имеют свои сайты, где размещают нужные вакансии.

Однако доступ к Интернету есть не у каждого специалиста, который ведет поиск работы. Не менее 40 % фирм, ведущих поиск кандидатов на замещение вакантной должности, руководствуются рекомендациями сотрудников предприятия [15, c. 321]. Данный метод не требует финансовых затрат, обеспечивает высокую степень совместимости принятого персонала с компанией за счет существующих контактов с уже работающими специалистами. Однако рядовые сотрудники, рекомендуют кандидата, не являясь профессионалами в подборе персонала, поэтому могут не знать должностных обязанностей по вакансии, что не позволяет подобрать персонал высокого профессионального уровня. В основе набора по знакомству является не профессионализм наемного персонала, а личная выгода.


Кроме этого, 33 % организаций обращаются за рекомендациями к коллегам, партнеров и знакомых, 28% прибегают к помощи имеющейся в компании базы данных кандидатов [4, c. 126].

Для привлечения новых кандидатов 17% предприятий принимают участие в ярмарках вакансий, проводят презентации для студентов старших курсов. При серьезной подготовке подобных ярмарок возможно привлечь внимание многих потенциальных работников. Во-первых, провести презентацию собственной компании для заинтересованных в работе людей, во-вторых, обратиться к широкому кругу слушателей, в-третьих, провести предварительные переговоры с кандидатами.

Поиск в учебных заведениях дает возможность притока новых креативных современных идей, однако требует большего времени на вхождение специалиста в должность при недостаточности профессионального опыта. Большинство организаций готовы взращивать для себя кадры из числа молодых специалистов, которые постепенно узнают этапы производства [11, c. 105].

Наиболее эффективный способ набора и отбора персонала (по соотношению времени подбора, качества специалиста и стоимости услуг) - с помощью рекрутинговых агентств [16, c. 108].

Главное преимущество сотрудничества с рекрутерами состоит в том, что последние подбирают не просто квалифицированных, но и психологически совместимых, интеллектуально развитых, прогрессивно мыслящих кандидатов, то есть специалистов, которые практически полностью отвечают всем требованиям заказчика.

К тому же рекрутинговое агентство экономит много времени кадровой службе и администрации предприятия, отсеивая всех ненужных, случайных и слабых кандидатов. Используя свою базу данных и деловые контакты, рекрутер может найти нужного специалиста за день-два. При этом не только найти, но и организовать встречу с работодателем, помочь в освобождении и приеме на работу, а также уладить другие мелкие формальности [15, c. 323].

Если предприятию требуется специалист из конкурирующей организации, наиболее эффективный путь, как указывалось выше, - это обратиться в рекрутинговое агентство. Серьезное агентство обладает подробной информацией обо всех специалистах, входящих в элиту своей области бизнеса, имеющих богатый опыт работы и обширные связи [12, c. 426].

Процесс отбора осуществляется поэтапно. В целом, алгоритм отбора персонала представлен на рис. 1.3.

Процесс отбора кандидатов и изучения их соответствия функциональным обязанностям предусматривает:

- анализ заявлений на конкретные рабочие места, профессии и должности специалистов и руководителей (которые соответствуют требованиям профессии или должности; не соответствуют требованиям в настоящее время, но их можно научить; не соответствуют требованиям и им следует отказать);


- изучение документов и информации с предыдущего места работы, анкетного опроса, рекомендаций лиц, знающих кандидата;

Анализ рабочего места

Анализ рабочей функции

Составление описания (стандарта) рабочего места

Профессиограмма

Составление личностной спецификации работника по должности (рабочему месту)

Психограмма

Анализ внешнего и внутреннего рынков рабочей силы

Привлечение кандидатов на вакантную должность (рабочее место)

Отбор кандидатов с использованием различных методов

Заявительные документы

Тестирование

Медицинский отбор

Испытательный срок

Собеседование

Подготовка и заключение трудового договора

Рис. 1.3. Алгоритм отбора персонала организации [11, c. 112]

