Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников (МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани 20).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая численность персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов сократилась на 8 человек за счет сокращения специалистов на 4 человека и рабочих на 3 человека. Уровень квалификации персонала в 2015 г. вырос на 7 % в связи с тем, что большее число сотрудников прошли аттестацию на квалификационный уровень. Значительную долю сотрудников составляют кадры пенсионного возраста. Так на их долю в 2014 г. приходилось 14,5 %, а в 2015 г. пришлось 14,2 %, что было вызвано сокращением численности персонала учреждения.

Возрастной состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов представлен в таблице 2 (в абсолютном выражении) и диаграмме (рисунок 2 в относительном выражении). Большинство работающих МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов в возрасте старше 50 лет – 32,93 %, причем в основном это специалисты (учителя). На долю молодых сотрудников приходится всего 17,68 % всей численности кадров образовательного учреждения (рисунок 2).

Таблица 2

Возрастной состав работающих МБОУ СОШ № 12

Категории персонала

До 30 лет

От 31 до 40 лет

От 41 до 50 лет

От 51 года и старше

Руководители (директора и замы)

1

2

1

4

Специалисты (учителя и воспитатели)

25

32

26

45

Служащие (делопроизводители)

1

1

1

0

Рабочие

2

8

10

5

Итого:

29

43

38

54

В процентах от общего числа работающих

17,68

26,2

23,2

32,93

Рисунок 2 - Структура сотрудников МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов по возрасту за 2015 г., %

Качественный состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов представлен в таблице 3 (в абсолютном выражении) и диаграмме (рисунок 3 в относительном выражении).

Большая часть сотрудников школы имеет высшее образование (65 % от общей численности персонала), но доля персонала со средним профессиональным образованием, также высока и составляет 31 %.


Таблица 3

Качественный состав работающих в МБОУ СОШ №12

Категории

Высшее образование

Среднее

профессиональное

образование

Среднее

Служащие (делопроизводители)

2

1

0

Специалисты (учителя и воспитатели)

90

38

0

Руководители (директора и замы)

8

0

0

Итого:

107

51

6

В процентах от общего числа работающих

65,24

31,10

3,66

Рисунок 3 – Структура персонала МБОУ СОШ № 12 по образованию, %

Большая часть педагогического коллектива школы имеет стаж работы более 20 лет (это 70 % педагогов), при этом молодых сотрудников со стажем до 5 лет в школе работает всего 15 % (рисунок 4). Таким образом, можно говорить о старении педагогического коллектива и увеличении доли педагогов-пенсионеров и предпенсионного возраста. В 2014 г. нежелание молодых педагогов работать объяснялось невысокой оплатой труда и отсутствием карьерных и материальных стимулов для них. Но в 2015 г. ситуация изменилась, в связи с увеличением заработной платы наметилась положительная тенденция по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения.

Рисунок 4 – Структура педагогических кадров школы по стажу в 2015 г., %

Большая часть педагогического коллектива школы имеет стаж работы более 20 лет (это 70 % педагогов), при этом молодых сотрудников со стажем до 5 лет в школе работает всего 15 % (рисунок 5). Таким образом, можно говорить о старении педагогического коллектива и увеличении доли педагогов-пенсионеров и предпенсионного возраста. В 2011-2012 гг. нежелание молодых педагогов работать объяснялось не очень высокой оплатой труда и отсутствием карьерных и материальных стимулов для них. Но в 2012-13 году ситуация значительно изменилась, в связи с увеличением заработной платы наметилась положительная тенденция по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения.


2.2. Анализ психологических методов управления персоналом в МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов

Управление персоналом организации требует особого анализа, поскольку человеческий ресурс – в целом, один из наиболее значимых ресурсов организации. В школе же он приобретает особое значение по нескольким причинам. Во-первых, это ресурс, находящийся в ведении руководителя в рамках финансовой и материальной ограниченности ресурсов. Во-вторых, персонал школы – это, прежде всего, педагоги, от качества работы которых зависит не только успешность самой школьной организации, но и развитие учеников.

Психологический климат в коллективе создается в основном в профессиональной среде (формальной обстановке). В школе проводятся такие мероприятия, как корпоративные вечеринки, выезды на природу, туристические слеты, соревнования среди учителей и прочие. Именно такие меры позволяют в неформальной обстановке улучшить психологический климат в коллективе.

