Файл: Бенчмаркинг (ООО «Золотой бычокъ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Партнерами по стратегическому бенчмаркингу могут быть как реальные, так и потенциальные конкуренты, а также любые иные предприятия, которые считаются лидерами по вопросам руководства бизнеса, представляющим стратегический интерес для руководителей вашего предприятия. Также стратегический бенчмаркинг включает в себя аспекты высокого уровня, такие как ключевые направления развития, развитие новых продуктов и услуг предприятия.

Бенчмаркинг конкурентоспособности – данный тип позволяет предприятию оценить конкурентоспособность предприятия путем сравнения продуктов, услуг с аналогичными у основных игроков рынка [5, c. 204].

Продуктовый бенчмаркинг – процесс, в рамках которого проектируются новые продукты или модернизируются текущие. Иногда в рамках такого бенчмаркинга используется методика обратного проектирования – требования к будущему изделию опираются на свойства продуктов основных конкурентов, доминирующих на рынке с целью выделения достоинств и недостатков собственно и уже тогда разработать продукт, который будет соответствовать требованиям рынка [8, c. 19]. Данный тип близок в бенчмаркингу конкурентоспособности, но отличается большей фокусировкой на самом продукте, его свойствах и будущих модификациях.

Функциональный бенчмаркинг –это сравнение эффективности работы одной из своих ключевых функций с целью улучшения работы бизнеса в данной сфере или сопоставление параметров работы отдельных функций (процессов, операций, работ) компании с аналогичными параметрами у наиболее успешных, работающих в похожих условиях, предприятий [6, c. 182]. Сложные функции – HR (управление персоналом), Бухгалтерский учет, Финансы, IT (информационные технологии) обычно весьма сложно сопоставимы для оценки в разных условиях ведения бизнеса, и именно поэтому их разбивают на ключевые процессы и проводят комплексную оценку.

Энергетический бенчмаркинг – весьма редкий тип, подразумевающий создание и совершенствование точной модели потребление такого ресурса, как энергия в организации для оценки возможностей сокращения потребления энергии на основе опыта лучших компаний на рынке.

Международный бенчмаркинг – в особый тип выделен бенчмаркинг, включающий себя поиск партнеров в других странах [11, c. 186]. Нередко наилучший опыт может находиться в другой стране и/ или в родной слишком мало потенциальных партнеров. В настоящее время прогресс информационных технологий и глобализация увеличивают возможности для международных проектов. Однако, важно понимать, что может потребоваться больше времени и ресурсов, а результаты необходимо будет тщательно проанализировать из-за ментальных и культурных различий.


Внутренний бенчмаркинг означает поиск партнеров из того же предприятия, к примеру, из структурных подразделений другой сферы деятельности. Основными достоинствами внутреннего бенчмаркинга является более простой доступ к информации.

Внешний бенчмаркинг охватывает в себе поиск других предприятий, которые широко известны как наилучшие в своей сфере. Внешний бенчмаркинг дает возможность обучения у тех, кто располагается на переднем крае, однако требуется помнить о том, что не каждый наилучший опыт может быть применен у других [7, с. 201].

Когда происходит выбор вида бенчмаркинга, то требуется учитывать следующие аспекты:

- цели, которые должны быть достигнутыми;

- доступные ресурсы;

- высокий уровень опыта в выборе вида бенчмаркинга;

- источники самого лучшего опыта [11, c. 187].

Если правильно использовать бенчмаркинг, то от него можно получить максимально возможностей тогда, когда применяются следующие средства: программ культурного обмена; данных и информации о деятельности и наилучшем опыте; создания сетей обмена знаниями. Происходит проталкивание бенчмаркинга как части корпоративной культуры [5, c. 205].

