Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основные характеристики общения

1.1. Понятие и сущность общения

1.2. Основные компоненты общения

Глава 2. Общение как взаимодействие, понятие, структура, механизмы взаимодействия 

2.1. Психологическое воздействие и влияние

2.2. Манипуляции как один из видов психологического воздействия

2.3. Средства установления и поддержания контакта

2.3.1. Психические механизмы установления и поддержания контакта

2.3.2. Социально заданные формы установления, поддержания и регулирования контактов

Заключение

Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, — восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто — ведомый. Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Список использованной литературы

Для начала вашему вниманию предложим три определения общения, каждое из которых строится на основе одного из уже известных вам понятий — контакт, отношение и взаимодействие.

Если определить общение через понятие «контакт», то получится так:

Общение — это установление и развитие людьми контактов друг с другом.

Теперь определим через понятие «отношение»:

Общение — это межличностные отношения, связывающие людей друг с другом.

И через «взаимодействие»:

Общение — это процесс взаимодействия между людьми. Каждое из предложенных определений отражает только ту сторону общения, которая схвачена в центральном понятии. Можно, конечно, через запятую объединить их все, «причесав» полученную формулировку, например, следующим образом:

Общение — это процесс взаимодействия между людьми, связывающие их в единые отношения, благодаря которым происходит установление и развитие их контактов друг с другом.

Если же учесть, что в контакте люди подтверждают факт существования друг друга, и если мерить по высшей мерке, то я склоняюсь к более короткому определению, в котором, как мне кажется, объединяются все приведенные определения, но в неявном виде:

Общение — это процесс воссоздания людьми друг друга.

Вероятно, такое определение пока непонятно тебе, уважаемый читатель. Надеюсь, предстоящий разговор поможет его прояснить. Если же оно тебе представляется спорным — спорь. Тогда весь последующий текст — это мои аргументы в нашем с тобой заочном споре. Даже если мне не удастся тебя убедить, ты не просто останешься при своем мнении, а будешь знать как минимум еще одно[7].

Для сравнения приведу примеры того, как определяют общение другие авторы. Начнем с фундаментального (почти официального) и наиболее «полного» (в смысле размера и количества охватываемых понятий) определения:

«Общение — 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера»[8].

Как видим, здесь общение определено дважды. Первый раз — через понятие контакта и описательные дополнения: потребности совместной деятельности, обмен информацией, стратегию взаимодействия, восприятие и понимание. Второй раз — через понятие взаимодействия, дополненное объяснением со стороны причины (вызвано потребностями совместной деятельности) и назначения (изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера). В принципе, определение чего-либо через перечисление составляющих компонентов вполне правомерно, правда, качественное своеобразие определяемого понятия (в нашем случае — общения) все же остается без прояснения.


«Общение — межличностный или групповой процесс, в основе которого лежит обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками»[9].

Главное понятие здесь — процесс обмена. Разумеется, «лежит в основе» не тождественно «составляет сущность», поэтому общение как таковое остается без определения. Очень характерно, что в Социально-психологическом словаре общение определяется точно в социально-психологической манере, а именно весьма поверхностно, через «обмен... информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, установками». Отличие от предыдущего определения (взятого из общепсихологического словаря) очевидно.

Для сравнения посмотрим определение, данное мимоходом и кратко:

«Общение, как это следует из самого значения слова, предполагает общность и соизменяемость взаимодействующих людей»[10].

Строго говоря, из семантического поля слова «общение» извлекается лишь одно его значение, но, вероятно, самое глубокое — общность. Обратим внимание на то, что это определение, в принципе, может оказаться определением и малой группы. Но общая идея схвачена очень рельефно. При этом автор ориентируется, скорее, на собственную лингвистическую интуицию, чем на детальный анализ понятия, но для работы, посвященной не проблеме общения, это вполне уместно.

А вот определение из учебника для вузов, но создается впечатление, что оно сделано мимоходом, без должной для жанра учебника ответственности и обстоятельности. Об этом говорит и построение фразы, и отсутствие шрифтовых выделений:

«...тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением»[11].

Здесь понятие контакта не определяется, и по контексту его можно трактовать неопределенно широко, так что применять его можно весьма свободно и безответственно, что и реализовано автором.