Специфическим методом развития для педагогов может выступить и индивидуальная работа с психологом по проработке возникающих проблем в общении с учащимися, по подаче материала. Однако на данный момент для таких форм работы нет соответствующего ресурса ни внутри школы, ни на уровне управлений образованием.

Важнейшим направлением психологической поддержки в школе является решение психологических проблем молодых специалистов в процессе адаптации. Молодые специалисты, приходящие в МБОУ СОШ № 12, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии школьников, образовательных методик, освоению новых педагогических технологий. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Для выявления проблем, с которыми молодые педагоги сталкиваются в процессе адаптации, проведен опрос, результаты которого представлены на рисунке 5. При ответе на вопрос «Что мешало процессу адаптации?»
в первую очередь молодые педагоги указали на недостаток опыта (так ответили 69,9% педагогов). Можно предположить, что в данном случае сказываются и существенные недостатки полученного образования, в том числе в плане практической работы. Данное предположение находит подтверждение в оценке уровня квалификации молодых педагогов администрацией МБОУ СОШ № 12: все руководители школы считают, что уровень квалификации молодых специалистов не является высоким.


Рисунок 5 – Проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги в процессе адаптации

Следующими в иерархии факторов, мешающих процессу адаптации,
являются взаимоотношения с учащимися (10,5 %) и высокая учебная нагрузка (5,9 %). В данной ситуации особенно значимой становится поддержка коллег и администрации и организация специальной психологической помощи. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Эта проблема частично решается с использованием системы наставничества. Однако, зачастую наставники могут дать молодому специалисту советы по методике работы, разрешить профессиональные вопросы, но не владеют методами психологической поддержки. Очевидно, что здесь необходимо привлечение специалиста-психолога.

Другая актуальная проблема педагогов – это сложность процедура прохождения аттестации. Одна из причин нежелания прохождения педагогами аттестации на получение более высокой категории – это страх перед процедурами аттестации, то есть психологическая неготовность к ней. Большинство педагогов МБОУ СОШ № 12 отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.

В МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов имеет место также проблема «старения» педагогического коллектива проявляется, в первую очередь, в синдроме «профессионального выгорания». Для подтверждения этого вывода проведено анкетирование по методике Н. Е. Водопьяновой, Е. А. Старченковой (Приложение 2), результаты которого представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Оценка уровня профессионального выгорания в МБОУ СОШ № 12

Анализ анкет показал, что у 34 % складывается симптом профессионального выгорания, что обусловлено эмоциональным истощением, длительным профессиональным стажем.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, что для МБОУ СОШ № 12 необходима разработка рекомендаций, направленных на совершенствование психологической поддержки работников.

2.3. Рекомендации по совершенствованию методов


психологического управления работниками МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в МБУ СОШ № 12 необходима организация психологической поддержки педагога в процессе подготовки к аттестации. Эту работу предлагается проводить в несколько этапов, представленных в таблице 4.

Таблица 4

Этапы психологической поддержки педагогов в процессе подготовки к аттестации

Этап

Содержание работ

Ответственный

1

Анкетирование «Проблемные зоны». Анализ результатов анкетирования. Составление диаграммы психологического анализа деятельности педагога и заполнение карты готовности педагога к аттестации Формирование рекомендаций

Психолог школы

2

Составление индивидуального плана подготовки к аттестации с учетом рекомендаций психолога, пожеланий педагога и выявленных проблемных зон.

Руководители ММО

Создание психологического настроя педагога на аттестацию.

Работа по устранению личностных дисгармоний, мобилизации скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем (программа «ИБИС»)

Психолог

Для устранения личностных дисгармоний; мобилизации скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, предлагается использование программы «ИБИС». Цель программы - обучение приемам саморегуляции в стрессовой ситуации.

Задачи программы «ИБИС»:

  • заложить основы для поддержания хорошего психического здоровья, повышение качества жизни;
  • сформировать адаптивный тип взаимодействий с внешней средой за счет умения найти требуемое равновесие между необходимым уровнем возбуждения и релаксации в стрессовой ситуации;
  • сформировать осознание личной ответственности за свое собственное физическое и психическое здоровье.

Показателями эффективности работы на этапе «Партнерство» являются: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; улучшение их эмоционального самочувствия; снятие напряжения и чувства дискомфорта; создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.

Для снижения симптома профессионального выгорания предлагается проведение мероприятий, представленных в таблице 5.