Файл: Пути совершенствования системы мотивации и стимулирования труда в ООО«СМС».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда, побуждающую каждого конкретного работника работать производительно и качественно для достижения поставленной цели. Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими целями предприятия, является ключевой задачей для его успешного развития.

Проблема мотивации является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении. В основе мотивации человека лежит, прежде всего, его деятельность. Деятельность, по мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева, является основанием личности. Деятельность занимает важное место в жизни человека, поэтому необходимо изучать все процессы и явления, связанные с ней, в том числе и мотивацию, с целью сделать деятельность человека как можно более эффективной.

Основополагающим фактором успеха любой организации, работающей на современном рынке товаров и услуг, являются люди. Общеизвестно, что решающее влияние на успешность организации оказывает трудовое поведение ее сотрудников. Персонал, способный по своим профессиональным, деловым и личностным качествам произвести и продвинуть продукт, с которым предприятие выходит на рынок, является одним из ключевых факторов успеха.

Компоненты мотивационной структуры работников разнообразны, но на психологическое состояние работника и его отношение к выполнению собственных профессиональных обязанностей наиболее сильное воздействие оказывают: денежное вознаграждение, оценка и признание профессиональных достижений и возможность профессионального роста. В связи с этим исследование мотивационной структуры в системе управления медицинским персоналом в данной работе базируется на четырех основных блоках: изучение потребностей; система оплаты труда; система оценки профессиональной деятельности и управление профессиональным развитием медицинских работников.

Важно разработать такую систему мотивации труда медицинских работников, которая обеспечила бы баланс между достаточным доходом для них, высоким качеством медицинских услуг и эффективным управлением затрат на оказание медицинской помощи.


Целью исследования является изучение системы мотивации и стимулирования персонала ООО «СМС» и разработка путей ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы и современные тенденции мотивации и стимулирования труда и их роль в повышении эффективности деятельности организации;
  • проанализировать действующие методы мотивации и стимулирования персонала клиники и установить их влияние на удовлетворенность трудом и качество работы;
  • разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала ООО «СМС»;
  • провести экономический расчет и обосновать внедрение новых методов мотивации и стимулирования труда работников.

Объектом исследования является ООО «СМС».

Предметом исследования является система мотивации и стимулирования медицинского персонала.

Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь между показателями деятельности организации и системой стимулирования труда. Чем эффективнее система мотивации и стимулирования организацмм, тем выше экономические и социальные показатели функционирования.

В ходе исследования применялись методы наблюдения, анкетирования, изучения документов. Исходной базой для анализа системы мотивации ООО «СМС» стала документация организации: должностные инструкции, положения об отделах, положение о премировании труда работников, приказы и распоряжения руководства, данные управленческого учета.

Выборку исследования составили сотрудники стоматологической клиники, в количестве 20-ти человек. Для оценки мотивации труда в ООО «СМС» сотрудникам было предложено заполнение анкеты «Вопросы анкеты для исследования мотивации персонала», для оценки действенности методов мотивации персонала в ООО «СМС» проведен анкетный опрос персонала «Анкета для исследования эффективности системы мотивации персонала».

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные меры мотивации и стимулирования труда работников в стоматологической клинике позволяют руководителям частных стоматологических практик успешно использовать социально-психологические и воспитательные методы управления, повышая эффективность медицинского труда путем воздействия на внутриличностный процесс формирования мотивов профессионального развития, что приведет к повышению качества медицинской помощи населению.

Структурно исследование представлено введением, двумя главами, содержащими разделы, отражающие теоретические и практические положения исследования, заключения, списка использованных источников и приложениями.


Глава 1. Теоретический анализ изучаемой проблемы

1.1. Понятие мотивации и стимулирования труда

Изучение трудовой мотивации – комплексная задача, которую можно рассматривать с разных уровней и с разных теоретических позиций. В ее решение вовлечен целый ряд наук: психология, социология, экономика, управление, педагогика, каждая из которых рассматривает специфические аспекты мотивации своими методами и средствами[1].

Большой вклад в развитие концепции трудовой мотивации внесли работы социологов Здравомыслова А.Г., Кисселя А.А., Кравченко А.И., Наумовой Н.Ф., Подмаркова В.Г., Поповой И.М., Пригожина А.И., Шляпентоха В.Э., Ядова В.А., экономистов Бунича П.Г., Попова Г.Х., философов Чангли И.И., Щербака Ф.Н., психологов Асеева В.Г., Ковалева В.И., Москвичева С.Г., Якобсона П.М. и др.

Многодисциплинарность подходов к изучению трудовой мотивации характерна и для зарубежной науки. На разных этапах развития западной управленческой мысли мотивация персонала рассматривалась в рамках научного менеджмента, административной теории, школы «человеческих отношений», социальной и промышленной психологии, социологии трудовой организации и лидерства. Большое влияние на создание теории трудовой мотивации оказали классические работы Ф.Тейлора, Г.Мюнстерберга, М.Фолетт, Э.Мэйо, Ф.Ротлисбергера, А.Маслоу, Б.Скиннера, Д.Макгрегора, Д.Маклелланда, А.Тернера и П.Лауренса, К.Аржириса, Ф.Херцберга и др. Немалый вклад в разработку данной проблемы был внесен и современными западными теоретиками и исследователями трудовой мотивации - В.Врумом, К.Альдерфером, Р.Хакменом и Г.Олдхемом, Э.Локом, Дж.Адамсом, Ф.Фиедлером, Р.Лайкертом, Л.Портером, М.Стиерсом и др. Важное место умению менеджеров мотивировать подчиненных к производительному труду отводится в большинстве современных практических руководств по управлению (М. Мескон, М.Армстронг и др.)[2].