Встречаются и «специализированные» определения:

«Межличностное общение — непременное условие и одновременно порожденный жизненными потребностями человеческого общества гибкий и многоцелевой механизм формирования личности ребенка в ходе усвоения им социально-исторического опыта человека»[12].

Как видим, авторы этого определения «забыли», что общаются не только дети, но взрослые. Такая забывчивость вполне понятна для тех, кто долгое время работает в одной прикладной области и приучается мыслить в основном лишь «своими» категориями. Правда, и задачи авторов были специфические: указать место общения в процессе воспитания ребенка в соответствии с интересами общества. И опять же, речь не о ребенке, а о том, что важно для общества — это точка рассмотрения, заимствованная из наук об обществе, таких как социология, политология и т. п.


Таким образом, мы видим, что дать аналитическое определение общению более сложно, чем просто описать само общение. На данный момент мы с вами рассмотрели лишь некоторые из возможных подходов к определению общения. На первый взгляд они представляются во многом равноценными по отношению друг к другу. Выбрать такие основания, которые бы задавали сущностные признаки, мы с вами будем готовы заметно позже, после того как подробно рассмотрим основной круг проблем психологии общения.

1.2. Основные компоненты общения

Основными характеристиками процесса общения выступают содержание, цель и средства (рис. 1).

Рис. 1. Основные характеристики процесса общения[13]

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов (рис. 2).

Рис. 2. Виды общения[14]

Виды общения крайне многообразны. По признаку использования средств выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение, общение «лицом к лицу», является исторически первой формой коммуникации. Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.

Кроме того, выделяют межличностное и ролевое общение. В первом случае субъектами общения являются конкретные личности, которые обладают уникальными индивидуальными качествами, раскрывающимися в ходе общения и организации совместных действий. Во втором случае участники коммуникации выступают как носители определенных ролей (учитель – ученик). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая заданные функции.


В социальной психологии выделяются также три формы межличностного общения. Императивное общение является авторитарной, директивной формой взаимодействия с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной стороной. Манипулятивное общение представляет собой форму межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипулятивный стиль общения широко распространен в области пропаганды и рекламы.

Императивная и манипулятивная формы общения — это виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению.

Диалогическое общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.

При характеристике структуры общения Г.М. Андреева предлагает выделять три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную[15].

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь в ходе научного анализа.

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Б.Ф. Ломов выделяет три функции: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную (рис. 3).

Рис. 3. Основные функции общения (Б.Ф. Ломов)[16]


Информационно-коммуникативная функция общения заключается в обмене информацией или приеме/передаче информации между людьми.

Регуляторно-коммуникативная функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение становится важнейшим фактором, определяющим эмоциональные состояния человека: весь спектр эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.

Существуют и другие виды функций общения:

• прагматическая функция — отражает мотивационно-потребностные причины вступления в общение;

• функция формирования и развития — отражает возможность совершенствования личности, познания себя в процессе общения;

• познавательная функция — отражает возможность в процессе общения узнавать и познавать окружающий мир, партнера, социальное пространство;

• эмотивная функция — позволяет человеку выражать свои чувства и переживания в процессе общения;

• функция самовыражения — способствует проявлению индивидуальности человека, его личностных особенностей;

• координационная функция — способствует координации действий партнеров в общении, их взаимопониманию и др.

В процессе общения личность может реализовать свои различные потребности, причем степень выраженности этих потребностей у каждого человека будет разной (рис. 4):

Рис. 4. Виды потребностей, реализуемых в общении[17]

Потребность в безопасности проявляется в том, что, находясь в сообществе других людей, человек чувствует себя защищенным от различного рода угроз и опасностей.

Потребность в аффилиации заключается в стремлении быть включенным в доверительные, эмоционально-значимые отношения с другими людьми.

Потребность в престиже заключается в стремлении человека иметь определенный социальный статус в обществе, пользоваться уважением других людей.

Потребность в доминировании/подчинении проявляется в том, что одни люди стремятся главенствовать в отношениях, управлять другими, а другие — хотят быть ведомыми и не стремятся к лидерским позициям.

Потребность в проявлении индивидуальности заключается в стремлении человека раскрыть свои индивидуально-личностные особенности, подчеркнуть свою уникальность и неповторимость.