Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные характеристики общения
1.1. Понятие и сущность общения
1.2. Основные компоненты общения
Глава 2. Общение как взаимодействие, понятие, структура, механизмы взаимодействия
2.1. Психологическое воздействие и влияние
2.2. Манипуляции как один из видов психологического воздействия
2.3. Средства установления и поддержания контакта
2.3.1. Психические механизмы установления и поддержания контакта
2.3.2. Социально заданные формы установления, поддержания и регулирования контактов
Введение
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятен, если дать одно из определений межличностного общения: это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, направленное на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общение является важной составной частью социального бытия человека как общественного существа, человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении — одна из базовых потребностей общественного индивида. Объективная необходимость общения как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться независимо от других людей[1].
Известно, что труднее всего определять те понятия, которые широко употребляются. Именно так происходит с понятием "общение".
До сих пор на страницах отечественной психологической литературы ведется полемика по поводу определения этого понятия. Если же говорить о проблеме общения в целом, то следует, прежде всего, подчеркнуть ее специфичность в отечественной социальной психологии. Сей термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной (западной) социальной психологии и, как отмечает Г.М. Андреева, «содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности»[2].
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Подобный подход к пониманию общения и его структуры был впервые сформулирован Б.Д. Парыгиным[3].
Исследования общения имеют давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М. Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М. Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, В.П. Мясищев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (т.е. производящего материальные и духовные ценности), Б.Г. Ананьев подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально-исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности[4].
За последние 25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом и социальной психологии, прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
В настоящее время проблема общение рассматривается в онтогенезе как один из факторов психического развития личности, связь потребности в общении с другими человеческими потребностями, значение общения для регуляции поведения личности, взаимосвязь общения и эмоциональной сферы личности, особенности психических процессов в условиях общения и т.д.
Всё вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы «Общение как взаимодействие».
Объектом исследования является психология общения.
Предмет исследования — процесс общения как взаимодействие.
Цель исследования — проанализировать особенности процесса общения как взаимодействие.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать определение и охарактеризовать общение;
2) выявить сущность общения;
3) классифицировать и охарактеризовать функции, формы и средства общения;
4) проанализировать структуру общения:
5) проследить механизмы процесса общения как взаимодействия.
При написании работы были использованы учебная и специализированная литература, статьи и монографии известных российских психологов и управленцев, например таких как: Андриенко Е.В., Морозов А.В., Свеницкий А.Л., Соснин В.А., Тимофеев Ю.П. и др.
Методологическая основа исследования складывается из совокупного применения общенаучных и частных методов познания. К первым из них относятся следующие: диалектический метод, метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия.
К частным методам исследования, применяемым в данной работе, относятся: исторический, формальный, сравнительный и т.д.
Применение всех этих методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.
Объем и структура курсовой работы обусловлены целью, задачами и логикой проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Основные характеристики общения
1.1. Понятие и сущность общения
По происхождению слово «общение» указывает на действия «собираться вместе», «объединяться», «совокупляться» (образовывать совокупность). Латинское communico также означает «соединять», «сообщать», «сноситься». В англоязычной литературе «communica-tion» (сообщение, связь, средство общения) употребляется в том же значении, что и русское «общение». Вместе с тем последнему точнее бы соответствовало редко используемое «intercourse», которое означает «общение, сношения» (от дипломатических до половых) и этимологически может быть расшифровано как «взаимонаправленность» («intercourse»), «движение навстречу, взаимоперетекание». Новый аспект находим в украинском «сплкування» («общение»), которое указывает на образование союза (сплки), объединения по интересам, создание новой целостности. К нему близко по значению английское «communion», которое переводится не только как «общение», но и как «церковное причастие, вероисповедание, группа людей одинакового вероисповедания». В последних трех терминах чувствуются отголоски сакральных (лат. sacrum — священный) корней общения. Кстати, и слово «религия» (от латинского re — повтор, ligo — соединять, связывать) означает систематическое объединение людей в единую общность (лигу).
Таким образом, круг значений слова «общение» состоит как минимум из трех больших семантических полей:
1) слияние, объединение людей, создание общности, какой-то человеческой целостности;
2) передача сообщений, обмен информацией между людьми, перенесение какого-либо содержания;
3) встречное движение участников общения, взаимопроникновение, нередко носящее тайный, священный или интимный характер.
Для обозначения каждого из них мы воспользуемся, соответственно, терминами «контакт», «отношение» и «взаимодействие».
Контакт (психологический, межличностный). Исходное значение (лат. contactus — касание) указывает на прикосновение, прикасание. Метафорически контакт может быть описан как встреча, объятия, создание общей границы двух систем, подключение стыковочных узлов, «психологических разъемов».
