Файл: Опрос как метод маркетингового исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 481

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Следует отметить, по мнению экспертов, рецепт для хорошего решения: 90% информации и 10% вдохновения [15, с.9]. Особенно это высказывание применимо к управлению маркетингом. Ведь маркетинг – это основная точка соприкосновения фирмы с ее окружением. Посредством маркетинговых решений фирма приспосабливает свою продукцию и услуги к нуждам и желаниям общества.

Под маркетинговыми исследованиями понимается системный сбор и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Доскональное знание потребителя, особенностей и мотивов его поведения позволяет фирме успешно развиваться в высоко конкурентной среде. Если фирма хочет постоянно отслеживать обратную связь с покупателем, быть на гребне волны, а не ждать на обочине, она просто обязана проводить маркетинговые исследования. И проводить их системно. Показательна в этом плане зарубежная статистика: в среднем 50% американских, 86% европейских и 60% японских компаний практикуют маркетинговые исследования для получения информации и аудита своих брэндов. Явным же лидером является Великобритания – 100% фирм с оборотом более 25 млн. фунтов и 47% фирм с оборотом до 1 млн. фунтов тратят свои «кровные денежки» на детальное изучение рынка [6, с.118].

В прошлом веке маркетинговые исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XXI веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. Необходимость в проведении маркетинговых исследований очевидна. В этом и состоит актуальность данной темы.

Проведение маркетинговых исследований – это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия. Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом компании и ее высшим руководством.

Объектом курсовой работы является – ООО «Полидент».

Предмет – опрос как наиболее распространенный метод маркетинговых исследований.

Цель – разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить сущность, виды и организацию опросов как наиболее распространенного метода маркетинговых исследований.
  2. Разработать план маркетингового исследования в форме опроса на примере предприятия ООО «Полидент».
  3. Провести анализ результатов опроса и предоставить отчет с обоснованием рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия ООО «Полидент».

Методы, которые использовались при написании курсовой работы: анализ теоретических источников; проведение наблюдение и сбор информации посредством анкетирования; обработка результатов и интерпретация данных, простые методы статистического анализа, а также методы простой и перекрестной табуляции собранной информации.

Для написания курсовой работы были использованы отечественная и зарубежная научная литература, периодическая печать, бухгалтерская отчетность ООО «Полидент» за 2015-2016 годы.

Глава 1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСОВ

1.1 Теоретические основы проведения маркетинговых исследований на основе опросов. Виды опросов

Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию.[3, Маркетинговое исследование также определить как сбор, учет и данных по маркетингу и проблемам в целях качества процедур решений и контроля в среде. Имеется ряд аналогичных и иных маркетинговых исследований.

фирма самостоятельно тематику и объем нговых исследований из имеющихся у нее возможностей и остей в маркетинговой поэтому виды исследований, различными фирмами, быть разными.

особенностью маркетингового отличающей его от сбора и внутренней и внешней информации является его направленность на решение проблемы или комплекса маркетинга. Эта целенаправленность и сбор и анализ в маркетинговое исследование.

распространенным методом первичной маркетинговой является опрос. Он примерно в 90 % исследований. [5,

Опрос — это метод первичной маркетинговой предусматривающий, во-первых, или устное обращение к определенной совокупности (респондентов) с вопросами, которых отражает проблему, и, во-вторых, статистическую обработку и полученных ответов.

опроса состоит в чтобы выяснить мнения людей, их убеждения, установки в какого-либо

Поэтому применение опроса позволяет: [14, с.89]

  • потенциальных потребителей;
  • сегментацию рынка в с качественными и количественными потребителей;
  • оценить восприятие, отношение и потребителей относительно (предприятия), его характеристик, и других элементов маркетинга;
  • выявить потребителей по товарным
  • изучить поведение и потребителей, покупательские и процесс их принятия;
  • факторы, влияющие на потенциальных потребителей, и управления ими;
  • эффективность воздействия на маркетинговых программ, и инструментов;
  • отследить потребления, предпочтений, установок и убеждений
  • выявить характеристики (социально-демографические, психографические, и т. д.

Достоинство этого состоит, прежде в практически неограниченной его возможного применения. этот метод получить данные не о текущем поведении но и о его поведении в прошлом и в будущем.

Опросы не имеют альтернативы в тех когда фирма нуждается в о знаниях, убеждениях и потребителей, о их удовлетворенности, об имидже и т.п. [12, с.114]

Этим, всего, объясняется применение при проведении исследований этого К недостаткам этого относится относительно трудоемкость и значительные на проведение опросов, а возможное снижение полученной инфор обусловленное неправильными или ответами.

Опросы по ряду признаков 1.1).

