Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы бенчмаркинга
1.1. Понятие и значение бенчмаркинга
1.3. Методические основы проведения бенчмаркингового исследования
2. Применение бенчмаркинга на примере ООО «Золотой бычокъ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия на основе бенчмаркинга
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что использование бенчмаркинга как эффективного направления исследования конкуренции на рынке приобретает все большую значимость для успешной деятельности предприятия и широко применяется при разработке мероприятий по повышению эффективности текущей деятельности предприятия, а также осуществления стратегии субъектов хозяйствования.
В условиях рыночной экономики непрерывно растет интерес и ощущается высокая потребность в изучении опыта успешных инноваций для развития бизнеса. К таким инновациям относится бенчмаркинг - новый современный инструмент конкурентной борьбы и метод управления бизнесом. Как только организация с помощью бенчмаркинга начинает осознавать свое отставание от образцовых предприятий, она проявляет особый интерес к поиску передового опыта, использование которого способно помочь устранить причины такого отставания. Получение и анализ подобной информации обычно происходит во время детального изучения работы конкретных организаций.
В научной литературе существует множество взглядов на данную тему, что значительно облегчает исследование данного вопроса. Освещению данной проблематики посвящены публикации Е.И. Шмелевой, Н.Б. Губера, О.В. Богатовой, Н.И. Меркушовой, О.М. Калиевой, У.Я. Андрусива, С.Б. Абдулаевой и других.
Целью курсовой работы является разработка практических рекомендаций по управлению конкурентным потенциалом организации на основе бенчмаркинга на примере организации «Золотой бычокъ».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- охарактеризовать понятие и значение бенчмаркинга;
- рассмотреть типы бенчмаркинга;
- раскрыть методические основы проведения бенчмаркингового исследования;
- дать общую характеристику ООО «Золотой бычокъ»;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия на основе бенчмаркинга;
- разработать бенчмаркинговый аван-проект по повышению конкурентоспособности рассматриваемого предприятия на локальном рынке мясной продукции.
Объектом исследования является конкурентоспособность ООО «Золотой бычокъ».
Предмет работы – применение бенчмаркинговых технологий как способа анализа конкуренции и повышения конкурентоспособности ООО «Золотой бычокъ».
Информационная база курсовой работы включает труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные теме исследования, статьи, опубликованные в периодических изданиях, Интернет-ресурсы, а также данные внутренней отчетности рассматриваемого предприятия.
В процессе исследования применялись следующие методы: анализ и синтез, изучение документов, наблюдение, сравнение, экономико-статистические методы исследования, расчет коэффициентов и другие.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты бенчмаркинга как эффективного направления исследования конкуренции на рынке: его понятие и значение, типы и методы проведения. Во втором разделе исследуемая тема анализируется на практическом примере ООО «Золотой бычокъ». По итогам проведенного исследования формулируются выводы, рекомендации и заключение.
1. Теоретические основы бенчмаркинга
1.1. Понятие и значение бенчмаркинга
Конкуренция внутри рынка стала глобальной, и большинства компаний начинают понимать, что необходимо детально изучить, и в последствии чего использовать, лучшие достижения других компаний во благо своих будущих успехов. Отсюда становятся очевидны причины резкого роста популярности бенчмаркинга. Компаниям необходимо, чтобы не остаться позади своих конкурентов, независимо от размера и сферы деятельности, постоянно изучать и применять передовой мировой опыт во всех сферах деловой активности, перенимать все виды эффективных технологий.
Существует множество определений бенчмаркинга, но в основном он означает проведение исследования в целях получения информации о конкурентах информацией и адаптацию лучшего опыта для внедрения постепенных изменений в работу.
Бенчмаркинг (англ. - benchmarking) – это процесс сравнения существующего процесса, технологии, услуги, изделия и пр. с лучшими или существующими на данный момент в отрасли, на рынке с аналогичными технологиями, процессами, продуктами, услугами [5, c. 202].
Согласно А. М. Годину: “бенчмаркинг – особая управленческая процедура внедрения в работу организации стандартов, методов и технологий работы лучших организаций-аналогов” [7, c. 105].
Ю.Н. Соловьёва придерживается практически такого же мнения: “бенчмаркинг – механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями фирм, являющийся более успешными” [14, c. 72].
Появление методологии бенчмаркинга в большинстве источников относят к 1972 году в США, но официальное признание процедура получила с 1979 году благодаря проекту компании XEROX, в котором была разработана системная процедура оценки затрат и изделий по отношению к японским компаниям. Данная методология получила название «10-ти шаговый метод XEROX» и является рабочей и в настоящее время, используясь компаниями, войдя во многие учебники по менеджменту [10, c. 774].
Использование бенчмаркинга многогранно и многонаправленно, что только в настоящее время начинает пониматься и признаваться компаниями. С середины 70-х годов он осуществлялся лишь в рамках конкурентного анализа. И хотя сегодня бенчмаркинг весьма успешно зарекомендовал себя как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с лидерами и в смежных, и в своих отраслях для гарантии долгосрочного пребывания на рынке, большинство компаний до сих пор пребывает в «ловушке» стереотипов о том, что основная функция и цель бенчмаркинга – конкурентный анализ продукта или услуги. Существует множество целей, для достижения которых компании могут проводить бенчмаркинг. Ниже представлены основные из них:
- постановка и оценка достижимых целей, основываясь на опыте других компаний;
- внедрение изменений;
- улучшение текущих бизнес-процессов;
- мониторинг, изучение деятельности конкурентов [13, c. 69].