Назначение контакта состоит в подтверждении партнерами по общению факта существования друг друга. (Этой точки зрения придерживался А.У. Хараш в лекциях для студентов факультета психологии МГУ[5].) Действительно, когда я вступаю с кем-то в контакт, то тем самым подтверждаю (для себя и для него одновременно) наличие у меня партнера (к кому-то же я прикасаюсь!). При этом я удостоверяюсь и в собственном существовании.
Вы можете возразить: «Но я же и так знаю, что я существую, зачем мне это еще подтверждать!». Действительно, мы и так знаем (осознаем), что существуем, но в нашей психике есть такие пласты, которые, образно говоря, не знают этого. Они и не могут знать, поскольку закладывались (формировались) в тех условиях, когда наше существование еще не было доказанным (осознанным) фактом. Более подробно мы рассмотрим данную проблему несколько позже.
Инструментальное значение контакта заключается в создании условий для передачи сообщений по каналам связи. Немаловажно то, между какими частями внутреннего мира устанавливается контакт: глубокими или поверхностными, собственно личностными (душевный контакт) или ролевыми (деловые контакты), сенсорными или смысловыми и т. п. — от этого зависит, какой вид информации сможет быть передан. Соответственно виду контакта складываются и отношения: душевные или деловые, поверхностные или глубокие.
Отношения (межличностные). Исходное значение — отнести, перенести нечто (из себя — в другого, из другого — в себя): «Само слово «отношение» в русском языке является отглагольным существительным (от глагола «носить»), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то кому-то что-то относит... Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т.д.). Поэтому отнести можно только то, что уже является своим (или присвоенным)»[6].
Назначение отношений состоит в обеспечении значимой связи и непрерывного обмена между партнерами. Такой обмен ставит вступивших в контакт людей в зависимость друг от друга, делает их взаимно ответственными за сохранение образовавшегося единства, новой общности. Немаловажно также то, что отношения — это стабилизирующая сторона общения, отражающая структурный момент общения. Отношениями мы называем то, что составляет содержание нашего общения: сотрудничество, вражду, дружбу, соперничество и т. п.
Инструментальное значение отношения — вслед за установлением контакта наполнить информационные каналы таким содержанием, которое будет отражать представления сторон друг о друге, степень их адекватности, специфику ситуации общения и т. п.
В повседневном языке существует немало выражений, соответствующих тому, о чем мы только что сказали. В момент установления контакта мы говорим «возникло отношение». Дальше отношения постепенно складываются (говорим «сложились» или «не сложились»), а затем — устанавливаются («между нами установились теплые отношения»).
Взаимодействие (межличностное). Означает взаимное (с обеих сторон) вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействиях). С момента вступления людей в контакт, как уже было сказано, по каналам связи устанавливается постоянный обмен информацией, что ведет к образованию временной системы из общающихся лиц. Неизбежно встает необходимость обеспечения ее стабильности. Процесс поддержания существования уникальной системы составляет сущность (функцию) взаимодействия: система живет, пока, во-первых, существует перенос содержания по общим каналам взаимодействия, а во-вторых, созданная система отношений соответствует интересам сторон. Взаимодействие — и есть постоянный процесс подстройки созданной системы под интересы участников.
Каждая сторона стремится в общении удовлетворить свои интересы — в этом сущность одностороннего воздействия. Но в той мере, в которой при этом другая сторона рассматривается (порой вынужденно) как равноценная (или хотя бы равносильная), взаимные (воз)действия становятся частями единого процесса взаимодействия. Поэтому во взаимодействии мы и обнаруживаем сакральные корни общения: не только актуальное символическое порождение друг друга (в контакте), не только родовая взаимозависимость и неразделимость (в отношениях), но и взаимное возвышение друг друга до уровня духовной равноценности.
Таким образом, опираясь на анализ семантического поля слова «общение», мы вывели из него некоторые базовые понятия психологии общения. При этом удалось выяснить, что сущность межличностных отношений состоит в образовании партнерами общей системы, в которой происходит обмен их личностными содержаниями. Одновременно мы подготовились к тому, чтобы указать на существование у человека глубокой потребности в объединении с другим человеком, в создании единства Я + Ты.
Каждое обозначенное нами понятие оттеняет разные стороны общения. Позже мы еще вернемся к ним и обсудим каждую сторону более подробно. Сейчас же пора дать предварительное определение центральному для нашей работы понятию — общению. Известно, что определение, как правило, высвечивает ограниченный набор свойств определяемого явления. Несовпадающие определения отличаются между собой не тем, что одни из них верны, а другие нет. Каждое определение верно по-своему. И каждое же определение в некоторых пределах ошибочно. Просто разные определения указывают на явление с разных сторон — и в этом смысле каждое из них верно по-своему. Но ни одно из них не способно описать явление предельно полно — в этом смысле все они страдают изъянами. Важно понимать, во-первых, с какой точки рассматривается явление, а во-вторых, какова широта охвата явления данным определением.