Таблица 1.1

Классификация опросов

Признак классификации

Классификационные группировки

Тип респондентов

Массовые

Специализированные (экспертные)

Частота проведения

Точечные (разовые)

Повторные

Степень охвата

Сплошные

Выборочные

Форма

Анкетирование

Интервьюирование (прямое и опосредованное, например по телефону)

В зависимости от типа респондентов различают массовые и специализированные опросы. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа.

В специализированных главным источником являются компетентные чья профессиональная деятельность связана с предметом Отсюда следует еще широко используемое таких опросов – . К ним чаще всего на начальных этапах исследований, когда выявить проблему, и на , когда требуется полученную информацию и решение.

В зависимости от проведения опросы быть точечные и повторные. Последние выявить жизненный запросов и предпочтений и основные тенденции их с течением времени для принятия решений о на рынке.

По степени потенциальных потребителей могут быть и выборочными. Сплошные могут проводиться, в отношении посетителей или его стенда на выставочных На практике количество покупателей предприятия, как велико, что делает проведение сплошных В связи с этим приемлемыми являются опросы, сущность заключается в том, что часть (выборка) совокупности населения, в результате применения научно обоснованных Если выборочная достаточно полно свойства генеральной она называется представительной Особая роль при выборочных опросов методу фокус [20, с.96]


В практике маркетинга две основные формы анкетирование и интервьюирование. При респондент письменно на вопросы в присутствии (анкетера) или без него. как форма опроса личное общение с при котором исследователь сам задает вопросы и ответы.

Особенностью как метода сбора маркетинговой информации достаточно высокая отказа респондентов от в исследовании, обусловленная основными причинами. связана с чувством и стремлением никого не в свою личную Определенная категория не изъявляет желания ни в каком обследовании. причина определяется обстоятельствами проведения опроса. Например, респонденты не желают определенные темы. форма опроса влияет на степень участвовать в обследовании. люди находят затруднительным отказаться от в личном интервью, чем в опросе. Обычно методы стимулирования принять участие в путем предоставления подарков. Например, в гостиницах Испании за анкету гость при за проживание может символическую скидку В качестве вознаграждения за в исследовании клиента «премировать», например, майкой, мелкими домашнего обихода или позволяющим бесплатно дополнительной услугой в гостинице сауной, кортами и т. д.). спрос услуга

1.2 Опрос как один из методов сбора первичной информации

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач: [7, с.107]

  • выбор способа связи с аудиторией;
  • подготовка анкеты;
  • проведение тестирования и доработка анкеты.

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Сравнительные характеристики форм опроса представлены в таблице 1.2.

Результаты анализа показывают, что основными преимуществами личного опроса являются гибкость в постановке зондирующих вопросов и непосредственное наблюдение за реакцией на наглядные материалы. При почтовом опросе реакция обычно существенно слабее. Характеристики телефонного опроса представляют собой нечто среднее между характеристиками двух других типов опроса [20, с.254].

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно высокая оперативность и дешевизна проведения опроса.

Таблица 1.2


Сравнительные характеристики различных форм опросов

Характеристика

Форма опроса

почтовый

телефонный

личный

Средняя стоимость анкеты

Минимальная при условии высокого коэффициента возврата

Умеренная

Высокая с учетом затрат времени и оплаты разъездов

Возможность задавать сложные вопросы, модифицировать их

Незначительная, если анкета простая и короткая

Незначительная, так как модифицировать и менять формулировки некогда

Значительная, так как можно демонстрировать вспомогательный материал, формировать личную связь, задавать зондирующие вопросы

Возможность произвольной интерпретации результатов

Отсутствует, поскольку анкета заполняется без участия опрашивающего

Присутствует за счет интонации опрашивающего

Значительна за счет интонации и выражения лица опрашивающего

Анонимность респондента

Полная, поскольку не требуются анкетные данные

Условная, поскольку существует телефонный контакт

Отсутствует, поскольку происходит личный контакт

К этого метода

  • возможность опроса тех, у кого телефон, что нередко не обеспечить адекватность
  • относительно высокая получения отказа от

При письменном опросе получают опросные которые они должны и отослать по назначению. В случае используются закрытые вопросы, на которые заключается в одного из приведенных Вопросы подразделяются образом:

  • да - нет вопросы предусматривается ответ «не знаю» или «ни да, ни нет»);
  • альтернативные при которых нужно из ряда возможных один, иногда
  • ранжирование объектов например автомобилей, на субъективно ощущаемых
  • шкалирующие вопросы по Лайкерта (шкале дающие дифференцированную похожести или различия объектов

Разные вопросов задают уровни шкал, можно применить в для измерения величины признака.

При разработке нужно исходить из в информации и возможностей дать правильный Если исследователя только согласие или то достаточен вопрос «да – нет». Если же сделать заключение о опрашиваемых, то необходимо шкалирующие вопросы.

листы могут кроме вопросов по дела, вопросы, установить контакт с и вопросы, контролирующие и подлинность ответов. того, используются вопросы, касающиеся опрашиваемого.