При этом большинство авторов сходится во мнении, что основной целью бенчмаркинга как эффективного направления маркетингового анализа рынка является исследование и выработка обоснованного решения по совершенствованию позиций предприятия среди конкурентов в своем сегменте рынка.
Выделяют следующие задачи, которые стараются достичь предприятия, используя бенчмаркинг:
- улучшение конкурентных позиций;
- определение направлений по снижению затрат;
- повышение степени удовлетворенности потребителей;
- повышение эффективности работы предприятия;
- анализ слабых мест и возможностей для роста;
- разработка новых идей;
- организационные изменения [12, c. 34].
В современном мире ни для кого не секрет, что применение данного процесса, как действующей технологии управления может обеспечить компаниям стабильные позиций на рынке, конкурентные преимущества и увеличение доли рынка и прибыли. Понятие бенчмаркинга так же можно описать, проанализировав его функции (рисунок 1)
.
Рис. 1. Функции бенчмаркинга [3, c. 10]
Данный метод управления бизнесом достаточно популярен на международном уровне, он работает, помогая крупным компаниям совершенствовать бизнес-процессы. Успешное применение бенчмаркинга приносит весьма ощутимую и значительную выгоду, а именно:
- улучшение производительности и качества;
- пошаговые изменения в инновациях и работе;
- улучшение в процессе индикативного измерения деятельности предприятия [18].
Бенчмаркинг также может положительно влиять на аспекты, необходимые для поддержки процесса постоянного улучшения работы предприятия:
- повышение внимания к работе компании, обсуждение внутри компании ее сильных и слабых сторон;
- изучение опыта других организаций дает больше уверенности в применении новых методов и походов, в ее развитии;
- персонал в рамках программ внутренних изменений в организации становится более вовлеченным и мотивированным;
- повышение желания обмениваться решениями общих проблем и достигать консенсуса в проведении изменений с другими компаниями;
- лучший вид «общей картину» и разворот более широких перспектив взаимодействия факторов, способствующих внедрению наилучшего опыта;
- повышения качества сотрудничества и формирование понимания взаимодействия внутри организаций и между ними [16, c. 19].
Постоянно изменяясь, перенимая опыт других компаний и на основе него, добавляя что-то от себя, создавая новые решения как по своей внутренней структуре, по своим процессам, так и по продуктам, компания сможет стать более конкурентоспособной и создать конкурентные преимущества [15, c. 121].
Связь бенчмаркинга и конкурентных преимуществ, к примеру, в рамках продуктового бенчмаркинга, выражается в следующем: изучив популярные продукты конкурентов, оценив свои с позиции сильных и слабых сторон организация сможет создать новый продукт, который будет не просто отвечать потребностям рынка, но из-за сочетания различных параметров лучших из лучших быть инновационным и совершенно отличным от остальных, обладать уникальными чертами и эксклюзивной ценностью. Это полностью соответствует сути термина конкурентного преимущества, представленного выше. Использование других типов бенчмаркинга поможет организации повысить эффективность своего функционирования, что приведет к более рациональному использованию ресурсов, к более продуктивной работе, к снижению затрат, что не может не повлиять на качество ее продуктов и услуг, на ее прибыль и успешность. Перенимая чужой опыт, как в поговорке «мудрец учится на чужих ошибках», компания может сэкономить немало ресурсов и времени, сразу пойдя правильным путем. В таком случае у компании появятся возможности и ресурсы для проведения дальнейших исследований по совершенствованию себя и своих продуктов, что также позволит ей быть лучше успешнее, чем конкуренты [17, c. 257].
Таким образом, бенчмаркинг является весьма эффективным методом для исследования и повышения конкурентоспособности как с позиции совершенствования продуктов компании или создания новых, так и с точки зрения оптимизации ее деятельности в целом на основе опыта лидеров в отрасли или на рынке, это неисчерпаемый ресурс для постоянного развития компании и ее конкурентных преимуществ, что обладает безусловной ценностью и выгодой для любой организации.
1.2. Типы бенчмаркинга
Следующий аспект, освещенный в теоретической части, является достаточно важным и требующим особого внимания – это типы или виды бенчмаркинга. Каждая компания, ощущающая необходимость в переменах, встает перед выбором будущей методологии и типа бенчмаркинга [19].
В разных источниках выделялись разные типы бенчмаркинга описывалось разное количество типов – от всего двух до шести. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Процессный бенчмаркинг – в рамках данного типа проводится исследование и изучение бизнес-процессов для определения и идентификации наилучших способов его организации и одной или нескольких эталонных фирм. Анализ деятельности конкурентной фирмы может требоваться при условии, что цель организации – определить эффективность создания стоимости продукта, использования собственного капитала.
Финансовый бенчмаркинг – это выполнения анализа в сфере финансов и сравнение результатов для оценки эффективности использования финансовых ресурсов и конкурентоспособности предприятия [7, c. 186].
Инвестиционный бенчмаркинг – это процесс проведения сравнительного анализа инвестиционных перспектив среди различных компаний на рынке. При этом анализ идет с позиции, что данные компании представляют собой альтернативные инвестиционные возможности с точки зрения инвестора.
Стратегический бенчмаркинг – процесс исследования глобальных перспектив бизнеса, данный тип обычно выходит за рамки даже одной отрасли, так как производится анализ внешней среды в перспективе развития в целом. При этом исследуются угрозы и возможности, экономическая, политическая и социальная среды. Его используют там, где предприятие хочет усовершенствовать свою деятельность с помощью изучения долгосрочных стратегий и общих подходов, которые другим компаниям – лидерам помогли преуспеть, что и является главной целью стратегического бенчмаркинга [10, c. 782].