Файл: Общение как взаимодействие (Понятие и сущность общения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основные характеристики общения

1.1. Понятие и сущность общения

1.2. Основные компоненты общения

Глава 2. Общение как взаимодействие, понятие, структура, механизмы взаимодействия 

2.1. Психологическое воздействие и влияние

2.2. Манипуляции как один из видов психологического воздействия

2.3. Средства установления и поддержания контакта

2.3.1. Психические механизмы установления и поддержания контакта

2.3.2. Социально заданные формы установления, поддержания и регулирования контактов

Заключение

Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, — восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто — ведомый. Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Список использованной литературы

Способность устанавливать такое подобие хорошо используется в диагностике и коррекции с помощью сказок, в символдраме и т. п. Для более полного понимания излагаемых здесь идей рекомендуем обратиться к соответствующей литературе. Попутно оттуда же можно заимствовать приемы, с помощью которых можно повысить свою компетентность в общении.

В результате срабатывания механизмов присоединения возрастает взаимная зависимость партнеров друг от друга. Эта зависимость ведет к тому, что они чувствуют не только взаимную близость, но также и взаимную уязвимость друг перед другом. Поэтому наибольшей зависимостью характеризуются наиболее близкие отношения, такие как дружба и любовь. Возможно, поэтому люди так серьезно относятся к близости — отношениям, которые делают их уязвимыми для замечания, критики, даже нечаянного невнимания.

Вместе с тем даже поверхностные контакты ставят нас в зависимость от тех, с кем мы общаемся. Т. Хейдметс указывает, что как пространственный, так и социальные контакты увеличивают контроль над деятельностью человека (по сравнению с ситуациями вне контакта). Он выдвинул предположение о том, что общее количество желаемого количества и глубины контактов для каждого человека составляет примерно константную величину, поэтому человек постоянно регулирует уровень (плотность и глубину) текущего контакта. В одних случаях, когда минимально необходимого количества или качества контактов недостает, человеку необходимо побыть с друзьями, а в других, когда он «перегрузился», переобщался, — на какое-то время хочется побыть наедине с собой. Правда, часто недостаток качества в контактах (глубины, близости, понимания, сочувствия) компенсируется избыточным их количеством. Однако гиперобщение редко когда приносит истинное удовлетворение потребности в общении: много — не значит хорошо.

2.3.2. Социально заданные формы установления, поддержания и регулирования контактов

В общественной практике разработано немало стандартных средств, которые предоставляют возможность людям устанавливать и поддерживать контакты в условиях межличностной унификации и поверхностного общения, столь характерных для социальных отношений. Среди них можно выделить:


1. Готовые речевые формулы. К ним относятся, во-первых, приветствия, специализированные для множества возможных случаев: в быту для незнакомых людей, для официальных обращений, для близких людей, для дачных соседей, для особых случаев (траур, шумные праздники, торжества...). Во-вторых, это оклики, с помощью которых мы обращаем внимание необходимого или желаемого для общения человека, форма которых также сильно зависит от социальной ситуации взаимодействия, от наших планов в отношении его. Можно еще упомянуть обращения, приглашения и т. п.

2. Функционально определенные жесты: для приветствия, для приглашения, привлечения и даже удержания. Некоторые из жестов ясно заданы во всех культурах, если, например, необходимо отмахнуться при нежелании давать интервью, отвечать на вопросы, выслушивать сообщение и т. п. Другие менее определены, имеют множество вариантов исполнения, например приглашение присоединиться к компании: можно указать на стул, махнуть рукой, взять за локоть и подвести и т. д.

Особая роль принадлежит глазам. С детства нас учат «зря не пялиться», долго не рассматривать, не выражать излишнего любопытства и пр. В нашей культуре взгляд и межличностный контакт сильно взаимосвязаны: «если смотрит, значит, чего-то хочет». Мы научились регулировать степень контакта с помощью взглядов. Например, если в городском транспорте кто-то начинает обращаться к присутствующим с какими-нибудь призывами или просьбами, большинство людей избегают смотреть в глаза «активисту», чтобы не оказаться вовлеченным в его акцию. Впрочем, в транспорте вообще не принято смотреть людям в глаза. Иногда исключение контакта глаз позволяет избежать прямой агрессии: когда прямой взгляд расценивается или как вторжение, или как возможность (открытость, доступность) для атаки.

Заметное место в нашей жизни занимают такие формы общения, в которых глубина контакта жестко задана, а его плотность регулируется специальными правилами, часто неписаными, но от этого не менее жесткими. К ним в первую очередь относятся ритуалы и развлечения[27].

Заслуга Э. Берна состоит в том, что он обнаружил еще и психологические сценарии, выполняющие ту же функцию. Суть подобных процедур заключается в том, что благодаря сценарной организации общения (контакты «оптом») их участникам удается избежать установления глубоких контактов и действительной близости с конкретными людьми (уникально и «в розницу»). Психологическая выгода — скажем прямо, сомнительная с точки зрения личностной значимости — заключается в том, что одновременно и сохраняется видимость общения (соприсутствие, времяпрепровождение, обмен репликами), и минимизируется личностная зависимость друг от друга. В использованных выше терминах, глубина контактов заменяется их поверхностной плотностью.