Мотивация к трудовой деятельности - сложный процесс, формирующийся под влиянием многочисленных элементов: потребностей, мотивов, целей, стимулов, мотивационных факторов, управленческих воздействий, социально-экономических условий[3]. Очень тесно связана мотивация и с такими понятиями, как стимулирование, отношение к труду, удовлетворенность трудом. В современных работах и исследованиях, посвященных изучению трудовой мотивации, не существует единого мнения относительно определения данных категорий, их взаимосвязей и влияния на мотивацию человека[4]. Чтобы в дальнейшем было понятно, какой смысл мы вкладываем в эти категории и какое место отводим им в процессе формирования и развития мотивации к труду, определим основные из них и механизмы их «участия» в мотивационном процессе.


Для современного этапа изучения трудовой мотивации характерно наличие большого числа терминов и понятий, в применении которых отсутствует полная согласованность и четкое разграничение. При описании мотивации человека в литературе используются такие понятия, как потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, предрасположенность, побуждения, склонность, диспозиция, установка, социальная установка, ценностные ориентации, направленность, отношение, желание, влечения, стремление и др.

Упорядочение существующей терминологии - длительный процесс, который будет происходить по мере формализации (насколько таковая вообще возможна) изучения мотивации. Поскольку всесторонняя разработка понятийного аппарата мотивации не является целью нашего исследования и скорее относится к задачам психологической науки, то неустойчивость терминологии в данной области дает право использовать такие определения, которые в наибольшей степени соответствуют предмету нашего исследования, а именно управлению персоналом на основе мотивации. Из всего множества понятий мы используем понятия «потребность», «мотив», «стимул», «мотивационный фактор», «мотивация», «стимулирование», «мотивационное управление»[5].

Ключевым для целей нашего исследования является понятие «мотивации работников к трудовой деятельности». В общем случае под мотивацией понимается процесс побуждения человека к деятельности для достижения определенных целей. Расширительное понимание термина мотивация толкует ее как общую детерминацию поведения вообще, объединяя под этим названием все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, установки, цели и т.п.

В дальнейшем в работе наравне с понятием «мотивация работников к трудовой деятельности» в качестве равнозначных применяются понятия «мотивация персонала», «мотивация к труду», «трудовая мотивация», «мотивация трудовой деятельности», которые нам представляются как допустимые; стилевые различия не рассматриваются как различия толкования.

Трудовая мотивация является частной, но наиболее важной формой мотивации. В дальнейшем под трудовой мотивацией мы будем понимать совокупность всех видов побуждений работников к трудовой деятельности, направленной на достижение целей организации. Говоря экономическим языком, трудовая мотивация есть средство воздействия на ресурсы - рабочую силу и ее характеристики - для получения таких результатов, как высокая производительность и эффективность труда, низкий абсентизм и текучесть[6].


Существует тонкое различие между двумя родственными терминами - мотивация и мотивирование, которое делается далеко не всеми авторами. Согласно нашим представлениям, под мотивацией следует понимать все то, что побуждает человека к действиям, а под мотивированием - только внешние воздействия, направленные на формирование мотивации. Применительно к трудовой ситуации мотивирование есть управление персоналом на основе мотивации[7].

В отечественной литературе мотивирование рассматривается как основное содержание социального (в отличие от экономического и технологического) управления «Социальное управление на основе мотивации получило в экономической, социологической и управленческой литературе термин «мотивирование». Если под мотивацией понимается весь комплекс внутренних психологических условий формирования и активизации определенного мотива поведения, то мотивирование - также в широком понимании - включает в себя всю совокупность социально-экономических факторов, которыми определяется мотивация человека».

Большие разногласия существуют в определении ключевого понятия мотив. К. Обуховский привел около десятка определений мотива, даваемых разными специалистами, и показал их односторонность. Его определение: «Мотив -побуждающая причина действий и поступков человека», - тоже, по-видимому, не является оптимальным[8]. В таком понимании мотив ничем не отличается от стимула. Одними авторами мотив понимается как осознанная потребность, другие включают в это понятие неосознанные побуждения, третьи называют мотивами непосредственно объекты и предметы потребностей.

Нередко мотивы отождествляются с такими понятиями, как направленность личности, внутренняя позиция личности, ценности, ценностные ориентации, отношение к труду, установки, желания, цели, интересы, стремления.

Существует даже трактовка мотивов только как проявлений вербального поведения, как совокупности приемов объяснения и обоснования человеком своего поведения. В таком неразделяемом нами понимании предполагается, что в роли мотивов всегда выступают суждения, что мотив есть лишь версия поступка, а не его побудительная сила. Данный подход не делает различие между мотивами и мотивировками.

В дальнейшем под мотивами будем понимать осознанные побуждения к деятельности, возникающие на основе потребностей. Мотивы труда - это стремления человека получать то или иное благо (удовлетворять свои потребности) посредством трудовой деятельности[9]. При этом эффективность последней напрямую зависит от сформированности трудовой мотивации, проще говоря, от того, имеет ли работник достаточное количество сильных и устойчивых мотивов, побуждающих его к производительному труду.