Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные характеристики общения
1.1. Понятие и сущность общения
1.2. Основные компоненты общения
Глава 2. Общение как взаимодействие, понятие, структура, механизмы взаимодействия
2.1. Психологическое воздействие и влияние
2.2. Манипуляции как один из видов психологического воздействия
2.3. Средства установления и поддержания контакта
2.3.1. Психические механизмы установления и поддержания контакта
2.3.2. Социально заданные формы установления, поддержания и регулирования контактов
Структуру общения можно рассмотреть с разных точек зрения: как посредством выделения уровней анализа явления, так и посредством основных его функций. С точки зрения уровня анализа явления их выделяют три (Б.Ф. Ломов) (рис. 5).
Рис. 5. Уровни анализа общения[18]
Первый уровень — макроуровень. На этом уровне процесс общения изучается в пролонгированных интервалах времени, сопоставимых с этапами развития человека: на сколько человек включен в систему взаимосвязей с другими, членом каких социальных групп является (т.е. с кем и как часто он поддерживает контакты).
Второй уровень — мезауровень. Основное внимание на этом уровне уделяется содержательным компонентам ситуаций общения (по поводу «чего» и «с какой целью » человек вступает в общение); рассматривается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, используемые в общении.
Третий уровень — микроуровень. На этом уровне анализируется элементарная единица общения — взаимодействие участников общения: «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.
Наиболее распространенной в социальной психологии является структура, включающая три взаимосвязанных стороны общения, предложенная Г.М. Андреевой (рис. 6).
Рис. 6. Структура общения (Г.М. Андреева)[19]
Другими словами, структуру общения характеризуют путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Каждая из представленных сторон представляет собой многомерный содержательный пласт характерных особенностей общения, которые будут рассмотрены далее.
Глава 2. Общение как взаимодействие, понятие, структура, механизмы взаимодействия
При рассмотрении общения как взаимодействия акцент делается, во-первых, на действиях которые индивиды предпринимают в отношении друг друга), а во-вторых, как достигается взаимность (соотносят свои цели и организуют их достижение). Эффективность зависит от учета социальной ситуации и социального пространства. Важнейшим элементом является контекст или ситуация. Это нужно затем, чтобы выбрать способ поведения, адекватный ситуации.
Взаимодействие — это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей — решения практических задач или реализации ценностей.
Известны три стандартные социальные ситуации в зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный.
Структура социальной ситуации включает следующие элементы:
1) роли участников, т.е. набор предписаний, как человек должен вести себя;
2) набор и порядок действий (т. е. сценарии);
3) правила и нормы.
Ситуация накладывает значительные ограничения на поведение участников, их эмоции, желания. Вместе с тем снижение свободы является условием установления и поддержания межличностного контакта, делает возможным в перспективе межличностное общение. После того как участники определили тип социальной ситуации, развитие процесса межличностного взаимодействия определяется понятием социального пространства. Социальное пространство не равно физическому. Физическое пространство (включая тело) является проекцией социального пространства.
Взаимодействие есть конструирование, формирование межличностного пространства, которое предполагает:
а) выбор позиции по отношению к другому;
б) четкое определение пространственных и временных границ ситуации взаимодействия, за пределами которой выбранная позиция становится неуместной;
в) оформление занятой позиции посредством использования вербальных и невербальных средств коммуникации.
Различают вертикальные и горизонтальные характеристики межличностного пространства. Вертикальные — представления о взаимном расположении партнеров по общению:
• пристройка сверху (поучения, советы, осуждения, порицание, замечания обращение на «ты», «сынок», высокомерные или покровительствующие интонации, похлопывание по плечу, подача руки ладонью вниз, взгляды сверху вниз и т.д.);
• наравне (спокойный взгляд в глаза собеседнику, открытое выражение чувств и желаний, обоснованное высказывание и готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т. д.);
• снизу (просьба, извинение, поиск самооправдания, виноватые или заискивающие интонации, наклоны корпуса, опускание головы и т. д.);
• отстраненная позиция.