Кроме психологической выгоды есть и социальный выигрыш: человек, получая средство регуляции глубины контакта, выбирает, с кем из обилия партнеров, вовлеченных в ритуалы и развлечения, можно переходить к установлению более глубоких отношений. Таким образом, социально организованные поверхностные контакты позволяют устанавливать множество новых социальных связей, потенциально способных стать межличностными отношениями. А уже из них каждый человек волен выбрать тех людей и такие связи, которые в наилучшей степени дадут возможность удовлетворить свои потребности, наполнить их собственным личностным смыслом.

Трудности (уже личностные) возникают там, где человек по каким-то причинам теряет (или не приобретает) способность:

желать близких отношений (например, ввиду прежних разочарований или ожидаемых угроз, зависимости, ошибки);

определять людей, с которыми ему хочется быть в более близких отношениях;

выбирать момент (ситуацию, готовность партнера и т.д.), когда переход к более глубоким отношениям будет более уместным;

углублять отношения в удобном или приемлемом для партнера темпе;

находить адекватные ситуации и сложившимся отношениям средства интимизации контакта;

устанавливать оптимальную по своим потребностям глубину отношений.

Каждая из трудностей (список, разумеется, не закрыт) может составить предмет работы психолога-консультанта с клиентом. Понимая психические механизмы организации межличностных контактов, профессионал сможет точнее определить звено, в котором произошел сбой и быстрее найти средство, с помощью которого такой сбой удастся снять.

Существуют также специальные средства прерывания актуального (текущего) контакта: считается неприличным просто разворачиваться и уходить или просто отвернуться к другому собеседнику. Поэтому люди используют особые средства предупреждения о предстоящем прерывании контакта. В словах — это завершающие или подводящие итог фразы («Интересный у нас получился разговор», «Хорошо посидели»), сообщение о своих намерениях («Необходимо заглянуть в буфет», «У меня назначена встреча...»), «зависание» на пустых темах (о погоде, «о ни о чем»), когда все начинают понимать, что пора останавливать разговор и пр. В движениях также хорошо чувствуется готовность уйти: люди постепенно «выходят» из зоны беседы, отодвигаясь, откидываясь или разворачиваясь в другом направлении[28] Пространственные изменения и тенденции, как правило, уверенно истолковываются как выражение мотивационных напряжений, вызванных необходимостью откладывать их реализацию.


Заключение

Общение — сложный, опосредованный множеством факторов процесс установления и развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

В едином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Общение может происходить на разных уровнях. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или Внешний диалог). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека[29].

Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе. Если все перечисленные выше потребности будут удовлетворяться во время общения, то, скорее всего, оно будет долгим и продуктивным, если же нет, то, вероятнее всего, оно прервется или будет осуществляться время от времени с большими интервалами. Полноценность общения зависит также от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами можно считать принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трех сторон общения — восприятия, коммуникации и взаимодействия — возможно только как прием анализа: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие.

Но если восприятие и коммуникация в общении все-таки в какой-то мере, с большими оговорками, но поддаются отделению от «целого», то вычленение «отдельного» взаимодействия практически невозможно.


Главное содержание общения — это воздействие на партнера.

Один из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, — восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто — ведомый. Открытость общения — это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Список использованной литературы

  1. Азарных Т.Д. Психология делового общения (элективный курс): учебное пособие / Т.Д. Азарных, И.Ф. Ознобкина. Воронеж, ВГТА, 2010. – 184 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с.
  4. Андреева Г.Л. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.Л. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. — М.: МГУ, 2001. – 344 с.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М., 1988. - 300 с.
  6. Доценко E.Л. Психология общения: учебное пособие / Е.Л. Доценко. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. - 296 с.
  7. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.
  8. Коллектив. Личность. Общение: словарь социально-психологических понятий / [В. С. Агеев, С. П. Безносов, В. А. Богданов и др.]; под ред. Е.С. Кузьмина, В. Е. Семенова. – Л.: Лениздат, 1987. - 143,[1] с.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1984. – 344 с.
  10. Макарова И.В. Психология: конспект лекций / И. В. Макарова. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. — 237 с.
  11. Немов Р.С. Психология: учеб. Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2014. - 576 с.
  12. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. — СПб.: ИГУП, 1999. – 562 с.
  13. Пиз А. Язык жестов: пер. с англ. / А. Пиз. - Воронеж, 2012. - 218 с.
  14. Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр и доп. - М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  15. Саморазвитие: для тех, кто хочет все успеть : что такое мотивация? как реализовать себя?, психология общения, как защититься от манипуляций?, Я, семья и общество. – М.: ЭКСМО, 2015. - 124, [1] с.
  16. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 5-15.
  17. Соснин В.А. Социальная психология / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. — М.: Форум-Инфра-М, 2014. – 312 с.
  18. Хараш А.У. Лекционная аудитория: социально-психологический аспект / А.У. Хараш. – М.: [б. и.], 1972. - 41 с.
  19. Шик С.В. Психология общения для юристов: учебное пособие / С.В. Шик, — Красноярск: филиал ОУ ВО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске, 2015. – 110 с.
  20. Эксакусто Т.В. Основы психологии делового общения: учебное пособие / Т.В. Эксакусто. – Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015. – 162 с.