Таким образом, методология бенчмаркинга включает в себя возможности применения данного инструмента во всех сферах деятельности компании – от управления продуктом и конкурентной позицией до оптимизации бизнес-процессов и финансовой политики компании, что и обуславливает выделение различных типов. Каждый из них имеет название, непосредственно характеризующее именно ту область, в которой возможно использование данного типа с целью оптимизации деятельности организации и создания конкурентных преимуществ.

1.3. Методические основы проведения бенчмаркингового исследования

Бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса, на использование целого комплекса средств для систематического обнаружения, оценивания чужого опыта и использования его в работе, он означает выявление основополагающих характеристик при изучении бизнеса других предприятий для разработки своих инноваций и инновационной политики в целом. При этом важной частью использования методологии бенчмаркинга является преодоление внутренних барьеров руководителей, которая означает:


- удовлетворенность руководителя субъекта уже достигнутыми результатами

- нежелание рисковать денежными средствами; другими словами, тратить их на консультации аналитиков и экспертов, на приобретение информации; экономия всех видов ресурсов, в том числе и денежных, на маркетинговые исследования

- страх, опасения, что очень трудно или даже невозможно сделать что-то лучше, чем конкурент, из-за больших затрат ресурсов и денег [4, c. 263].

Бенчмаркинг является достаточно сложным процессом, требующим правильной и продуманной организации и реализации. Для осуществления бенчмаркинга в большинстве случаев создается специальная рабочая группа. Сама же методология бенчмаркинга разделена на 8 основных этапов:

1. Выбор определенной функции бизнеса, объекта бенчмаркинга.

2. Выбор параметров сравнения для данного объекта, это может быть как один параметр, так и группа параметров.

3. Сбор требуемой, необходимой информации об аналогичных организациях.

4. Анализ всей полученной информации, ее систематизация.

5. Разработка проекта инноваций, изменений, вносимых в функцию/ в объект.

6. Обоснование предлагаемых изменений с позиции экономических и технических аспектов.

7. Внедрение разработанных изменений в данный бизнес.

8. Контроль за инновационным осуществлением данного бизнеса, и окончательная оценка качества изменений данного объекта/ функции [9, c. 470].

При использовании методологии бенчмаркинга очень важен и сам процесс подбора партнера/ организации для сравнения. Один из распространённых методов выбора партнера является трехэтапный метод STC, чье название складывается из трех первых букв английских слов, описывающих каждый этап - skim, trim, cream [20].

Первый этап –S – это беглый обзор (от «to skim» - пробежать глазами, бегло прочитать,), в рамках данного этапа делается общий обзор имеющихся источников информации, осуществляется сбор доступных дополнительных данных.

На втором этапе –Т- все приводится в порядок (от «to trim» — шлифовать, приводить в порядок, отделывать), подробно описываются имеющиеся на данный момент сведения.

Третий этап –С- это уже выбор лучших и наиболее подходящих партнеров (от «to cream» - «снимать сливки»).

Важно понимать при этом, что в процессе применение STC конкурентная разведка проводится и используется на всех этапах. Служба конкурентной разведки должна работать на бенчмаркинг в двух режимах:

1. Установление элементов деятельности, то есть направлений, бизнес-процессов, правил, технологий, процедур), по которым конкуренты превосходят организацию


2. Формирование понимания, кто превосходит конкурентов по тем же позициям [3, c. 10].

Основными вопросами для анализа, проводящегося по видам деятельности или подразделениям с целью выделения сильных и слабых сторон, являются следующие:

- Как это делают другие?

- Почему они делают это иначе, по-другому?

- Что позволяет им делать это лучше, какие условия? [3, c. 11]

В рамках концепции бенчмаркинга любой бизнес-процесс в компании должен быть структурирован таким образом, чтобы можно было определить успешность протекания бизнес-процесса и спланировать внедрение необходимых изменений, способных отслеживать будущие достижения компании по совершенствованию бизнес-процессов [7, c. 257].