- собеседование с кандидатом (опыт работы на должности или по специальности; что умеет делать, что он хочет делать, почему уволился с предыдущего места работы, условия труда и вознаграждения, которые хочет иметь на новом месте) [15, c. 324];

- проведение, в случае необходимости, тестирования и оценивания качеств кандидата. В данном случае оценка позволяет установить соответствует ли требованиям рабочего места соискатель, может работать после дополнительного профессионального обучения или не соответствует требованиям рабочего места;

- оформление на рабочее место: составление характеристики на нового работника, открытие личного дела, ознакомление с условиями и оплатой труда, заключения контракта, издание приказа о приеме на работу [13, c. 16].

В свою очередь, большинство организаций сталкивается с трудностями при подборе персонала. Для того чтобы данные трудности успешно преодолеть, необходимо придерживаться четких правил и принципов, которые обязательно окажут положительное воздействие на эффективность набора и отбора персонала в организации [15, c. 324].

За основу всего процесса отбора персонала берутся корпоративные цели и задачи фирмы. Необходимо четко определить такие направления для компании как целевой рынок, территория, канал распространения, планируемая прибыль в стабильном состоянии и коэффициент прибыльности, тип предложения, бренд и т.п. Четкое определение этих параметров и готовность изменить их по мере поступления новой информации может помочь гарантировано сосредоточиться на правильных действиях в вопросе набора и отбора персонала.


При этом отбор персонала можно осуществлять по принципу «какими должны быть желаемые сотрудники, какая должна быть команда в коллективе». Это может быть:

- «лучшие из лучших»;

- команда из «не ограненных алмазов»;

- члены команды из «школы опыта» [15, c. 325].

Иногда компании пытаются собрать вместе «лучших из лучших». Этот принцип имеет привлекательный вид: такие сотрудники разбираются в проблеме, а у менеджеров есть опыт работы с ними. Однако лучшие из лучших, как правило, являются важными деталями центрального механизма корпорации, и хотя рабочий режим может поддерживаться за счет резервов и налаженных процедур, потеря ключевого линейного менеджера может крайне повредить основному бизнесу. И вообще, чтобы создать что-то новое и наладить отношения в новой команде, они, скорее всего, так и не смогут абстрагироваться от основного рынка [17, c. 152].

Для осуществления инновации нужно действовать по-новому, так, нужно искать людей, которые мыслят по-новому. Для этого используют метод формирования команды из «не ограненных алмазов». Для такой команды зачастую просто не хватает дисциплины, чтобы производить идеи. Также они могут не обладать необходимым авторитетом в организации, чтобы повлиять на распределение внутренних ресурсов.

При осуществлении подрывных проектов лучше отбирать членов команды в зависимости от того прошли ли они школы опыта, где им приходилось решать проблемы подобные тем, с которыми команда может столкнуться в будущем [10, c. 121].

Вместо того чтобы искать «необходимых» сотрудников, успешных в основной деятельности, компаниям необходимо искать руководителей, прошедших нужные школы опыта, которые помогут им выявить и развить новые направления бизнеса [3, c. 22].

Управленческие навыки и интуиция, благодаря которым можно преуспеть во время выполнения заданий, формируются в процессе выполнения предыдущих задач. Итак, бизнес-подразделение можно рассматривать как школу, а проблемы, с которыми столкнулись менеджеры, как учебную программу, которую предлагает эта школа. Поэтому навыки, которыми могут обладать или не владеть менеджеры, зависят от того, какие «предметы» они изучали в различных школах опыта.

Новые идеи рождаются в процессе столкновения разных мнений, мироощущения, способов обработки и осмысления доступной информации. Это, в свою очередь, требует совместной работы людей, которые воспринимают окружающую действительность по-разному. Как следствие, вместо дискуссии между членами рабочего коллектива часто могут возникать непроизводительные конфликты, может тормозить процесс управления и сотрудничества [17, c. 159].