Способность к смене психологических позиций в зависимости от возникшей ситуации и поставленной задачи, репертуар позиций, которыми владеет человек — это один из существенных показателей компетентности в общении. Горизонтальная составляющая включает использование (или отказ) межличностных преград, стоящих на пути сближения людей (стол, стул, скрещенные на груди руки, ноги, паузы, остановки, перевод разговора на другую тему).
Ситуация межличностного взаимодействия является изначально рассогласованной и психологически напряженной из-за социальной и психологической непохожести людей. Ее устойчивость можно поднять через навязывание партнеру своих намерений (принуждение, психологическое подавление, манипуляция) или сотрудничество, достигаемое через взаимопонимание, координацию, согласование.
Взаимопонимание (когнитивная составляющая), основной функцией которого является формирование общего смыслового поля участников взаимодействия, позволяющего объединить интересы сторон, выработать сходное видение задач в данной ситуации. Достигается через осведомленность друг о друге (социальный статус, групповая принадлежность, взгляды на мир) через уточнение, переспросы, повторения, перефразирования, обсуждения и споры по различным жизненным ситуациям.
Координация — поиск таких средств общения, которые в наилучшей степени соответствуют намерениям и возможностям партнеров, результатом является совместимость в действиях, согласованность в операциях.
Согласование — механизм взаимодействия, в результате которого достигается согласие в целях, смыслах, намерениях. Это определяет основной тон и эмоциональную окраску межличностным отношениям.
2.1. Психологическое воздействие и влияние
Психологическое воздействие — это изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей[20].
Это воздействие может быть силовым (принуждение, награда), либо несиловым, тогда его называют влияние. Существуют различные классификации видов влияния, а также противостояния этому влиянию. Ниже приводим одну из классификаций, имеющих практическую направленность (таблицы 1,2).
Таблица 1.
Виды психологического влияния[21]
Вид влияния |
Определение |
Аргументация |
Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции |
Самопродвижение |
Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др. |
Манипуляция |
Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей |
Внушение |
Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям. Выделяют три основные формы внушения гипнотическое, в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности), при активном состоянии (бодрствование) |
Заражение |
Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно Эффект заражения зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (условно - оратора) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем мощнее эффект Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства под влиянием эмоционального транса оратора |
Пробуждение импульса к подражанию |
Способность вызывать стремление быть подобным себе Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным Условия подражания наличие положительного эмоционального отношения, восхищения или уважения к этому человеку – объекту подражания, меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания, ясность, выразительность, привлекательность образца, доступность образца, хотя бы отчасти, сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же) |
Формирование благосклонности |
Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги |
Просьба |
Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия |
Игнорирование |
Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером |
Нападение |
Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека, грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии, безапелляционное навязывание своих советов и др. |
Принуждение |
«Приневоливанье» (термин В. Даля) человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воздействия В последних двух случаях принуждение перестает быть собственно психологическим средством влияния. |
Таблица 2.
Виды психологического противостояния влиянию (по Е.В. Сидоренко, Т.Д. Азарных)[22]
Вид противостояния влиянию |
Определение |
Контраргументация |
Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия. |
Психологическая самооборона |
Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции. |
Информационный диалог |
Прояснение позиции партнера и собственной путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями. |
Конструктивная критика |
Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата. |
Конфронтация |
Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. |
Энергетическая мобилизация |
Намеренная активизация факторов, производящих, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию, в частности, преобразование любых отрицательных или амбивалентных эмоций в гнев. |
Творчество |
Создание нового, пренебрегающее либо преодолевающее влиянием образца, примера или моды. |
Уклонение |
Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений. |
Отказ |
Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия. |
Количество выделенных видов влияния и противостояния влиянию неодинаковое. Каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния, и, кроме того, один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния[23].
Рассмотрим более подробно некоторые приемы влияния на партнера, используемые с целью расположить к себе собеседника.
К ним относятся следующие:
1. «Имя собственное». Основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Д. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека самая приятная мелодия.