При помощи бенчмаркинга организация получает возможность определить, почему партнер достиг положительных результатов в той или иной области и какие его действия сопутствовали успеху. Выделены две категории данных, которые получаются по результатам бенчмаркинга:

- показатели деятельности организации, т.е. то, что уже достигнуто;

- с помощью каких методов и технологий это было достигнуто.

При этом анализ только какой-то одной категории данных не даст полного представлений о деятельности организации, сравнение должно обязательно проводиться в тех же областях по одним и тем же показателям.

Проектная деятельность по бенчмаркингу является также достаточно важным и сложным этапом применения методологии бенчмаркинга. Правильная организация и реализация – залог успешности и наибольшей эффективности данной методики [20].

Действия по бенчмаркингу могут быть еще дополнительно разбиты на различные стадии и компоненты в соответствии с такими факторами, как:

- выбранный тип бенчмаркинга;

- цели;

- уровень опыта;

- выбранный подход;

- доступные ресурсы и время [18, c. 21].

Таким образом, методология бенчмаркинга – это сравнительная оценка организации с известными стандартами или лидерами отрасли, это система анализов и мероприятий, требующая правильности определения, применения и серьезной проработанности проектов, что и делает ее достаточно сложной для инициации.

Эффективность бенчмаркинга во многом зависит правильной организации системы сбора информации и реализации всех этапов в рамках методологии. При этом практика показывает, что процесс улучшений безграничен, а бенчмаркинг – это своеобразный вечный двигатель непрерывного процесса улучшения деятельности компании. В связи с этим и очевидны причины резкого роста популярности бенчмаркинга в последние десятилетия – когда конкуренция стала глобальной, в большинстве компаний появилось осознание всестороннего и детального изучения с последующим использованием лучших достижений других компаний ради собственных будущих успехов. Чтобы не остаться позади всех своих конкурентов, процесс изучения и применения передового мирового опыта во всех сферах деловой активности, применения всех видов эффективных технологий должен быть постоянным и непрерывным. И именно методология бенчмаркинга в полной мере дает такие возможности [10, c. 788].


Бесспорно, положительной чертой бенчмаркинга является отсутствие ограничений применения в компаниях любого размера, с разной долей занимаемой ниши на рынке, по мимо всего этого, он является хорошей базой для принятия управленческих решений. Но величина затрат на данный процесс выступает определяющим фактором применения бенчмаркинга или отказа от него. Масштаб исследования, вид бенчмаркинга, возможность получать информацию, мероприятия по исследованию процесса - все это факторы, определяющие стоимость проекта бенчмаркинга. Даже не смотря на все эти определяющие программа бенчмаркинга выигрывает у полноценного маркетингового исследования по уровню затрат. Это становится актуальным, особенно сейчас, в связи с финансовым и экономическим кризисом с которым столкнулся бизнес. Именно сейчас, когда наблюдается снижение платежеспособности предприятий, рост процентных ставок по кредитам и займам, когда встает вопрос об отказе долгосрочного стратегического планирования – бенчмаркинг может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности.

Таким образом, новая модель бизнеса, пришедшая в компании вместе с бенчмаркингом, способствует формированию системного мышления, чего зачастую так не хватает малым фирмам. Эталонный анализ способствует пониманию и внутренней системе, вокруг которой построена компания, и внешняя система, которая влияет на нее. Бенчмаркинговый подход дает организации возможность заимствовать лучший опыт других компаний, избегая "изобретения колеса". Культура предпринимательской деятельности в организации будет ориентирована на такие ценности, как способность рабочих к обучению, повышение собственного потенциала, что, в свою очередь, служит толчком для развития организации. В итоге компания сможет укрепить свою конкурентную позицию, а также добиться повышения степени удовлетворенности покупателей.

2. Применение бенчмаркинга на примере ООО «Золотой бычокъ»

2.1. Общая характеристика предприятия

ООО «Золотой бычокъ» функционирует на рынке мясной продукции и владеет магазином розничной торговли. Основным законом, который регулирует деятельность предприятия является федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (часть первая) и Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ [1; 2].